Файл: Лекция по логике....docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 8926

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в сократовских школах в IV в. до н. э. воз­родилась софистика, но она отличалась от софистики V в. до н. э. прежде всего тем, что последняя развивалась на почве рито­рики и в ее рамках, тогда как новая софистика носит по преиму­ществу логический характер: она вскрывает апории в теории познания и логике, ставит вопросы о сущности суждения, о пре­дикации, об отрицании и контрадикторности суждений и т. п.

Платон

Из учеников Сократа наибольшую известность приобрел Платон (428—347 гг. до н. э.), создавший систему объективного идеализма. Платон был идеологом рабовладельческой аристо­кратии, и основанная им Академия стала центром политической реакции в Афинах.

Исходя из учения Сократа об общих понятиях как сущности вещей, Платон превращает эти общие понятия в абсолютные идеи, которые существуют сами по себе, вне познающего субъ­екта и независимо от материального мира. По учению Платона, идеи первичны, вечны и неизменны и образуют особый потусто­ронний мир, который является «истинным бытием». Этому миру противостоит материя, нечто хаотическое и бесформенное, в ко­торой отражаются идеи. Благодаря их отражению это «небы­тие» становится миром чувственных вещей. В материальном из­менчивом мире отражаются вечные неизменные идеи, которые являются прообразами всех существующих в нем вещей. Эти вещи суть только «тени» идей.

Платон развил обширную преподавательскую и литератур­ную деятельность, в которой значительное место было отведено вопросам теории познания и логики.

Истину и знание, по Платону, следует искать не в данных чувственного восприятия, не в ощущениях, а в чистой деятель­ности духа. Лишь тот метод исследования, по учению Платона, является строго научным и ведет к истине, в котором опериру­ют с чистыми понятиями. Диалектика как учение об истинно сущем имеет дело только с чистыми понятиями, с идеями. Отличие знания от мнения, по Платону, заключается в сознании необходимости мыслить вещь именно так, а не иначе. А для этого надо познать основания — почему именно данная мысль истинна. Правильное мнение ста­новится знанием через познание оснований. Только в этом слу­чае мы можем быть уверены, что у нас действительно прочное знание, а не изменчивое мнение.

Диалектика Платона есть учение о понятии. Диалектический метод Платона заключается в образовании понятий («синагогэ»), в процессе которого многообразие данного сводится к единому понятию, и в делении понятия на его виды («диайрезис»). Первый прием есть восхождение к более общему, вто­рой— нисхождение к менее общему. Платоновский прием «си нагогэ» есть дальнейшее развитие сократовской индукции. По­нятие должно определять существенное в вещах. Сущность же вещей заключается в том общем, в чем все вещи, принадле­жащие к одному роду, совпадают. Исследование у Платона, как и у Сократа, ведется посредством приведения примеров. Чтобы избежать возможной ошибки неполноты и односторонности оп­ределения, не охватывающего всю сущность предмета, подби­раются разнородные примеры и восхождение к самому общему понятию совершается постепенно.


Платоновское «синагогэ» отличается от современного поня­тия индукции тем, что у Платона общее выводится не из эмпи­рических данных, взятых во всей их полноте, а конкретный чувственно воспринятый материал служит лишь средством для того, чтобы пробудить в душе воспоминания об идеях, созер­цавшихся ею в потустороннем мире.

Особенность логического деления понятий у Платона состоит в том, что оно применяется не в целях классификации множест­ва вещей, а в целях дефиниции одного какого-либо предмета для исключения всего того, что не относится к данному предме­ту. Поэтому излюбленный прием логического деления у него — дихотомия, которая затем становится тетратомией (когда при­меняются два основания деления).

Для логического деления Платон устанавливает следующие правила. Кто хочет дать правильное деление, тот не должен вносить в вещи произвольные различия, но должен отыскивать различия в самих вещах. Надо искать естественные расчлене­ния родовых понятий. При этом следует соблюдать два условия: 1) делить по действительным качественным различиям, а не просто по количественным и 2) не пропускать промежуточных ступеней. Без соблюдения этих двух условий мы получим искус­ственное деление. Конечная задача — посредством логического деления видов и подвидов отыскать весь объем родового поня­тия и создать систему понятий.

В своей концепции истины Платон примыкает к метафизи­ческой позиции Парменида, и, исходя из нее, он говорит, что об изменчивом преходящем предмете не может быть высказано истинное утверждение (истинное в собственном, строгом смысле слова). По Платону, понятие истины требует не только формаль­ной последовательности мышления и не только правильного со­ответствия представлений отображаемой ими реальности, но и еще истинного объема, а таковым является только идея. Плато­новские же идеи суть гипостазированные элементы действитель­ности, отвлеченные от конкретной связи, в которой они даны в действительности, изолированные, взятые в застывшем виде и превращенные в самостоятельные сущности.

