Файл: Общение как социальнопсихологический феномен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общение как социальный феномен: сущность, структура, функции, виды, средства.

1. Тема “Общение как социально-психологический феномен” - одна из интересных и важных тем социальной психологии; тема, которая всегда является актуальной. Ведь человек живет в обществе, является его членом его и в отличие от животного наделен речью – а это неотъемлемой частью общения человека с человеком. Общение – это уникальное социально-психологическое явление.

Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми. Общение — необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

2. так как общение – очень обширное понятие - В современной психологии отсутствует общепринятое определение понятия «общение». Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему.

3. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития взаимодействия между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”

В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Благодаря общению раскрываются стороны личности, формируется ее сознание и самосознание, происходит ее развитие. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

4. Существует несколько подходов к структурированию общения. Я выделила две, наиболее часто встречающихся. Первый иллюстрирует подход Г.М. Андреевой и выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную


Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации. (Обмен информацией знаниями, идеями)

Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями. (Обмен действиями, организация совместной деятельности)

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. (восприятие, понимание и оценка партнерами друг друга в процессе общения)

5. Второй подход, основан на концепции А.Н. Леонтьева. Общение рассматривается как коммуникативная деятельность. И в структуру общения входят следующие элементы:


Предмет общения

Другой человек, партнер по общению





Потребность

в общении

Стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке






Коммуникативные мотивы

То, ради чего осуществляется общение





Единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные)




Действия общения






Цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разно-образные действия, совершаемые в процессе общения




Задачи общения



Средства общения

Операции, с помощью которых осуществляются действия общения





Продукт общения

Образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения





6.

По своему назначению общение многофункционально. Здесь представлена наиболее полная классификация функций:

  • Эмотивная - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний

  • Информационная - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.

  • Контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности

  • Понимания- адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний

  • Координационная - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности

  • Побудительная - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий

  • Установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид

  • Оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.


7. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды.

По содержанию общение представлено следующими видами.

При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения потребностей.

При кондиционном общении или по-другому эмоциональное общение — происходит обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Например, развеселить грустного друга.

Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.

Когнитивное общение – обмен знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи.

Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Например, учиться вышивать крестиком в кружке вышивания

По цели общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Подвиды социального общения:

Деловое общение вид общения, подчиненный достижению общих или индивидуальных целей основывается на основных принципах, нормах и правилах делового этикета. Оно возникает только в совместной производственной деятельности.

Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. Например, к нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде.


Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме.

Под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств – жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передаётся одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации. осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.д.).

Далее различают массовое и межличностное общение.

Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением. Часто встречается в рабочих коллективах, в отношениях директор – наемный служащий. В тот момент, когда директор дает наемному служащему на выполнение некое задание, происходит яркий пример императивных отношений