Файл: Разработка модели налоговой оптимизации на малых предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12

Введение
Организация и развитие малого предпринимательства в современных условиях жизни играет существенное значение, это определяется тем, что этот сектор охватывает все сферы жизни государства. С точки зрения экономики и политики малый бизнес оказывает влияние на увеличение доходной части бюджетов всех уровней. На рынке создается конкурентная среда путем насыщения различными товарами и услугами. Субъекты малого бизнеса легко адаптируются к изменяющимся экономическим условиям, обеспечивая такими товарами и услугами, которые более крупные организации не способны производить из-за экономических причин. Этот сектор экономики оказывает воздействие на социальную жизнь общества государства: создаются новые рабочие места, что помогает государству снизить уровень безработицы и увеличить уровень жизни; влияет на уровень грамотности населения путем развития бизнеса в таких сферах как образование, культура, искусство и т.д.
Основополагающий инструмент, оказывающий влияние со стороны государства на малый бизнес, является налоговая нагрузка. Алгоритм выбора специального налогового режима на этапе создания организации позволит предпринимателю целесообразно распланировать свои ресурсы и в дальнейшей жизни организации грамотно построить фискальную составляющую.
Данный вопрос освещен в работах авторов Литвинов О.В.,
Семина И.В., Бондаренко Т.Н., Войнова Е.Л., Рыбин Н.И.
Проблема исследования заключается в том, что возникает необходимость в применении инструмента, позволяющий сделать выбор специального налогового режима для малых предприятий. Гипотеза исследования – оптимальным режимом налогообложения для предприятий, оказывающие ветеринарные услуги является УСН.

13
Объектом исследования служат специальные налоговые режимы.
Предметом исследования являются аспекты применения специальных налоговых режимов.
Цель работы – разработать модель налоговой оптимизации для малых предприятий с учетом региональных особенностей. Аспекты применения специальных налоговых режимов являются компонентами модели. Для достижения цели работы необходимо решить задачи, а именно:
1.
Выявить теоретические и методологические основы налогового планирования.
2.
Выявить эффективность применения специальных налоговых режимов в Кемеровской области путем расчета показателей на основе налоговой и статистической отчетности.
3.
Рассмотреть ограничения, критерии и функциональные составляющие специальных налоговых режимов.
4.
Разработать алгоритм выбора налогоплательщиков УСН, ЕНВД и
ПСН, с помощью блок-схем.
5.
Разработать модель налоговой оптимизации для малого предприятия, оказывающего ветеринарные услуги.
Для получения результатов работы необходимо прибегнуть к следующим методам:
• изучение и анализ нормативно-законодательных норм, которые позволяют выделить ограничения применения СНР, проанализировать функциональную составляющую налоговых режимов;
• использование горизонтального, коэффициентного и трендового анализов предоставляют возможность выделить эффективность применения
СНР и выявить тенденции развития малого предпринимательства в регионе;
• метод сравнения, значение которого заключается выявлении общих параметров систем налогообложения и включении их в модули модели;


14
• с помощью метода моделирования разработана модель налоговой оптимизации;
• описательный метод позволит представить результаты применения модели на практике.
В решении поставленных задач представлена модель налоговой оптимизации для малых предприятий, матрица выбора налоговой ставки
УСН, таблица значений корректирующих коэффициентов, действующих в
Кемеровской области, единая схема аспектов применения СНР.
Результаты работы позволят на этапе государственной регистрации предприятия или ИП сделать оптимальный выбор режима налогообложения и скорректировать расходы, а также произвести налоговую оптимизацию на малом предприятии.
Апробация работы – разработанная модель налоговой оптимизации призвана помочь осуществить выбор оптимального налогового режима для малых предприятий.

15
1
Сущность и значение налогового планирования для малого
предприятия
1.1
Роль налогового планирования
Для определения роли налогового планирования необходимо понять, что такое налоговое планирование. Существует множество мнений о том, что такое налоговое планирование, к примеру, Б.Г. Поляк определяет его так:
«Правовые действия налогоплательщика по минимизации налоговых платежей. Для налогоплательщика налоговое планирование является частью его финансово-хозяйственной деятельности на текущий период и перспективу» [1].
Пименов Н.А. говорит, что «налоговое планирование – это совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству» [2].
При этом Пименов Н.А. обращает внимание на то, что: «Налоговое планирование предполагает выбор оптимального сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.
Последнее предусматривает различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансов-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры. Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений. Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования – управления финансами. Налоговое планирование осуществляется в целях оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышения объема


16 оборотных средств, увеличения реальных возможностей для дальнейшего развития организации, повышения уровня эффективности ее работы.
Налоговое планирование также можно рассматривать как легальный способ снижения налоговой базы, налоговых платежей и минимизации налоговых рисков. Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в НК РФ, а также способов и приёмов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах бухгалтерского учета» [2].
Кирина Л.С. и Горохова Н.А. понимают под налоговым планированием: «прежде всего деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов – с другой. В то же время налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи предприятия, а оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором наряду с планом маркетинга и производства процесса управления предприятием. Напомним, что корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительна рассмотрение, оценку решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиции целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение должно быть оценено с учетом налоговых последствий» [3].

17
Евстегнеев Е.Н. и Викрова Н.Г. определяют, что: «необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития. Оптимизация – более широкое понятие, которое включает в себя и минимизацию налогов. Оптимизация предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов; в рамках оптимизации могут решаться и другие финансовые задачи, например, получение в налоговом периоде значительной прибыли для привлечения кредиторов и акционеров» [4].
Бараулин С.В. раскрывает понятие следующем образом «Налоговое планирование – неотъемлемая часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражение в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно- подготовительного, исследовательского, планово-разработочного и основного этапа» [5].
Майбурова И.А. представляет налоговое планирование как
«разработку и внедрения налогоплательщиком системы мероприятий и схем, направленных на максимальное использование возможностей действующего законодательства с целью законной оптимизации налоговых платежей, что предполагает уменьшение налоговых обязательств как в абсолютной величине, так и путем переноса уплаты налогов на будущее. Сущность заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять


18 все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального уменьшения своих налоговых обязательств» [6].
Далее необходимо определится с объектом, субъектом, предметом, целью и факторами, влияющими на налоговое планирование, основой и подходами налогового планирования.
Поляк Г.Б. говорит, что: «Субъектами планирования являются юридические лица, которые могут оказать воздействие на некоторые элементы налогов с целью регулирования своих корпоративных или индивидуальных фискальных обязательств» [1], но Майбурова И.А. утверждает, что: «Субъектом налогового планирования на предприятии выступает налоговый менеджер, основная функция которого заключается в реализации налоговой политики с целью максимизации чистой прибыли предприятия за счет сокращения налоговых платежей. На практике меры налогового планирования внедряет финансовый директор и главный бухгалтер. На малых предприятиях, руководство которых не намерено использовать политику бюджетирования или налогового планирования, функции налогового менеджера могут быть распределены между финансовым директором и главным бухгалтером. У субъектов налогового планирования можно выделить общие и частные цели. Частной целью является минимизация исходящих от них налоговых потоков и максимизация входящих к ним из бюджетной системы налоговых потоков. Общей целью является совершенствование налоговой системы, повышение ее экономической эффективности, а также обеспечение социально- экономического развития всех хозяйствующих субъектов» [6].
Пименов А.А. выделяет критерии эффективного планирования
«определение основных принципов; анализ проблем и постановка задач; определение основных инструментов, которые может использовать организация; создание налоговой схемы; осуществление финансово- хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой» [2]

19
Горохова Н.А. говорит, что «Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на трех основных подхода к минимизации налоговых платежей:
1.
Использование льгот по уплате налогов. Снижение налогового бремени связано в первую очередь с полноценным использованием всей совокупности налоговых льгот, предоставляемых российским законодательством.
2.
Разработка учетной политики для целей налогообложения.
Определение и грамотное применение элементов учетной политики для целей налогообложения – одно из направлений эффективного налогового планирования. Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика применяется последовательно из года в год и существенно влияет на финансовые результаты работы предприятия.
3.
Контроль за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Поэтому в налоговом учете следует использовать налоговый календарь» [3].
Шестокова Е. утверждает, что: «Самым важным фактором, влияющим на уровень налогового планирования, является информационное обеспечение, которое может быть достигнуто через:
• мониторинг нормативно-правовой базы и изменений в законодательстве;
• анализ разъяснений Минфина России, налоговых инспекций» [8].
Вылкова Е.С. утверждает, что «Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие субъекты в такое положение, когда они:
• недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях;
• оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности;
• не обеспечивает должной системности в своем развитии;