Файл: В. Ф. Петрова методика математического образования детей дошкольного возраста Краткий конспект.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 890
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.4. Интеграция разных видов деятельности в процессе
формирования и развития математических представлений.
Интеграция (лат. integraio — восстановление, восполнение; целый) понимается как сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений связей между содержательными разделами; состояние связывания отдельных дифференцированных частей и функциональных систем в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Относительно дошкольного возраста идея интеграции содержательных разделов и деятельностей основана на: необходимости целостного «видения» и осуществления развития детей; более глубоком осознании осваиваемого содержания в том случае, если оно представлено во всевозможных связях и отношениях
(что и обеспечивает интеграция). Использование интеграции позволяет: активизировать интерес дошкольников к осваиваемой проблеме и к познанию в целом; способствует обобщению и системности знаний и комплексному решению проблем; обеспечивает перенос освоенного в новые условия.
В основе возможностей интеграции логико-математического развития с другими направлениями развития дошкольников
(физическое, социально-личностное, познавательно-речевое (речевое, экологическое), художественно-эстетическое) лежат следующие идеи.
190
В раннем и дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания (формировании обследовательских действий, накопления опыта разнообразных ощущений и развития восприятия).
Данный опыт приобретается в разнообразных деятельностях
(первоначально — предметных, позже — продуктивных (рисование, лепка, конструирование, труд и т. п.)), которые как бы обогащают друг друга.
Математические представления и умения являются своеобразным
«инструментарием» (средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нем (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т. п.). Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т. п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению.
В логико-математическом развитии дошкольников идеи интеграции представлены в попытке объединения нескольких разделов содержания (своеобразная «внутридисциплинарная интеграция»).
Например, освоение дошкольниками формы, размерных отношений и пространства интегрировано, что соответствует как возрастным возможностям детей, так и специфике самих математических категорий
(взаимосвязь размерных и пространственных показателей). С этой целью разрабатывались познавательно-игровые пособия, ориентированные на обогащение опыта интегрированного освоения дошкольниками представлений и умений. Яркими примерами являются пособия «Дары» Ф. Фребеля,
«Доска-дюймовка» Е. И. Тихеевой, игры с лучинами и на плоскостное моделирование, серия игр «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат», разнообразные конструкторы (например, «Лего» и др.).
В процессе конструирования построек (домов, улиц и т. п.) дети осваивают пространственное расположение деталей на плоскости и в трехмерном пространстве, пространственные отношения между ними; определяют размерное соотношение всей постройки и ее элементов, а также количество недостающих элементов устанавливают отношение часть — целое при объединении деталей и т. п. Осваиваемые
191
На доступных примерах показана взаимосвязь математических категорий, событий и явлений мира (как бы «математика в окружающей действительности», математика в сочетании с эстетическими, познавательными, эмоционально-образными ценностными моментами). Например, детям предстоит «поиск явлений
(физических, химических, биологических, эстетических, социальных), в которых проявляет себя данное свойство или отношение». Так, дошкольники в процессе освоения числа 1 обсуждают, что в единственном числе встречаются Земля, солнце, мама, каждый из нас, произведения искусства и т. п.; при изучении числа 4 — четыре части суток, четыре сезона, четыре части света, четыре угла у квадрата и прямоугольника, четыре конечности у животного и т. п. Содержание различной направленности как бы группируется по заданной категории (например, по числу) и насыщается в том числе мифологической информацией.
Значимо, что идея интеграции реализуется и посредством сочетания познавательной, творческой и игровой деятельности детей.
Например, предполагается «поиск „явлений" свойства в предметном мире, в природе и искусстве»; организация изобразительной деятельности, в которой отражаются впечатления детей от освоенного; ознакомление с представленностью данной категории в различных видах искусства (ритм в музыке, движении, декоративном искусстве, литературе).
Помимо интеграции содержания, реализация данного раздела включает также использование методов и приемов, обеспечивающих его эмоционально-образное представление
(театрализации математической направленности, использование необычных приемов
(например, в процессе наблюдения горения свечей осваивается состав числа и т. п.)).
В ряде разработок и исследований выделены возможности интеграции логико-математического и познавательно-речевого развития дошкольников, и в частности логико-математического и экологического развития.
Например, изменения в природе диктуют разделение суток на четыре части (утро — день — вечер — ночь), сезоны, цикличность
(год). Богатство природных объектов создает условия для
193
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра
Непосредственно организованная деятельность по ФЭМП
Проводится в определенный день недели в утренний отрезок времени в младшей, средней, старшей группах – один раз в неделю; в подготовительной – 2 раза в неделю.
