Файл: Пояснительная записка настоящая программа предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях, организационно судейскую практику..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях, организационно – судейскую практику. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого кружковца.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов.

Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.


Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

Цель программы:

• Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Подготовка квалифицированных спортсменов;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Место курса в учебном плане

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.

Срок реализации программы- 1 год

Занятие проводится 2 раза в неделю.

Количество часов в год: 68 часов.
Содержание рабочей программы

1. История развития шашек.

Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России.
2.Правила шашечной игры.

Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить - обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, сеансы одновременной игры. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская, система микроматчей, смешанная. Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.


3. Что изучает теория шашечной игры.
Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).

Значение начала (дебют) в русских шашках.

4. Основы шашечной игры: сила флангов.
Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру. «Золотая» шашка.

Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.

5. Основные приемы борьбы на шашечной доске

Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой.

Выработка специфической логики для определения особенностей позиций. План игры.

6. Анализ сыгранных партий.

Семинары и презентации. Доклады и рефераты учащихся по темам: физическая культура и спорт в стране; шашечный кодекс; судейство и организация соревнований; исторический обзор развития шашек.

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.


Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

Формы организации деятельности:

  1. групповая,

  2. коллективная,

  3. индивидуальная.

Формы занятий:

    1. Бесед.

    2. Просмотр кинофильмов.

    3. Видеолектории.

    4. Настольные игры.

    5. Турниры по шашкам.

    6. Проведение соревнований.

Формы подведения итогов:

      1. Итоги соревнований.

      2. Вручение грамот.

Тематическое планирование




занятия

Тема


Кол-во

часов

Дата

1.

История развития шашек.


2




2.

Русская шашечная школа.


2




3.

Правила шашечной игры.


2




4.

Что изучает теория шашечной игры.


2




5.

Турнирная дисциплина, правила соревнований.


2




6.

Основы шашечной игры.


1




7.

Основы шашечной игры: сила флангов.


1




8.

Основы шашечной игры: как выиграть шашку.


1




9.

Основы шашечной игры: как пройти в дамки.


1




10.

Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии.

1




11.

Основные приемы борьбы на шашечной доске.


1




12.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция.

1




13.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка.

1




14.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим.

1




15.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: жертва.

1




16.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:угроза.

1




17.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:окружение.

1




18.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:роздых.

1




19.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:самообложение.

1




20.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание).

1




21.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр.

1




22.

Комбинации.


3




23.

Комбинации:комбинация для прохождения в дамки.

1




24.

Комбинации: комбинация для получения материального преимущества.

1




25.

Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции.

2




26.

Комбинации:комбинация для достижения ничьей в худшей позиции.

2




27.

Окончание.


1




28.

Окончание:нормальные окончания.


2




29.

Окончание: треугольник Петрова.


2




30.

Окончание:три дамки против дамки с простой.


2




31.

Окончание:эстафетные окончания.


3




32.

Тренировочные и соревновательные турниры.


10




33.

Анализ сыгранных партий.


3




34.

Решение задач и комбинаций.


5




35.

Сеансы одновременной игры.


5










68 ч.







Ожидаемые результаты
Знание теории и практики шашечной игры.

Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.

Умение моделировать комбинации игры.

Овладение элементарными навыками игры в шашки.

Описание учебно-методического и Материально-технического обеспечения

  • Проектор

  • Шашки

  • Сканер

  • Фотоаппарат


Список используемой литературы для детей


  • Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,2006

  • Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 2006 - №3

  • Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4


Список используемой литературы для учителя

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,2006




  • Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 2008 - №3




  • Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2011. - №4


К концу изучения курса дети должны научиться:


  • шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;

  • названия шашечных фигур: шашка, дамка.

К концу изучения курса дети должны получить возможность научиться:


  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ.