Файл: Лекция по логике....docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 8933

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое расширенное понятие истины основывается на предпо­ложении, что предмет мысли (представление или «понятие) срав­нивается с реальным объектом, отображением которого он явля­ется, и в качестве истинного признается то представление или понятие, которое адекватно отражает то, что существует в дей­ствительности. Мыслимое ложно в том случае, если ему или вообще не соответствует ничего в действительности, или если соответствующий реальный предмет в нем отображен неверно. Это — материальная ложность, и она заключается в несоответ­ствии мыслимого реальным объектам. Другой вид ложности — ложность суждения. Она заключается в том, что несуществую­щее высказывается как существующее, т.е. предикат приписы­вается субъекту, которому он не принадлежит. Формула ложного суждения: «Не-А есть А».

Отдавая дань метафизике своего учителя Платона, Аристо­тель различает два вида суждений: вечные необходимые сужде­ния, относящиеся к области вечных неизменных объектов, и суж­дения, относящиеся к кругу изменяющихся вещей. Так как объекты, подверженные изменению, возникновению и уничтоже­нию, не пребывают всегда тождественными себе, то и суждения о них не являются устойчивыми. Будучи истинными, пока их объекты остаются равными себе эти же суждения становятся ложными, когда объекты изменяются во времени. В аристотелев­ском учении об истине это деление суждений имеет существен­ное значение. Только первые суждения образуют область строго­го знания, вторые же суть просто мнения и не имеют строгого научного характера.

Сообразно с этим делением суждений и понятие истины у Аристотеля делится на два вида: вечная абсолютная истина и истина, которая в потоке времени переходит в свою противопо­ложность и становится ложной.

Основным законом мышления у Аристотеля является закон противоречия. Аристотель называет этот закон самым не­оспоримым принципом.

Аристотель дает несколько формулировок этого закона. В он­тологической формулировке он выступает как наивысший закон самого бытия. Он гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время и в одном и том же отношении и было и не было присуще одному и тому же» («Метафизика», IV, 1005 b 19). Наряду с этой развернутой формулировкой дается краткая онто­логическая формула: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было». При этом Аристотель упоминает учение Гераклита, что одна и та же вещь и существует, и не су­ществует, и утверждает, что это учение никто не может серьезно признавать. Здесь Аристотель оказывается не в силах понять диалектику Гераклита и отмахивается от нее, будучи не в со­стоянии ее опровергнуть. Наряду с указанными двумя онтологи­ческими формулировками закона противоречия у Аристотеля часто встречаются и чисто логические формулировки этого за­кона.


В качестве достовернейшего положения приводится закон: «Невозможно, чтобы одновременно были истинными противопо­ложные суждения», или: «Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же» («Метафизика», IV, 6, 10НЬ 15).

Аристотелем даются и сокращенные логические формулы: «Невозможно вместе истинно и утверждать и отрицать» или: «Не­возможно вместе утверждать и отрицать».

По Аристотелю, наивысший закон бытия: «Сущее существует, не сущее не существует, невозможно одной и той же вещи суще­ствовать и не существовать», — есть вместе с тем и наивысший закон истины: одно и то же суждение не может быть вместе и истинным и ложным. Этот закон истины, по Аристотелю, являет­ся выводным, он есть необходимое следствие первоначального онтологического принципа. Таким образом, онтологическая фор­мулировка закона противоречия является основной. Закон про­тиворечия у Аристотеля не является исключительно принципом мышления, как в формальной логике. Принцип противоречия для Аристотеля есть прежде всего принцип самого бытия, но он является также и законом истины.

Онтологический принцип образует основу всего научного зда­ния. Этот принцип имеет и вторую сторону — объективно-логи­ческую, которая дана непосредственно вместе с онтологической. Объктивно-логическая формулировка принципа: «Утверждение и отрицание не могут быть вместе истинными» — служит осново­положением, из которого выводится правило, что одному и тому же субъекту не могут быть присущи противоположные предика­ты. И отсюда уже следует субъективная необходимость при­знавать закон противоречия, т.е. психологическая невозмож­ность принимать, что нечто есть и не есть.

Принцип противоречия в его метафизической и объективно-логической формулировках, по Аристотелю, является основопо­ложением недоказуемым, непосредственно очевидным, ибо вся­кий, кто приводит какое-либо доказательство, сводит его к этому положению как последнему; ибо по природе оно есть начало для всех других аксиом. Оно — достовернейшее из всех начал, оно — начало начал.

Это положение нельзя обосновать в собственном смысле сло­ва, однако можно опровергнуть противоположный ему взгляд, показав абсурдность вытекающих из него следствий. В этом по­следнем смысле можно дать ему доказательства.

