Файл: Реферат по дисциплине История музыкального искусства.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третьего Рейха.
Музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, оставшиеся в городе, были единственными из всех коллективов, работавшими в блокадное время — по радио и в Большом зале филармонии шли концерты, люди могли слушать классическую музыку. После суровой голодной зимы 1941—1942 годов, получая вместе с остальными жителями города по 150 граммов хлеба в сутки в самые тяжёлые месяцы, летом они ходили на репетиции, готовясь исполнить седьмую симфонию Шостаковича. Они находились на казарменном положении, были причислены к командам МПВО — когда над городом кружили вражеские самолёты, как и тысячи ленинградцев, дежурили на чердаках и крышах, чтобы тушить зажигательные бомбы.
Дирижёр оркестра — Карл Элиасберг к началу репетиций вместе с женой провёл в больнице несколько недель с диагнозом «алиментарная дистрофия».
Подготовка премьерного концерта была неимоверно трудной. Часть исполнителей была в эвакуации, часть — в больнице, кто-то погиб; об этом факте говорят записи дирижёра в журнале ансамбля: «Репетиция не состоялась. Срабиан мёртв. Петров болен. Боришев мёртв. Оркестр не работает». Из ста музыкантов осталось 27 человек. По ленинградскому радио объявили, что городская филармония собирает музыкантов, находящихся в городе, и просит их явиться в Радиокомитет. Дирижёр разыскивал исполнителей, чтобы начать репетиции. Начальство ленинградской автоинспекции (ГАИ) выделило Элиасбергу велосипед, так как ему приходилось много передвигаться по городу в поисках музыкантов. Их искали не только в Ленинграде, но и на фронтах, освобождая от службы. Когда собралось достаточное количество исполнителей, начались репетиции.
Первая репетиция была организована всего для пятнадцати музыкантов, которые устали через пятнадцать минут игры — у них не было сил продолжать репетицию и держать в руках инструменты. Один из трубачей извинялся за то, что не смог извлечь из инструмента ни одной ноты.
Музыкантам выдавался горячий обед в столовой Горсовета — один раз в день они ходили туда, чтобы набраться сил. Одного из музыкантов — барабанщика Ж. К. Айдарова, упавшего в голодный обморок, дирижёр нашёл в морге и буквально спас его от смерти. Случались курьёзные, с сегодняшней точки зрения, случаи: из маракас был вынут, сварен и съеден горох, который заменили гвоздями. Дирижёр немедленно услышал неверное звучание инструмента и потребовал вернуть нужный продукт.
Элиасберг был строг, он требовал приходить на репетиции без опозданий и репетировать по 5–6 часов, чтобы добиться совершенного исполнения, чистого звучания и верного интонирования, и, хотя у некоторых музыкантов от истощения кружилась голова во время игры, он не отступал от принципов, что приводило исполнителей в нужное состояние. Репетируя по шесть дней в неделю, музыканты сыграли симфонию после единственной генеральной репетиции. 7 августа 1942 года подготовительная работа была закончена, оставалась художественная отделка исполнения симфонии и подготовка к премьере.
Для исполнения симфонии и проведения премьерного концерта в условиях военного времени требовались дополнительная помощь, в том числе, Ленинградского военного фронта. Мощная артподготовка велась накануне и в день премьеры, чтобы в освещённое здание Большого зала филармонии и на площадь Искусств не упал ни один снаряд. Симфония по словам дирижера, прошла «при совершенно переполненном зале», транслировался по радио и по громкоговорителям городской сети, чтобы немецкие войска слышали, что город жив, в нём проходят концерты, и люди слушают героическую музыку.
На премьере в Куйбышеве присутствовало много иностранных корреспондентов, передавших восторженные отклики в информационные агентства. Поступили запросы на исполнение симфонии за рубежом. Ноты были скопированы на микрофильм и доставлены в США через Тегеран. 19 июля 1942 года симфонический оркестр американской коммерческой телекомпании NBC под управлением известного итальянского дирижёра Артуро Тосканини исполнил симфонию, которая транслировалась по радио. Портрет Шостаковича появился на обложке Time.
