Файл: Контрольная работа по дисциплине Технологии самореализации и саморазвития личности Вариант 4 Выполнил студент гр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс образования, так же как и процесс самообразования должен соответствовать целям и отвечать на вопросы: как учиться? зачем учиться? кто будет учить? чему учиться? где учиться? будет образование платным или нет? Какой результат в конце будет получен? [8].Процесс образования и самообразования связан и самостоятельным изучением литературы и подготовки к аттестационным точкам. Особенно самостоятельная работа имеет большое количество часов при таких формах образования и обучения, как заочная форма обучения, дистанционное образование, различные смешанные виды обучения, которые получили широкое распространение в наше время. При этих формах обучения образование и самообразование наиболее приближены друг к другу как процессы формирования личности.

Самостоятельная работа в процессе образования имеет такие функции как: закрепление знаний и умений; расширение и углубление знаний по конкретным темам; умение использования знаний по решению прикладных задач; усвоение исследовательских умений и качеств; расширение практического опыта; усвоение навыков самопознания и саморазвития. Для того чтобы у личности развивались познавательные функции в процессе самостоятельной работы, у нее должны быть умения: отделения существенной информации от второстепенной; схематизации и структурирования информации и материалов; навыки по формулировки резюме с ознакомленными материалами. Именно эти навыки способствуют самостоятельному осмыслению и усвоению знаний. Так же развивают самообразование и его навыки умению описания результатов наблюдения и самонаблюдения [10].

Главная отличительная черта самообразования от образования это, что самообразование это процесс при котором навыки и умения, личностные качества приобретаются самостоятельно без участия педагогов и других сторонних обучающих лиц. Тех, кто занимается самообразованием без получения образования, называют «самоучками», но самообразование это всегда качественное дополнение и к полученному образованию. Ранее под самообразованием понималось образование и обучение через чтение книг, изучение наук без посещения специализированных для этого школ. Но ни одна школа не отрицает, что не может дать полный объем знаний и они должны расширяться через самообразование. Для того чтобы самообразование вело к развитию м качественным личностным изменениям, в личности человека должны быть развиты навыки самоорганизации.

1.3 Взаимосвязь и различия самоорганизации и самообразования


Мы определили, что самоорганизация личности, является одним из самых важных ее качеств в современном мире и заключается в умении распределять свою энергию, время, ресурсы на решение возникающих перед личностью задач, это целеустремленность, которая имеет в своей основе сознательные мотивы. Самообразование же самостоятельный процесс получения знаний и навыков личностью с целью своего саморазвития без участия педагогов и учителей. Качество самообразования, спешность достижения целей, которые ставит перед собой личность, когда начинает заниматься самообразованием, во многом зависит от развитости у нее навыков самоорганизации. Самообразование это всегда личностный интерес в получении нужных знаний и изучении материалов, самовоспитание через усвоение новых знаний, без личностного интереса человек склонность к самообразованию испытывать не будет.

Самоорганизация важный личностный фактор, как для образования, так и для самообразования. В организованном обучении подразумевается, что эксперт-педагог лучше разбирается в изучаемой теме, он дает указания, как ее нужно изучать тем, кто получает образование. Самоорганизованное обучение отрицает, что «эксперт знает лучше» или что существует «один лучший метод», оно предполагает, что обучение должно быть обустроено по принципу личностных смыслов и ценностных ориентаций обучающихся, эти смыслы и ориентации должны быть проверены опытным путем. Этот процесс рассматривается как неограниченный по временным рамкам, неограниченной средой образования, не подразумевает контроля со стороны родителей, педагогов или других значимых лиц [5].

При самоорганизованном подходе к образованию, полученные знания всеравно должны проходить проверку тестированием их на подлинность, личный опыт должен периодически пересматриваться. В образовании, которое направленно на самоорганизацию личности, могут применяться такие методы, как беседа, диалоги и коммуникации учеников между собой, мысленный диалог самого с собой одного ученика. Самообразование является частью системного подхода самоорганизации к образовательному процессу. При должном уровне самоорганизации, как в самостоятельной работе при образовательном процессе, так и в самообразовании личность способна ответить на вопрос какой должен быть объем материала, нужного для подготовки и изучения, она способна избежать перегрузок и при подготовке осознает наличие фактора возможной перегрузки.Самоорганизованная личность читает тот объем, который она способна осмыслить на данном этапе подготовки, критически подходит к изучаемому материалу. Не ограничивается поверхностным пониманием нужных для саморазвития и самообразования в выбранном направлении знаниями. Распределяет соотношение времени нужного на подготовку изучения материалов, образования и самообразования [11].



В гуманистической психологии есть понятие самоактуализации, это понятие характеризует целостную и гармоничную личность в своих стремлениях, такая личность будет обладать навыками самоорганизации, стремлениями к самообразованию. Самоактуализация – стремление человека к максимально возможному развитию, определению своих личностных возможностей, когда личность становится самоактуализированной, она развивает максимально свой потенциал, имеет стремления к самообразованию, развитые навыки самоорганизации. Самоакутализация является реализацией потенциала, желанием стать тем, кем возможно, постоянное самосовершенствование, ее человек достигает не сразу, ему требуется пройти определенный опыт, связанный со страхами неизвестности по отношению к будущему и ответственности за него. Она является той силой, которая заставляет человека развиваться на всех уровнях, это личность, которая полностью функционирует, она открыта к миру и себе [3].