Первым таким косвенным доказательством у Аристотеля слу­жит возражение противнику, который оспаривает закон противо­речия, заключающееся в том, что, поскольку он нечто высказы­вает, постольку он на деле признает этот принцип. Ибо гово­рить — значит высказывать слова, имеющие определенное зна­чение для других и для себя. Высказывая нечто, что должно иметь определенное значение, он (противник) тем самым при­знает закон противоречия, по крайней мере в определенной области и в определенном объеме. Предпосылкой для каких бы то ни было высказываний является однозначная определенность и безусловное постоянство значений слов.


Слово (а) означает одно понятие (а) и, следовательно, не другое (не-а). Основная формула такова: «а не есть не-а». Смысл закона противоречия в этом аспекте таков: «а не может иметь тот же самый смысл, какой имеет то, что по своей сущности не есть а», следовательно, «а есть а и поэтому не есть не-а».

Однако при таком понимании смысла закона противоречия его значимость замыкается в слишком узкие границы. Так, Антисфен учил, что правильно только то высказывание, которое о субъекте высказывает только его понятие (например, о человеке можно лишь сказать: «Человек есть человек», высказывание же о человеке какого-либо другого предиката недопустимо). Антисфен принимал исключительно возможность суждений тождества (идентичных суждений). По учению Антисфена, о каждой вещи можно лишь утверждать, что она есть именно эта вещь; нельзя никакой вещи приписывать множества признаков, ибо каждая вещь есть нечто единичное и как таковая она абсолютно отлична от всего другого. Критикуя взгляд Антисфена, Аристотель указы­вает, что субъекту могут быть присущи различные предикаты, как существенные, так и несущественные.

В известном смысле предикат, выражающий несущественное свойство (например, белый), относится к своему субъекту (че­ловек) , как не-а к а. Предикат не-а высказывается о субъекте а не в том же смысле, в каком о нем высказывается его сущность а. Если бы закон противоречия выводился из предпосылки, что со всяким словом твердо связано только одно понятие, исключаю­щее все другие понятия, то в этом случае значение закона проти­воречия было бы ограничено суждениями тождества. Примене­ние же его к суждениям с предикатами, выражающими несу­щественные свойства, были бы ложно. Ибо для таких суждений справедлива была бы формула «а есть не-а».

Таким образом, закон противоречия в том понимании и обос­новании, какие даны в первом доказательстве, не имеет силы для суждений, высказывающих несущественные свойства. Между тем в своей первоначальной формулировке закон относился и к этим суждениям. Возникающее таким образом затруднение ослабляет­ся, если закону противоречия придать несколько иное значение, а именно, если принять ту предпосылку, из которой исходит пер­вое доказательство, собственным смыслом и содержанием всего этого закона.

В таком случае смысл данного закона ограничивался бы лишь устойчивостью понятий и суждений. Закон констатировал бы исключительно «однозначность акта суждения», т.е. в этой интер­претации он высказывал бы лишь то, что всякий, кто сознательно что-либо утверждает, утверждает именно то, что он утверждает.

В других доказательствах закона противоречия у Аристотеля из опровержения закона противоречия выводятся абсурдные следствия. Далее указывается, что если бы противоположные суждения об одном и том же субъекте были бы одновременно зна­чимы, тогда «все было бы едино».


Дело в том, что если бы о всяком субъекте по желанию можно было бы утверждать или отрицать любой предикат, то один и тот же субъект одновременно мог бы, например, быть кораблем, стеной и человеком.

Аристотель указывает, что отрицание принципа противоречия встречается в различной степени. Или его совершенно оспаривают и обо всем прямо утверждают, что оно белое или одновре­менно не белое, существует и одновременно не существует, или же придают закону ограниченное значение, но в таком случае нужно определенно указывать границы его применения.

Переходя к субъективно-психологическому аспекту закона противоречия, Аристотель указывает, что если признавать все суждения — в том числе и противоположные — истинными, то придется вместе с тем признавать, что они все ложны. Ибо стоя­щий на точке зрения, что все суждения истинны должен будет объявлять свои собственные высказывания ложными. Однако психологически невозможно признавать всякое суждение одно­временно и истинным и ложным. Принимающий это не будет принимать ничего определенного. Наряду с психологической не­возможностью Аристотель ссылается и на практику. Все поведе­ние людей служит доказательством значимости этого закона. В практической жизни люди считают, что одно лучше, а другое хуже. Определенность поведения людей базируется на значи­мости закона противоречия.