Теория идей Платона является типичной метафизической доктриной, отрицающей движение и изменение подлинно сущего и уничтожающей живую связь действительности. Критикуя уче­ние школы Гераклита, Платон говорит, что признание абсолют­ной изменчивости вещей несовместимо с логическим законом противоречия, который является основным законом мышления. Без этого основного закона невозможны никакое мышление и никакое познание; мышление по самой своей природе связано с этим законом, и взгляд Гераклита именно потому ложен, что он противен природе мышления. Для Платона основное условие мышления — постоянный, пребывающий объект.

Понятие не может принять в себя свою противоположность — это положение Платон высказывает в диалогах «Федон» и «Го­сударство» (IV и X книги). В «Федоне» закон противоречия вы­ступает в качестве одного из главных аргументов, доказываю­щих бытие идей. Каждая идея есть только то, что она есть, и поэтому она совершенно проста. Две единицы, прибавленные друг к другу, не могут дать два, ибо прибавление не порождает новую идею. Прибавление есть только субъективная сторона вечного отношения между идеей единицы и идеей двух, сущест­вующего независимо от нашего разума.


Платон пользуется законом противоречия как нормой мыш­ления. Он понимает этот закон в том смысле, что любая опреде­ленная вещь не может в одно и то же время в одном и том же отношении иметь противоречивые свойства. Логические законы тождества и противоречия, применяемые Платоном, отличны от формально логических законов тождества и противоречия в том виде, как последние выступают уже у стоиков. Платон опреде­ленно выставляет в качестве критерия истинного суждения по­ложение: «Истинное суждение высказывает бытие, как оно есть в действительности, ложное суждение высказывает бытие, как оно не есть на самом деле».

Платоновский закон тождества есть логический закон в ста­ро метафизическом смысле: он утверждает постоянство (неиз­менность) истинного бытия, а потому также и истинной мысли. Платоновский закон тождества отличается от формально-логи­ческого еще и тем, что в противоположность абстрактному ха­рактеру последнего Платон подвергает критике единство, ли­шенное различия, и показывает сосуществование противополож­ностей (в «Филебе» и особенно в «Пармениде»).

Для Платона законы тождества и противоречия суть законы самого бытия. Лишь в X книге «Государства» закон противоре­чия трактуется как закон мышления. Закон достаточного осно­вания формулируется в «Федоне», где сказано, что не следует доверять простой вероятности; подобно тому, как в геометрии нет места для вероятности, так же должно быть и в остальных науках.

Платон неоднократно в своих диалогах опровергает положе­ние софистов и эристиков о том, что все истинно. Для опровер­жения этого положения у Протагора Платон (в «Теэтете») заим­ствует у Демокрита прием «перитропэ». Положение Протагора обращается против него самого.

У Платона теория научного метода строится на теории ос­новных логических функций. Суждение, по его учению, есть эле­ментарная форма соединения представлений. Можно даже ска­зать, что высказанное суждение идентично с самим мышлением, ибо мышление, по Платону, есть внутренняя беседа души с со­бой. Поэтому для Платона суждение есть наиважнейший эле­мент философии, уничтожение которого есть уничтожение само­го мышления и самой речи.

По своей логико-грамматической структуре суждение пред­ставляет собой объединение имени, т.е. подлежащего, и глаго­ла, т.е. сказуемого. Оно есть или утверждение или отрицание. Теория суждения развита Платоном в диалоге «Софист»

Прантль в «Истории логики» пишет, что в логике Платона суждение предшествует понятию. Диалектика, по Платону, есть соединение общего и частного. Выражением этого соединения является суждение. Платон различает два способа выражения: простое называние и связное выражение посредством суждений.

Исследователь логики Платона Лютославский устанавлива­ет, что первоначально в логике Платона самыми элементарными мыслями признавались понятия; в противоположность этому в диалоге «Софист» выясняется значение суждения как первого элемента познания.


В диалоге «Теэтет» Платон учит, что суждение есть новое единство по сравнению с входящими в него понятиями. Анализ природы суждения показывает, что оно существенно отличается от понятий, из которых оно состоит, не -есть просто сумма его компонентов. Таково то новое учение, которое Платон развивает в своих так называемых диалектических диалогах, тогда как, согласно его первоначальной теории, познание являлось интуи­тивным постижением идей.

Уже в диалоге «Федон» Платон учит, что истины о бытии следует искать не в понятиях, а в суждениях. В «Софисте» же это учение получает дальнейшее развитие. Здесь Платон вносит следующие изменения в свое прежнее учение. Если понятия (идеи) совершенно отделены друг от друга, то можно только сказать: «Человек есть человек», «Хорошее есть хорошее» и т. п. Если же все идеи могут смешиваться, то движение может предицироваться о покое и покой — о движении. Мы должны отверг­нуть и совершенную изолированность идей, и их всеобщее сме­шение. Остается принять, что некоторые идеи допускают взаим­ное соединение, а другие не допускают. Диалектика определяет, какие соединения идей возможны и какие невозможны. Функ­ция диалектики — определять, какие роды согласуются между собой и какие взаимно исключают друг друга.

Таким образом, Платоном дан очерк теории суждения, кото­рую затем развил Аристотель, но сам Платон не извлек ника­ких следствий из своего учения о месте суждения в познаватель­ном процессе. Правда, в «Теэтете» он близко подходит к поло­жению, что истинным или ложным может быть только суждение, однако прямо этого он не высказывает.

Платон признавал два основных рода суждений: эмпириче­ские и чистые разумные.

Платон считает, что эмпирическое суждение возможно только на основе чистого. Так, например, по его мнению, в основе эмпи­рического суждения о равенстве в чувственно воспринимаемых вещах лежит чистое суждение разума о равенстве. Это учение дано Платоном в «Теэтете». Судить — значит устанавливать от­ношения между терминами, а отношения суть отношения тожде­ства, различия, равенства, неравенства и т. д. Они универсаль­ны, абсолютны, необходимы, каковы бы ни были термины, кото­рые они соединяют. Всякое суждение есть только приложение этих общих отношений к различным предметам.

Это учение Платона направлено против положения Протагора, которое берется в крайнем смысле (или, вернее, из положе­ния Протагора делается крайний вывод): суждения индивида не составляют исключения из универсального закона текучести всего существующего. Следовательно, по Протагору, суждения изменчивы, в них нет ничего устойчивого. Полемизируя с Протагором, Платон впадает в противоположную крайность, прини­мая вечные чистые разумные суждения. По Платону, восприя­тие еще не есть познание воспринятого. Не сами по себе впечат­ления, а суждения о них истинны или ложны.


Платон ставит проблему предикации и дает следующее ре­шение вопроса о соединении субъекта и предиката: соединяются не противоположные, а лишь различные сущности. Каким обра­зом одной и той же вещи приписываются различные свойства? Каким образом нечто может вместе с тем быть и иным? Каким образом единое может быть и многим? Каким образом возмож­ны Л и не-Л? Все это возможно, по Платону, так как Л и не-Л не необходимо исключают друг друга: не-Л означает не противо­положность Л, а все от него отличное.

Платон, так же как и его противники эристики, считает, что связка в суждении («есть») обозначает реальное бытие Копулятивное бытие имеется точно так же, как и экзистенциальное бытие (в смысле существовать). Проблема предикации в логи­ке Платона связана с вопросом о собственном смысле копулятивно-реального бытия. Эта проблема соединения понятий реша­ется у Платона в диалоге «Софист» следующим образом. Все идеи «принимают участие» как в сущем, так и в не-сущем, что и служит основанием для соединимости и несоединимости идей.

Рассмотрим учение Платона об отрицании и противополож­ности. Платон отличает отношения различия от отношения про­тивоположности. Различие (или иное) есть небытие, но оно не есть противоположность. Бытие и небытие вовсе не суть исклю­чающие друг друга противоположности. С отрицанием еще не дано противоречие. Всякое сущее есть в весьма многих отноше­ниях не-сущее.

По учению Платона, небытие включает в себя всякую вещь, кроме абстрактной идеи бытия. И частица «не» указывает толь­ко на инобытие, или различие, а не на противоположность. Не­большой не есть необходимо малый. Таким образом, Платон вводит изменение в значение понятия небытия. Только абстракт­ное понятие небытия контрадикторно абстрактному понятию бы­тия. Но когда бытие является комплексом детерминаций мыш­ления, небытие служит отрицательной стороной (отрицательным аспектом) этих детерминаций и, следовательно, частью бытия. Бытие и различие суть две категории, которые проходят через все вещи. Платон показывает, что оба понятия (бытие и небы­тие, или негаодя) необходимо присутствуют во всяком акте мышления. С этой точки зрения бытие — «сумма всех позитив­ных понятий». Негация же в форме различия проходит через все вещи, отделяя любую из них от любой другой.

Отделение столь же существенно для мышления, как и со­единение. Отсюда возникает третье понятие о бытии как о сум­ме всех истинных детерминаций (позитивных и негативных). Это опять отличается от того, что не есть бытие (т.е. от того, что нереально или ложно).

Возможность ложных суждений Платон объясняет тем, что имеются некоторые контрадикторные понятия (например, дви­жение и покой), которые несоединимы друг с другом; они суть не иные, но противоположные. Суждение, связывающее такие понятия, ложно. Именно этим ложное суждение отличается от отрицательного. Для объяснения ложного суждения недостаточ­но небытия, которое означает лишь различие.