После премьеры «Ленинградская» симфония была исполнена в Берлине зимой 1946-47 года. Оркестр под управлением Серджиу Челибидаке выступал в Немецкой государственной опере и получила восторженные отклики у публики во всем мире. Музыкальные критики, музыканты и дирижёры сравнивали Седьмую симфонию Шостаковича с «Героической» симфонией Бетховена. Его Симфония № 7 стала отождествлением борьбы советского народа против фашизма.
Симфония прошла практически по всем концертным залам мира и стала самым популярным произведением Шостаковича. Только в Америке она выдержала 60 представлений в течение одного года и была исполнена в большинстве крупных городов
Восточной и Западной Европы.
В XXI веке «Ленинградскую» симфонию продолжают называть «уникальной резонансной главой и откровением в истории XX века».
Исполнение симфонии в день снятия блокады Ленинграда стало традицией.
4. Знаменитые исполнители и записи.
Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, — Пааво Берглунд, Леонард Бернстайн, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Артуро Тосканини, Бернард Хайтинк, Карл Элиасберг, Марис Янсонс, Неэме Ярви.
Начиная с первого исполнения в блокадном Ленинграде, Симфония имела для Советской/Российской власти огромное агитационно-политическое значение. 21 августа 2008 года фрагмент 1 части Симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвали оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прямая трансляция показана по Российским Каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу Russia Today, а также транслировалась в эфире радиостанций «Вести FM» и «Культура». На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента Симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-осетинским конфликтом и Великой Отечественной войной.
В анимационном сериале «Меланхолия Харухи Судзумии», в серии «День Стрельца», используются фрагменты Ленинградской симфонии. Впоследствии, на концерте Suzumiya Haruhi no Gensou под руководством Токийского Государственного оркестра исполнялась первая часть симфонии.
На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века:
Заключение.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович - величайший музыкант XX века. Никто в современном искусстве несравним с ним по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на ее социальные, идейно-художественные процессы. Сила его музыки -- в абсолютной правдивости.
С невиданной полнотой и глубиной эта музыка запечатлела народную жизнь на переломных этапах -- революции 1905 года и первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, становления социалистического общества, борьбы с фашизмом в Великую Отечественную войну, а также проблемы послевоенного мира... Творчество Шостаковича стало и летописью и исповедью поколений, стремившихся к великому будущему, потрясенных и выстоявших в трагических испытаниях.
«Ленинградская симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.
Ленинградская симфония по сей день является одной из самых узнаваемых и часто исполняемых классических музыкальных произведений в мире. В свое время она стала настоящим оружием возмездия, невероятным торжеством жизни, символом окончательной и бесповоротной победы нашего народа в этой страшной войне.
Спустя много лет, после очередного концерта в ГДР к Шостаковичу подошел пожилой немец, и сказал, что 9 августа 1942 года он был в ряду с теми, кто надеялся в ближайшие дни пройти торжественным маршем по улицам Ленинграда. Но когда он услышал симфонию, звучащую как ему казалось в мёртвом городе, он понял, что Гитлер проиграет.
Список литературы.
1)Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 1.--Л.: Сов. композитор, 1985.--544 с. с ил.
2)Козинцев Г. М. О Д. Д. Шостаковиче.-- Цит. по кн.: Козинцев Г. М. Собр. соч. в пяти томах.--Л.: Искусство, 1983, т. 2, с. 426, 433.
3)Мазель Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича.--Цит. по кн.: Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки.--М.: Сов. композитор, 1982, с. 274
4)Кабалевский Д. Б. Несколько слов о Дмитрии Шостаковиче.--В кн.: Дмитрий Шостакович.--М.: Сов. композитор 1967, с. 91.
5)Мравинский Е. А. Тридцать лет с музыкой Шостаковича.-- В кн.: Дмитрий Шостакович, с. 105.
6) Шостакович Д. Д. Жизнеописание. ЦГАЛИ, ф. 2048, on. 1, ед. хр. 66.
7)Д. Шостакович. о времени и о себе.--М.: Сов. композитор, 1980, с. 242.
8)Серебрякова Г. И. О других и о себе.-- М.: Сов. писатель, 1971, с. 312.
9)Стенографический отчет заседания правления Ленинградской композиторской организации с активом, посвященного итогам работы над советской оперой.--ЛГАЛИ, ф. 9709, оп. 1, ед. хр. 22, с. 7.
10)Шостакович Д. Д. Будем трубачами великой эпохи.
Музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, оставшиеся в городе, были единственными из всех коллективов, работавшими в блокадное время — по радио и в Большом зале филармонии шли концерты, люди могли слушать классическую музыку. После суровой голодной зимы 1941—1942 годов, получая вместе с остальными жителями города по 150 граммов хлеба в сутки в самые тяжёлые месяцы, летом они ходили на репетиции, готовясь исполнить седьмую симфонию Шостаковича. Они находились на казарменном положении, были причислены к командам МПВО — когда над городом кружили вражеские самолёты, как и тысячи ленинградцев, дежурили на чердаках и крышах, чтобы тушить зажигательные бомбы.
Дирижёр оркестра — Карл Элиасберг к началу репетиций вместе с женой провёл в больнице несколько недель с диагнозом «алиментарная дистрофия».
Подготовка премьерного концерта была неимоверно трудной. Часть исполнителей была в эвакуации, часть — в больнице, кто-то погиб; об этом факте говорят записи дирижёра в журнале ансамбля: «Репетиция не состоялась. Срабиан мёртв. Петров болен. Боришев мёртв. Оркестр не работает». Из ста музыкантов осталось 27 человек. По ленинградскому радио объявили, что городская филармония собирает музыкантов, находящихся в городе, и просит их явиться в Радиокомитет. Дирижёр разыскивал исполнителей, чтобы начать репетиции. Начальство ленинградской автоинспекции (ГАИ) выделило Элиасбергу велосипед, так как ему приходилось много передвигаться по городу в поисках музыкантов. Их искали не только в Ленинграде, но и на фронтах, освобождая от службы. Когда собралось достаточное количество исполнителей, начались репетиции.
Первая репетиция была организована всего для пятнадцати музыкантов, которые устали через пятнадцать минут игры — у них не было сил продолжать репетицию и держать в руках инструменты. Один из трубачей извинялся за то, что не смог извлечь из инструмента ни одной ноты.
Музыкантам выдавался горячий обед в столовой Горсовета — один раз в день они ходили туда, чтобы набраться сил. Одного из музыкантов — барабанщика Ж. К. Айдарова, упавшего в голодный обморок, дирижёр нашёл в морге и буквально спас его от смерти. Случались курьёзные, с сегодняшней точки зрения, случаи: из маракас был вынут, сварен и съеден горох, который заменили гвоздями. Дирижёр немедленно услышал неверное звучание инструмента и потребовал вернуть нужный продукт.
Элиасберг был строг, он требовал приходить на репетиции без опозданий и репетировать по 5–6 часов, чтобы добиться совершенного исполнения, чистого звучания и верного интонирования, и, хотя у некоторых музыкантов от истощения кружилась голова во время игры, он не отступал от принципов, что приводило исполнителей в нужное состояние. Репетируя по шесть дней в неделю, музыканты сыграли симфонию после единственной генеральной репетиции. 7 августа 1942 года подготовительная работа была закончена, оставалась художественная отделка исполнения симфонии и подготовка к премьере.
Для исполнения симфонии и проведения премьерного концерта в условиях военного времени требовались дополнительная помощь, в том числе, Ленинградского военного фронта. Мощная артподготовка велась накануне и в день премьеры, чтобы в освещённое здание Большого зала филармонии и на площадь Искусств не упал ни один снаряд. Симфония по словам дирижера, прошла «при совершенно переполненном зале», транслировался по радио и по громкоговорителям городской сети, чтобы немецкие войска слышали, что город жив, в нём проходят концерты, и люди слушают героическую музыку.
На премьере в Куйбышеве присутствовало много иностранных корреспондентов, передавших восторженные отклики в информационные агентства. Поступили запросы на исполнение симфонии за рубежом. Ноты были скопированы на микрофильм и доставлены в США через Тегеран. 19 июля 1942 года симфонический оркестр американской коммерческой телекомпании NBC под управлением известного итальянского дирижёра Артуро Тосканини исполнил симфонию, которая транслировалась по радио. Портрет Шостаковича появился на обложке Time.
После премьеры «Ленинградская» симфония была исполнена в Берлине зимой 1946-47 года. Оркестр под управлением Серджиу Челибидаке выступал в Немецкой государственной опере и получила восторженные отклики у публики во всем мире. Музыкальные критики, музыканты и дирижёры сравнивали Седьмую симфонию Шостаковича с «Героической» симфонией Бетховена. Его Симфония № 7 стала отождествлением борьбы советского народа против фашизма.
