Файл: Лекция планирование в процессе спортивной тренировки по функциональному многоборью понятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольная работа. Выполнение заданий, связанных с составлением пакета документов, регламентирующих тренировочный в организациях дополнительного образования детей: (7 стр.) план тренировочных занятий на месяц, 2 плана-конспекта тренировочного занятия, сценарий физкультурно-спортивного праздника,– 15-25 баллов. 2. Выполнить педагогический анализ эффективности проведения занятия.


Лекция ПЛАНИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ


ТРЕНИРОВКИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ МНОГОБОРЬЮ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ

  1. Содержание и виды планирования.

  2. Документы планирования.

    1. Содержание и виды планирования



Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки на предыдущий год устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность.

Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Таким образом, построение подготовки спортсменов сложный процесс подбора и определения оптимального соотношения разнообразных средств воздействия и сочетания структурных образований тренировочного процесса: макроциклов, периодов и этапов; мезоциклов, микроциклов и отдельных занятий.

Иначе говоря, под спортивным планированием понимают порядок сочетания его компонентов, их взаимодействие и общую последовательность.
Она характеризуется взаимосвязью и соотношением различных сторон спортивной тренировки, ее параметров в общем объеме работы, последовательностью и взаимосвязью периодов и этапов, мезо- и микроциклов, занятий, упражнений и т. д.

Увеличение спортивного долголетия повлекло за собой выделение в структуре подготовки спортсменов олимпийских (четырехлетних) циклов.

1.1. Структурные элементы планирования

В системе подготовки спортсменов выделяют теорию и методику построения следующих структурных элементов:

  1. Микроструктуры или малого цикла подготовки:

    • отдельного тренировочного задания;

    • тренировочного занятия и его частей;

    • отдельного тренировочного дня;

    • микроцикла (например, недельного).

  1. Мезоструктуры или среднего цикла подготовки, т. е. структуры тренировки, включающей относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, месяц).

  2. Макроструктуры или структуры больших тренировочных циклов:

    • макроциклов, их периодов, фаз и этапов;

    • подготовки спортсменов в течение года;

    • многолетней подготовки спортсменов (например, четырехлетней) как совокупности относительно самостоятельных и в то же время

взаимосвязанных этапов.

2. Документы планирования



Система спортивной подготовки предусматривает перспективное, текущее и оперативное планирование.

  1. Перспективное – охватывает период от 2 до 4 лет и более. Следует отметить, что четырехлетние макроциклы особенно популярны в связи с планированием олимпийского цикла подготовки.

В перспективном планировании предусматривается повышение спортивных результатов на этапах многолетней подготовки одновременно с

улучшением показателей различных сторон подготовленности.

План многолетней подготовки раскрывает:

а) общую структуру и продолжительность начальных этапов, а также факторы, определяющие эффективность многолетней подготовки;

б) стратегию многолетней подготовки, когда предусматривается преимущественное разделение отдельных сторон подготовленности спортсменов на каждом из этапов и достижение запланированных результатов;

в) важнейшие направления интенсификации тренировочного процесса; г) цели подготовки в виде промежуточных спортивных результатов и

показателей различных сторон подготовленности как базовой основы высшего спортивного мастерства;

д) задачи подготовки, определяющие важнейшие пути достижения целей в виде динамики нагрузок, состава и соотношения средств различной направленности.

Исходными данными для составления перспективных планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия проведения спортивных занятий и другие факторы. На основе

характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное

внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить
выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготовки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжительность соревнований зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляют как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Составление перспективного плана не должно сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов с неизменным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и

предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, величин
тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов. Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия. Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮШОР, секций коллективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов:

  1. объяснительной записки;

  2. изложения программного материала;

  3. контрольных нормативов и учебных требований;

  4. рекомендуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста