Файл: Церковное пение с древних времен сопровождало православное богослужение, раскрывая сущность бытия через особое искусство, где гамма звуков воплощается в форму красок, линий фигур.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Церковное пение с древних времен сопровождало православное богослужение, раскрывая сущность бытия через особое искусство, где гамма звуков воплощается в форму красок, линий фигур. Церковное пение – это икона в музыкальных звуках.
Духовная музыка – малоисследованная область русской музыкальной культуры. Даже сейчас, когда все запреты сняты, многие грани церковных песнопений остаются достоянием узкого круга специалистов.
В дореволюционной России, духовная музыка оказывала огромное влияние на формирование музыкального вкуса и мировоззрения народа. А становление русской музыкальной культуры в целом невозможно проследить и оценить, не изучая духовно – музыкальные жанры.
Крещение Руси, 1000-летие которого в 1988 году широко отмечалось всем христианством, привело к установлению тесных связей Византии, с ее высокоразвитой культурой, и нашей древней страны, где тяга к просвещению дала мощный толчок для развития русского церковного пения, как национального вида музыкального искусства.
Христианская духовная музыка еще до своего проникновения в языческую Русь прошла свой особый путь развития от импровизационных песнопений до стройной музыкальной системы, которая сформировалась в православной церкви в виде восьми определенных напевов – «гласов», откуда и получило свое название – «осьмогласие». На восемь гласовых напевов распевались молитвенные тексты церковного богослужения. Число 8- символ вечности, так как число 7- настоящее время (по дням сотворения мира), а восьмой день наступит по «воскресении мертвых». Принцип осьмогласия сохранен и в современной богослужебной практике. Каждой неделе соответствует свой «глас». Восемь гласов объединяют 8 недель в «столп» - восьминедельный цикл. Отсчет столпов начинается с Недели, то есть с воскресенья, которое следует за неделей всех Святых (1-е воскресенье после Троицы), и продолжается по 5-ю неделю Великого поста.
В 10 веке система осьмогласия, еще одноголосная, из Византии вместе со всем чином богослужения появилась на Руси, продолжая развиваться. Запись голосов производилась при помощи «знамен, крюков, столпов». Отсюда пошло название – «знаменный» или «столповой» распев. Позже на Руси появляются распевы – малый знаменный, греческий, болгарский и киевский, и многие монастырские распевы.
В начале 17 века на Руси появилось гармоническое многоголосие, или партесное пение, что было противопоставлением католической органной музыке. Киевские одноголосные напевы переделали по образцу польской музыки.
К этому времени относится появление первых трудов по изучению и составлению партесного пения. Теоретик – композитор Н.П.Дилецкий (1630- ок.1680) выработал несколько правил написания : сначала писать музыку, затем подбирать к ней текст. Это способствовало самовыражению в звуках, и находило отклик у последователей Дилецкого.
В1735 году польское влияние на русскую церковную музыку уступило место итальянскому, когда в Петербург приезжает композитор и дирижер Франческо Араия, который на протяжении 25 лет руководил Придворной капеллой, а после него - два других маэстро – Б.Галуши и Д.Сарти. Древнерусские традиции церковного пения были забыты благодаря изысканной концертно-оперной манере итальянских музыкантов. Их ученики, целая плеяда талантливых музыкантов – А.Ведель, С.Дегтярев, С.Давыдов, П.Турчанинов в свою очередь, воспитали не одно поколение композиторов.
Множество авторских песнопений свидетельствуют о возникновении в России новой композиторской школы.
К этому времени относятся первые попытки гармонизации для 4-х голосного хора русских напевов. Бортнянский и Турчанинов создали гармонизацию по западноевропейскому стилю, не учтя особенности древних распевов (древние распевы не имеют симметричной ритмики, и попытки «втиснуть» их в европейские рамки приводили к искажению мелодики распева).
Большим событием в церковной жизни России явилось появление церковного Обихода – «Полный круг простого нотного пения на 4 голоса». Это издание подготовили директор Придворной капеллы А.Ф.Львов и композиторы Г.Ломакин и П.Воротников. Воспитанный в духе немецкого классицизма, Львов внес черты немецкого стиля в песнопения, а его преемник Бахметьев, переиздавший Обиход, еще резче подчеркнул несовместимость мелодики русских напевов и хроматизмов, модуляций, диссонансов европейской школы.
Решительным поворотом к возвращению стилевых особенностей русской церковной музыки явилась деятельность М.И.Глинки и князя В.Ф.Одоевского. Глубоко изучив древние церковные напевы, они пришли к выводу, что гармонизация может быть только на основе древних ладов самобытных распевов, без чуждых диссонансов и хроматизмов.
К сожалению, смерть Глинки оборвала новую волну возрождения церковного пения.
Капелла – единственное учреждение страны, обладала правом цензуры и печатания церковных музыкальных сочинений. Это привело к тому, что в церквях исполнялись произведения лишь 8 авторов: Бортнянского, Березовского, директора и учителей капеллы – Львова, Турчанинова, Бахметьева, Грибовича, Воротникова, Макарова.
Последователи Глинки - Н.Потулов, М.Балакирев, Е.Азеев и В.Металлов делали первые шаги на пути возрождения древних русских традиций.
1878 год, крупное музыкальное событие всколыхнуло всю музыкальную жизнь России – появилась «Литургия святого Иоанна Златоуста» П.И.Чайковского, а через 3 года его же «Всенощное бдение». Эти два цикла отличаются друг от друга и по стилю, и по масштабности. Если «Литургия» написана еще под впечатлением Четвертой симфонии и «Евгения Онегина», и представляла больше ряд хоров на религиозные сюжеты, то «Всенощное»(1881) овеяно глубоким пониманием традиций церковной музыки, желанием вывести церковную музыку из «европеизма». В отличие от «Литургии», написанной в свободном стиле, «Всенощное» полностью основано на гармонизации традиционных распевов – знаменного, киевского, греческого.
Однако, все произведения русских композиторов вызывали протест со стороны церковной цензуры по «причине их неканоничности, светской принадлежности их авторов».
Тем не менее, поиски в жанрах духовной музыки продолжались. Новый подъем
в 1890-е годы церковная музыка переживает в творениях Кастальского, Гречанинова, Лядова и Чеснокова, основавших (кроме Лядова, жившего в Петербурге) «московскую школу» хоровой духовной музыки (конца 19 – начала 20 века).
В литургических циклах С.Рахманинова сочетаются черты хорового многоголосия 17-18 веков, подлинных церковных распевов и свободные композиторские приемы, что выделяет его произведения в духовной музыке.
1917 год с дальнейшим развитием событий в России на несколько десятилетий затормозил творческие поиски в области духовной музыки, которая в последнее время вновь набирает силу. Молодое поколение открывает в ней глубину познания вечности, красоту, любовь к истории, культуре России.
Церковные песнопения используются в православном богослужении на воскресных и праздничных службах в точно указанных Уставом местах , и несут в себе определенное молитвенное содержание.
В православной музыке выделяются три основных раздела: Вечерня, Утреня и Литургия ( в просторечье – Обедня).
ВЕЧЕРНЯ отображает историю церкви, начинаю с событий Ветхого Завета, которые находят свое завершение в Новом Завете.
УТРЕНЯ начинается Вифлеемским благовестом и чтением шести псалмов, в храме зажигают все светильники, священник начертывает елеем знак креста на челе подходящих к нему прихожан.
ЛИТУРГИЯ – кульминация суточного богослужебного круга. Она совершается утром и заканчивается в предобеденное время, поэтому в народе называется ОБЕДНЯ.
Песнопения Литургии отличаются от Вечерни и Утрени, почти все они неизменяемы. Призывая прихожан к молению, звучат удары колокола.
Исполнение церковных песнопений должно сохранять фонетические особенности церковнославянского языка, четкое произношение слов, букв (в церковном языке отсутствует звук «е»).
Высота звука никогда не принимается абсолютно, а зависит от состава голосов и характера песнопения. Поэтому возможно изменять тональность, поднимать или опускать звучание мелодии.
При выборе темпа исполнения следует избегать как торопливости, так и излишней медлительности, затягивания каденций.
Песнопения изложены в свободной метрической фактуре, без указания размера и деления на такты – это мелодизированный «четок», в котором ритм диктуется текстом.
Характер исполнения церковной музыки должен сохранять молитвенное настроение, поэтому следует избегать резких пронзительных верхних голосов или чрезмерно густых низких, и стремиться к тембровому слиянию голосов.