В ходе НОД комплексно решаются: образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
В ходе НОД математические представления
формируются в определенной системе и последовательности;
используются разнообразные средства и наглядный материал (демонстрационный и раздаточный);
коллективная работа сочетается с индивидуальным подходом к детям;
педагог создает проблемные ситуации, побуждающие детей искать новое решение;
знания интегрируются с другими образовательными областями.
В ходе совместной математической деятельности педагога с детьми
оказывается помощь и педагогическая поддержка детям, плохо усваивающим математический материал, а также детям, проявляющим повышенный интерес к математике;
используются дидактические игры, компьютерные игры, коллекционирование, сюжетно-дидактические игры, экспериментирование и проектная деятельность.
В ходе самостоятельной деятельности
дети занимаются в интеллектуально-математической среде, созданной в группе;
педагог наполняет среду играми и игровыми материалами в соответствии с запросами детей;
197
педагог создает условия для самостоятельного экспериментирования и развития познавательно- исследовательской деятельности детей.
Самостоятельная математическая деятельность детей может
осуществляться также
в режимных моментах;
в бытовых ситуациях;
в повседневной деятельности.
Диагностика уровня математического развития дошкольника.
9.6. Вопросы для самоконтроля
1.В чем суть понятия «проектирование»?
2.Какое наполнение должна иметь предметно-развивающая среда математического содержания в разных возрастных группах?
3.В чем состоит суть интеграции разных видов деятельности детей для их математического развития?
4.Какие средства развития математических представлений детей
Вы знаете?
5.В каких формах осуществляется математическое образование в детском саду?
9.7.Задания для практики
Проектирование процесса математического развития
дошкольников в ДОУ
Семинар
Вопросы
1.
Роль предметно-развивающей среды в развитии математических представлений.
2.
Требования к планированию НОД по формированию и развитию математических представлений.
198
3.
Технология интеграции разных видов деятельности и разделов содержания в процессе формирования математических представлений.
4.
Диагностика уровня математического развития дошкольника.
Задания
1.
Разработайте и представьте свой вариант наполнения предметно-развивающей среды по математике для любой возрастной группы.
2.
Составьте диагностическую программу по математике для дошкольников любой возрастной группы.
3.
Составьте вариант интеграции математического содержания с другими видами деятельности детей дошкольного возраста (возрастная группа по выбору студента).
9.8.Глоссарий по теме 9.
Проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.
Интеграция (лат. integraio — восстановление, восполнение; целый) понимается как сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений связей между содержательными разделами; состояние связывания отдельных дифференцированных частей и функциональных систем в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно- творческую деятельность всех детей группы.
199
формирования и развития математических представлений.
Интеграция (лат. integraio — восстановление, восполнение; целый) понимается как сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений связей между содержательными разделами; состояние связывания отдельных дифференцированных частей и функциональных систем в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Относительно дошкольного возраста идея интеграции содержательных разделов и деятельностей основана на: необходимости целостного «видения» и осуществления развития детей; более глубоком осознании осваиваемого содержания в том случае, если оно представлено во всевозможных связях и отношениях
(что и обеспечивает интеграция). Использование интеграции позволяет: активизировать интерес дошкольников к осваиваемой проблеме и к познанию в целом; способствует обобщению и системности знаний и комплексному решению проблем; обеспечивает перенос освоенного в новые условия.
В основе возможностей интеграции логико-математического развития с другими направлениями развития дошкольников
(физическое, социально-личностное, познавательно-речевое (речевое, экологическое), художественно-эстетическое) лежат следующие идеи.
190
В раннем и дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания (формировании обследовательских действий, накопления опыта разнообразных ощущений и развития восприятия).
Данный опыт приобретается в разнообразных деятельностях
(первоначально — предметных, позже — продуктивных (рисование, лепка, конструирование, труд и т. п.)), которые как бы обогащают друг друга.
Математические представления и умения являются своеобразным
«инструментарием» (средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нем (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т. п.). Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т. п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению.
В логико-математическом развитии дошкольников идеи интеграции представлены в попытке объединения нескольких разделов содержания (своеобразная «внутридисциплинарная интеграция»).
Например, освоение дошкольниками формы, размерных отношений и пространства интегрировано, что соответствует как возрастным возможностям детей, так и специфике самих математических категорий
(взаимосвязь размерных и пространственных показателей). С этой целью разрабатывались познавательно-игровые пособия, ориентированные на обогащение опыта интегрированного освоения дошкольниками представлений и умений. Яркими примерами являются пособия «Дары» Ф. Фребеля,
«Доска-дюймовка» Е. И. Тихеевой, игры с лучинами и на плоскостное моделирование, серия игр «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат», разнообразные конструкторы (например, «Лего» и др.).
В процессе конструирования построек (домов, улиц и т. п.) дети осваивают пространственное расположение деталей на плоскости и в трехмерном пространстве, пространственные отношения между ними; определяют размерное соотношение всей постройки и ее элементов, а также количество недостающих элементов устанавливают отношение часть — целое при объединении деталей и т. п. Осваиваемые
191
представления через необходимую дифференциацию представляются детям интегрированно (целостно и взаимосвязано), через практические действия и в форме игры. Приобретенный опыт качественно отличается от «обычного» раздельного познания данных свойств и отношений: ребенком осваиваются взаимосвязи свойств и отношений, их преобразования, а не отдельные представления и умения
(различение, называние и обследование).
Еще одним ярким примером интеграции разделов содержания является переосмысление логики и методических приемов освоения представлений о количестве, числе. Число используется для характеристики различных свойств и отношений (им определяется количество углов, сторон, вершин; осуществляется оценка размера, массы, пространственных и временных отношений; число является итогом счета и измерения). Согласно теории В. В. Давыдова, П. Я.
Гальперина, Л. С. Георгиева, для формирования более обобщенного представления о числе необходимо осуществление не только пересчета дискретных множеств (что было представлено в традиционных разработках 30—60-х гг. XX в. в области математического развития дошкольников), но и измерения веществ.
Условно можно также выделить несколько направлений интеграции логико-математического развития дошкольников с другими направлениями их развития
(своеобразная
«междисциплинарная интеграция»).
Существуют образовательные программы, основанные на принципе интеграции, а также разработки конкретных методов и приемов, ориентированных на данную задачу.
Например, в рамках образовательной программы «Радуга» в процессе освоения математического содержания предусматривается обогащение представлений детей об окружающей действительности за счет использования элементов географической, астрономической, экономической, художественно-эстетической, социально- нравственной направленности. Математические представления и действия выступают при этом средством освоения мира,
«инструментом» познания.
192
(различение, называние и обследование).
Еще одним ярким примером интеграции разделов содержания является переосмысление логики и методических приемов освоения представлений о количестве, числе. Число используется для характеристики различных свойств и отношений (им определяется количество углов, сторон, вершин; осуществляется оценка размера, массы, пространственных и временных отношений; число является итогом счета и измерения). Согласно теории В. В. Давыдова, П. Я.
Гальперина, Л. С. Георгиева, для формирования более обобщенного представления о числе необходимо осуществление не только пересчета дискретных множеств (что было представлено в традиционных разработках 30—60-х гг. XX в. в области математического развития дошкольников), но и измерения веществ.
Условно можно также выделить несколько направлений интеграции логико-математического развития дошкольников с другими направлениями их развития
(своеобразная
«междисциплинарная интеграция»).
Существуют образовательные программы, основанные на принципе интеграции, а также разработки конкретных методов и приемов, ориентированных на данную задачу.
Например, в рамках образовательной программы «Радуга» в процессе освоения математического содержания предусматривается обогащение представлений детей об окружающей действительности за счет использования элементов географической, астрономической, экономической, художественно-эстетической, социально- нравственной направленности. Математические представления и действия выступают при этом средством освоения мира,
«инструментом» познания.
192
На доступных примерах показана взаимосвязь математических категорий, событий и явлений мира (как бы «математика в окружающей действительности», математика в сочетании с эстетическими, познавательными, эмоционально-образными ценностными моментами). Например, детям предстоит «поиск явлений
(физических, химических, биологических, эстетических, социальных), в которых проявляет себя данное свойство или отношение». Так, дошкольники в процессе освоения числа 1 обсуждают, что в единственном числе встречаются Земля, солнце, мама, каждый из нас, произведения искусства и т. п.; при изучении числа 4 — четыре части суток, четыре сезона, четыре части света, четыре угла у квадрата и прямоугольника, четыре конечности у животного и т. п. Содержание различной направленности как бы группируется по заданной категории (например, по числу) и насыщается в том числе мифологической информацией.
Значимо, что идея интеграции реализуется и посредством сочетания познавательной, творческой и игровой деятельности детей.
Например, предполагается «поиск „явлений" свойства в предметном мире, в природе и искусстве»; организация изобразительной деятельности, в которой отражаются впечатления детей от освоенного; ознакомление с представленностью данной категории в различных видах искусства (ритм в музыке, движении, декоративном искусстве, литературе).
Помимо интеграции содержания, реализация данного раздела включает также использование методов и приемов, обеспечивающих его эмоционально-образное представление
(театрализации математической направленности, использование необычных приемов
(например, в процессе наблюдения горения свечей осваивается состав числа и т. п.)).
В ряде разработок и исследований выделены возможности интеграции логико-математического и познавательно-речевого развития дошкольников, и в частности логико-математического и экологического развития.
Например, изменения в природе диктуют разделение суток на четыре части (утро — день — вечер — ночь), сезоны, цикличность
(год). Богатство природных объектов создает условия для
193
эффективного освоения многообразия форм, размеров, пропорциональных соотношений, симметрии и асимметрии и т. п.
(листья, лепестки цветов, плоды разных форм и размеров; симметричное — асимметричное расположение побегов и т. п.).
Вариантом интеграции содержания может являться организация: исследовательских и информационных детских игр-проектов, например «Большие и маленькие в природе» (обсуждение разнообразия размеров растений, животных в аспекте связи со средой их обитания, жизнедеятельностью и т. п.); использование природного материала (листьев, шишек, плодов) в процессе упражнений и игр на группировку, сортировку, упорядочивание (по типу игр с обручами), в которых сочетаются освоение логических операций, действий с множествами
(математический аспект) и освоение особенностей данных природных материалов (различия видовые, размерные, цветовые и т. п.
(экологический аспект)).
Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников
Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т. п.), анализировать условие, рассуждать. Идеи данной интеграции были представлены в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. А.
Смоленцевой и др.
В данном аспекте разрабатываются технологии обогащения экономических представлений у дошкольников, основанные на интеграции с логико-математическим содержанием (А. А. Смоленцева.
«Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»).
Технологии направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п.). В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах- расходах, бюджете, выгодных предложениях, экономически
194
(листья, лепестки цветов, плоды разных форм и размеров; симметричное — асимметричное расположение побегов и т. п.).
Вариантом интеграции содержания может являться организация: исследовательских и информационных детских игр-проектов, например «Большие и маленькие в природе» (обсуждение разнообразия размеров растений, животных в аспекте связи со средой их обитания, жизнедеятельностью и т. п.); использование природного материала (листьев, шишек, плодов) в процессе упражнений и игр на группировку, сортировку, упорядочивание (по типу игр с обручами), в которых сочетаются освоение логических операций, действий с множествами
(математический аспект) и освоение особенностей данных природных материалов (различия видовые, размерные, цветовые и т. п.
(экологический аспект)).
Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников
Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т. п.), анализировать условие, рассуждать. Идеи данной интеграции были представлены в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. А.
Смоленцевой и др.
В данном аспекте разрабатываются технологии обогащения экономических представлений у дошкольников, основанные на интеграции с логико-математическим содержанием (А. А. Смоленцева.
«Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»).
Технологии направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п.). В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах- расходах, бюджете, выгодных предложениях, экономически
194
правильном поведении (на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, способствующие развитию математических представлений и действий. Подробные идеи интеграции представлены и в разработках А. Д. Шатовой, Е. А. Сидякиной и др. Методами и приемами, традиционно используемыми в практике детского сада, являются: ознакомление детей с денежными единицами (как правило, монетами различного достоинства) и использование их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия для освоения дошкольниками вычислительных действий; организация опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть — целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т. п.) в процессе сюжетно-ролевых игр или освоения «кулинарии» (заварка чая
(определение количества воды), замешивание теста, выпечка пирожных (какая формочка поместится большее число раз на пласте теста); деление торта на определенное число гостей (установление зависимости) и т. п.). Использование сюжетно-ролевых игр, например игры «Супермаркет» (другие варианты — «Портняжная мастерская»,
«Ателье», «На кухне»), в которой представлены разные отделы супермаркета: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т. п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку
(форме, размеру и т. п.), осуществить взвешивание, завертывание и т. п. Используются касса, монеты и т. п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т. п.), и математические представления и умения.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В.
Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды.