Симфония прошла практически по всем концертным залам мира и стала самым популярным произведением Шостаковича. Только в Америке она выдержала 60 представлений в течение одного года и была исполнена в большинстве крупных городов
Восточной и Западной Европы.
В XXI веке «Ленинградскую» симфонию продолжают называть «уникальной резонансной главой и откровением в истории XX века».
Исполнение симфонии в день снятия блокады Ленинграда стало традицией.
4. Знаменитые исполнители и записи.
Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, — Пааво Берглунд, Леонард Бернстайн, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Артуро Тосканини, Бернард Хайтинк, Карл Элиасберг, Марис Янсонс, Неэме Ярви.
Начиная с первого исполнения в блокадном Ленинграде, Симфония имела для Советской/Российской власти огромное агитационно-политическое значение. 21 августа 2008 года фрагмент 1 части Симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвали оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прямая трансляция показана по Российским Каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу Russia Today, а также транслировалась в эфире радиостанций «Вести FM» и «Культура». На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента Симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-осетинским конфликтом и Великой Отечественной войной.
В анимационном сериале «Меланхолия Харухи Судзумии», в серии «День Стрельца», используются фрагменты Ленинградской симфонии. Впоследствии, на концерте Suzumiya Haruhi no Gensou под руководством Токийского Государственного оркестра исполнялась первая часть симфонии.
На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века:
-
«1871» (1990); -
«Военно-полевой роман» (1983); -
«Ленинградская симфония» (1958).
Заключение.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович - величайший музыкант XX века. Никто в современном искусстве несравним с ним по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на ее социальные, идейно-художественные процессы. Сила его музыки -- в абсолютной правдивости.
С невиданной полнотой и глубиной эта музыка запечатлела народную жизнь на переломных этапах -- революции 1905 года и первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, становления социалистического общества, борьбы с фашизмом в Великую Отечественную войну, а также проблемы послевоенного мира... Творчество Шостаковича стало и летописью и исповедью поколений, стремившихся к великому будущему, потрясенных и выстоявших в трагических испытаниях.
«Ленинградская симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.
Ленинградская симфония по сей день является одной из самых узнаваемых и часто исполняемых классических музыкальных произведений в мире. В свое время она стала настоящим оружием возмездия, невероятным торжеством жизни, символом окончательной и бесповоротной победы нашего народа в этой страшной войне.
Спустя много лет, после очередного концерта в ГДР к Шостаковичу подошел пожилой немец, и сказал, что 9 августа 1942 года он был в ряду с теми, кто надеялся в ближайшие дни пройти торжественным маршем по улицам Ленинграда. Но когда он услышал симфонию, звучащую как ему казалось в мёртвом городе, он понял, что Гитлер проиграет.
Список литературы.
1)Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 1.--Л.: Сов. композитор, 1985.--544 с. с ил.
2)Козинцев Г. М. О Д. Д. Шостаковиче.-- Цит. по кн.: Козинцев Г. М. Собр. соч. в пяти томах.--Л.: Искусство, 1983, т. 2, с. 426, 433.
3)Мазель Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича.--Цит. по кн.: Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки.--М.: Сов. композитор, 1982, с. 274
4)Кабалевский Д. Б. Несколько слов о Дмитрии Шостаковиче.--В кн.: Дмитрий Шостакович.--М.: Сов. композитор 1967, с. 91.
5)Мравинский Е. А. Тридцать лет с музыкой Шостаковича.-- В кн.: Дмитрий Шостакович, с. 105.
6) Шостакович Д. Д. Жизнеописание. ЦГАЛИ, ф. 2048, on. 1, ед. хр. 66.
7)Д. Шостакович. о времени и о себе.--М.: Сов. композитор, 1980, с. 242.
8)Серебрякова Г. И. О других и о себе.-- М.: Сов. писатель, 1971, с. 312.
9)Стенографический отчет заседания правления Ленинградской композиторской организации с активом, посвященного итогам работы над советской оперой.--ЛГАЛИ, ф. 9709, оп. 1, ед. хр. 22, с. 7.
10)Шостакович Д. Д. Будем трубачами великой эпохи.