В человеке и его личности особенно развивается стремление к самообразованию и самоорганизации тогда, когда у него полноценно сформировано понимание своего Я, развито сознание и способность объективно отражать окружающую действительность. Его сознание активно и избирательно, стремиться к познаниям окружающего мира. Он стремиться воздействовать на окружающий мир, преобразовывать его, программирует свою деятельность, вырабатывает решения и реализует их с учетом внешних обстоятельств. Развитие и формирование происходит не только в процессе целенаправленного обучения, но и в повседневном общении с другими людьми, своим окружением и обществом. Стремление к самообразованию может иметь стихийный, целенаправленный и сформированный характер, именно личностная функция самоорганизации придает этому стремлению целенаправленный и сформированный характер. Самообразование и самоорганизация помогают развить в себе функцию и самопрограммирования, она помогает решать множество задач, стремиться к регулированию своего поведения и деятельности, развивать новые навыки, повышать уровень самосознания и эффективность всего перечисленного [2].

Соотношение самообразования и самоорганизации можно считать, как отношение общего к частному, где самообразование частное от самоорганизации. Сами два феномена самоорганизации и самообразования взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом. В процессе самообразования человек овладевает знаниями и навыками, развивает свою самоорганизацию и ее деятельность, приобретает опыт самоорганизации. Но когда человек приобретает достаточный опыт и навык самоорганизации, он осуществляет и стремиться к дальнейшему самообразованию. Самоорганизация – сложная многоплановая структура, поэтому ее развитие связанно с самообразованием, стандартное образование не может полностью обеспечить самоорганизацию нужными навыками на всех ее уровнях. Самоорганизация и самообразование – важнейшие категории педагогики, педагогической психологии, психологии развития и психологии личности, их исследование и изучение имеет актуальную важность для развития этих направлений наук в современном мире.

Выводы к первому вопросу

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Самоорганизацию личности можно обозначит еще, как способность, деятельность по организацию у себя целеустремленности, активности, мотивации, самостоятельному планированию своей деятельности, принятие решений и ответственности за них, способность критично и адекватно оценивать собственные результаты и другие личностные особенности.

Образование – это комплекс мер обучения и воспитания личности человека, развитие в ней компетенций и ценностных ориентаций, навыков, знаний и умений, необходимых социальных функций, передача опыта и профессиональны качеств. Образование более широкое определение, чем обучение или воспитание. Самообразование – это получение образования путем самостоятельного изучения книг и других материалов, посещения музеев и выставок, это образование без участия педагога и других лиц, оно может стать существенным дополнением к образованию.

Самообразование и самоорганизация взаимосвязаны и взаимообусловлены: в процессе самообразования обучающийся получает знания и умения, овладевает деятельностью самоорганизации, приобретает опыт самоорганизации. С другой стороны, владение деятельностью самоорганизации позволяет осуществить дальнейшее самообразование.Как в самообразовании, так и в самоорганизации присутствует личностный, мотивационный, когнитивный, деятельности компоненты. Для осуществления процесса самоорганизации системы может быть учтен прошлый опыт как вид ресурса, этот опыт может быть получен в процессе самообразования [11].
2. РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ МАДДУКСА И ШЕЕРА «ДИАГНОСТИКА САМОЭФФЕКТИВНОСТИ» И ИХ АНАЛИЗ
2.1 Назначение и краткое описание методики Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности»

Методика Маддуса и Шеера «Диагностика самоэффективности» предназначена для определения уровня эффективности личности, исследует ее самосознание и самооценку. Методика основана на понятие самоэффективности, которое ввел А. Бандура, это определение направленно на цели в работе по личностной коррекции. В него А. Бандура вложил понимание возможности человеком оценивать умение людей и осознавать свои способности, уметь их наиболее эффективно использовать. Он уделил особое внимание тому факту, что при более скромных способностях, но при этом умелом их использовании, человек способен достигать более высоких результатов. Присутствие высокого потенциала у человека, еще не гарантирует его высоких результатов, если у него отсутствует вера в возможность применения их на практике, человек не пытается воспользоваться всем своим потенциалом.


Данная методика направленная на количественное определение уровня самоэффективности. В русской модификации методика представлена авторами Л. Бояринцевой и Р. Кричевским. Методика направлена на оценку человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.

Методика дает возможность получить не только представления о самоэффективности, информацию о самооценке личности, сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию.Она является способом увеличения возможности достижения более высоких результатов личностью в деятельности и общении.

2.2 Интерпретация полученных результатов методики Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности» их анализ
Бланк ответов



п\п

Список утверждений

Шкала ответа

(степень согласия)

1

Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу.

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

2

Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего.

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

3

Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

4

Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

5

Я часто бросаю дела, не закончив их

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

6

Я стараюсь избегать трудностей

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

7

Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

8

Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

9

Если я решил(а) что-то сделать, буду идти напролом, до конца

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

10

Если мне не удается быстро выучить что-то новое, сразу бросаю это дело

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

11

Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

12

Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

13

Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

14

Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

15

Я вполне уверен(а) в себе

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

16

Я легко бросаю дела

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

17

Я не похож(а) на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни

–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5