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее
195
(определение количества воды), замешивание теста, выпечка пирожных (какая формочка поместится большее число раз на пласте теста); деление торта на определенное число гостей (установление зависимости) и т. п.). Использование сюжетно-ролевых игр, например игры «Супермаркет» (другие варианты — «Портняжная мастерская»,
«Ателье», «На кухне»), в которой представлены разные отделы супермаркета: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т. п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку
(форме, размеру и т. п.), осуществить взвешивание, завертывание и т. п. Используются касса, монеты и т. п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т. п.), и математические представления и умения.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В.
Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды.
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее
195
компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.
9.5. Формы организации детской деятельности по развитию
математических представлений.
Форма - есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи
Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Разнообразие форм определяется: количеством обучающихся, местом и временем проведения занятий, способами деятельности детей, а также способами руководства со стороны педагога
Формы организации обучения математике в ДОУ
Коллективные формы: НОД, математический утренник, праздник, Викторина и т.п.
Индивидуальные
формы: гувернерство, репетиторство;
Индивидуально-групповые: кружковая работа, дифференцированное обучение.
Согласно ФГТ построение образовательного процесса должно строится на адекватных возрасту формах работы с детьми
196
Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.
9.5. Формы организации детской деятельности по развитию
математических представлений.
Форма - есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи
Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Разнообразие форм определяется: количеством обучающихся, местом и временем проведения занятий, способами деятельности детей, а также способами руководства со стороны педагога
Формы организации обучения математике в ДОУ
Коллективные формы: НОД, математический утренник, праздник, Викторина и т.п.
Индивидуальные
формы: гувернерство, репетиторство;
Индивидуально-групповые: кружковая работа, дифференцированное обучение.
Согласно ФГТ построение образовательного процесса должно строится на адекватных возрасту формах работы с детьми
196
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра
Непосредственно организованная деятельность по ФЭМП
Проводится в определенный день недели в утренний отрезок времени в младшей, средней, старшей группах – один раз в неделю; в подготовительной – 2 раза в неделю.
В ходе НОД комплексно решаются: образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
В ходе НОД математические представления
формируются в определенной системе и последовательности;
используются разнообразные средства и наглядный материал (демонстрационный и раздаточный);
коллективная работа сочетается с индивидуальным подходом к детям;
педагог создает проблемные ситуации, побуждающие детей искать новое решение;
знания интегрируются с другими образовательными областями.
В ходе совместной математической деятельности педагога с детьми
оказывается помощь и педагогическая поддержка детям, плохо усваивающим математический материал, а также детям, проявляющим повышенный интерес к математике;
используются дидактические игры, компьютерные игры, коллекционирование, сюжетно-дидактические игры, экспериментирование и проектная деятельность.
В ходе самостоятельной деятельности
дети занимаются в интеллектуально-математической среде, созданной в группе;
педагог наполняет среду играми и игровыми материалами в соответствии с запросами детей;
197
педагог создает условия для самостоятельного экспериментирования и развития познавательно- исследовательской деятельности детей.
Самостоятельная математическая деятельность детей может
осуществляться также
в режимных моментах;
в бытовых ситуациях;
в повседневной деятельности.
Диагностика уровня математического развития дошкольника.
9.6. Вопросы для самоконтроля
1.В чем суть понятия «проектирование»?
2.Какое наполнение должна иметь предметно-развивающая среда математического содержания в разных возрастных группах?
3.В чем состоит суть интеграции разных видов деятельности детей для их математического развития?
4.Какие средства развития математических представлений детей
Вы знаете?
5.В каких формах осуществляется математическое образование в детском саду?
9.7.Задания для практики
Проектирование процесса математического развития
дошкольников в ДОУ
Семинар
Вопросы
1.
Роль предметно-развивающей среды в развитии математических представлений.
2.
Требования к планированию НОД по формированию и развитию математических представлений.
198
3.
Технология интеграции разных видов деятельности и разделов содержания в процессе формирования математических представлений.
4.
Диагностика уровня математического развития дошкольника.
Задания
1.
Разработайте и представьте свой вариант наполнения предметно-развивающей среды по математике для любой возрастной группы.
2.
Составьте диагностическую программу по математике для дошкольников любой возрастной группы.
3.
Составьте вариант интеграции математического содержания с другими видами деятельности детей дошкольного возраста (возрастная группа по выбору студента).
9.8.Глоссарий по теме 9.
Проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.
Интеграция (лат. integraio — восстановление, восполнение; целый) понимается как сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений связей между содержательными разделами; состояние связывания отдельных дифференцированных частей и функциональных систем в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно- творческую деятельность всех детей группы.
199