Возражая противникам, Аристотель приводит и следующий аргумент. Если бы в сущем все обстояло одновременно так и не так и поэтому и в мышлении утверждение и отрицание о чем-ли­бо было бы одновременно истинно, то было бы непонятно, как можно приписывать субъективным положениям большую и мень­шую истинность. Например, кто 4 считает за 5, тот ошибается, но не в такой степени, как тот, кто считает 4 за 1000. Очевидно, первый ошибается менее, т.е. первый стоит ближе к истине, чем вто­рой, а если так, то должна быть абсолютная истина, исходя из которой можно измерять различия степеней приближения или удаления от нее.

Аристотель проводит различие между серьезными противни­ками, которые руководствуются философскими соображениями, и противниками, которые занимаются чисто эристическими фоку­сами. Серьезные противники выдвигают соображения, во-первых, метафизические, во-вторых, гносеологические. Метафизические соображения исходят из понятия возникновения. Говорят, что ничто не может возникнуть прямо из небытия, поэтому тот суб­страт, из которого что-нибудь возникает, должен заранее иметь противоположные предикаты и вследствие этого должно призна­ваться одновременно истинным как контрадикторно, так и конт­рарно противоположное. Аристотель на это возражает, указывая, что здесь смешивается потенциальное и актуальное бытие. Что касается гносеологических соображений, то выдвигается поло­жение, что единственным источником познания является чувст­венное восприятие. Между тем ощущения у отдельных людей различны: что одному кажется сладким, то другому — горьким. Ощущения неодинаковы не только у разных живых существ, но и у одного я того же лица. Поэтому не остается ничего иного, как считать истинным все, что таковым кажется кому-либо. Все одинаково истинно.


Аристотель подвергает этот взгляд весьма тщательному ана­лизу. Действительно, изменяющиеся вещи могут дать повод рас­сматривать их таким образом. Аристотель сам разделяет мне­ние, что если бы все было в постоянном изменении, то истина бы­ла бы невозможна: все одновременно и существовало бы и не су­ществовало. Однако, по его мнению, само возникновение и исчез­новение возможны только на основе бытия, следовательно, пред­полагают нечто сущее.

Далее, Аристотель считает, что здесь смешивается изменение в количестве и изменение в качестве. По Аристотелю, количест­венное изменчиво, но наше познание имеет прежде всего своим объектом не количественное, но качественное, а именно — поня­тие, которое служит определением качественного становления, но при этом само пребывает вечно равным себе. Понятие для Ари­стотеля есть действительное, неизменяющееся бытие. Сверх того, по Аристотелю, положение, что чувственно воспринимаемое под­вержено постоянному изменению, справедливо только для под­лунного мира, который есть лишь малая частица Вселенной. Остальному присуще неизменное вечное бытие.

Признавая, что один и тот же объект может вызвать различ­ные ощущения — вследствие изменения самого объекта или из­менений воспринимающих тел — Аристотель указывает, что при всех этих изменениях есть нечто, что остается всегда равным се­бе: это именно само качество ощущения. Например, ощущение сладкого будет то же, что и раньше, оно во все времена будет оставаться одним и тем же. Это значит, что ощущение сладкого как таковое имеет свои определенные характерные черты, кото­рые оно всегда сохраняет, и если именно эти черты будут о нем высказываться, то суждение будет необходимо истинным.

Таким образом, Аристотель доказывает значимость закона противоречия и для мышления в понятиях и для чувственного восприятия.

Переходим к учению Аристотеля о законе исключенного третьего. Основная формулировка его у Аристотеля такова: «Равным образом не может быть ничего посредине между дву­мя противоречащими друг другу суждениями, но об одном одно необходимо либо утверждать, либо отрицать» («Метафизи­ка», IV, 7, 1011 в 23).

Но часто Аристотель приводит более краткие формулировки: «Необходимо все либо утверждать, либо отрицать», или «Обо всем истинно или утверждение или отрицание», или «Все долж­но или быть или не быть».

Что нового вносит закон исключенного третьего по срав­нению с законом противоречия? Закон противоречия оставлял еще открытым вопрос, возможно ли нечто среднее между утверж­дением и отрицанием. Отрицательная часть формулы закона ис­ключенного третьего устанавливает, что такой возможности нет. Однако из отрицательной части еще не следует положительная часть: если кроме утверждения и отрицания нет ничего среднего, то этим еще не исключен тот случай, что утверждение и отрица­ние могут быть одновременно истинны. Эта возможность отбра­сывается законом противоречия, и положительная формулировка закона исключенного третьего включает в себя то, что утверж­дается законом противоречия.