Файл: 3. Европа 515 вв. Эпоха крестовых походов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мамлюкского Египта, ставшего вскоре сильнейшим из мусульманских государств.

Между тем, натиск монголов не ослабевал. В 1252-1256 гг. хан Хулагу, ещё один внук Чингиса, вторгся в Иран и методично уничтожил опорные пункты исмаилитов. Хан измором взял Аламут и в 1257 г. коварно убил сдавшегося несовершеннолетнего имама. В 1258 гХулагу разгромил халифскую армию и после долгой осады взял Багдад. Город подвергся ужасающему разграблению «язычниками». Мечети были осквернены, халиф убит. Гибель Багдадского халифата потрясла весь мусульманский мир.

Впрочем, через некоторое время в Египте объявился родственник почти истребленной династии. Султан Бейбарс (1260-1277) пожаловал ему святые места – Мекку и Медину – и позволил под своим покровительством принять халифский титул. Хулагу, между тем, окончательно покорил Закавказье, принудил платить дань турок в Малой Азии и киликийских армян. Мамлюкские султаны Египта объявили «священную войну» против монголов и смогли, наконец, остановить их продвижение. В 1261 г. в Сирии Бейбарс нанёс монголам первое в истории серьёзное поражение. С этого начался взлёт могущества мамлюкского Египта.

На этом фоне происходит окончательный упадок крестоносного движения. В 1261 г. войска никейского императора почти бескровно отбили у латинян Константинополь и уничтожили Латинскую империю. В 1270 г. Людовик Святой выступил в Восьмой крестовый поход, направленный, в отличие от всех предыдущих, в Тунис. Крестоносцев поразила страшная эпидемия, король и множество его воинов умерли. После этого крестовые походы уже не предпринимались. Дни крестоносных государств были сочтены.

Египтяне постепенно теснили крестоносцев и других противников, объединяя земли Сирии и Палестины под своей властью. Так, в 1260-1261 гг., отразив монгольское нашествие, Бейбарс заодно покончил и с последними владениями Айюбидов в Сирии. В 1273 гегипетскими войсками была взята последняя крепость сирийских исмаилитов. «Орден» ахдас был уничтожен. Что до крестоносцев, то они в 1268 г. лишились Антиохии, в 1289 – Триполи. Наконец, в 1291 г. пала Акра. Иерусалимскому королевству настал конец.

Гораздо больший успех сопутствовал крестоносцам на западном театре военных действий, в Испании. Для этой страны эпоха крестовых походов – пик Реконкисты. Уже в 1096 г. на востоке Испании арагонские и французские крестоносцы освободили 
Сарагосу. Французские феодалы, очистив от мавров при помощи кастильцев и местных жителей часть атлантического побережья, создали здесь новое государство – Португалию. Успехи христиан привели к развалу державы Альморавидов. Уже в 1120-1146 гг. они пали в борьбе с движением тех же берберских кочевников, которые привели их к власти. Их сменили Альмохады, правившие с титулом халифов до 1269 г. Падению Альмохадов, однако, тоже способствовали неудачи в войне с Реконкистой. В 1212 г. в битве при Лас-Навас-де-Толоса войска Кастилии, Арагона и заграничных крестоносцев наголову разбили мавров. Это вызвало панику и смуту в испанских эмиратах, которые один за другим рушились под ударами христиан. К концу XIII в. под контролем мавров остался только Гранадский эмират на крайнем юге страны.

Крестовые походы непосредственно влияли на политическую историю стран Ближнего и Среднего Востока, Византии и Испании. Однако их значение и для западного, латинского мира было огромным. Восточные походы привели к глубоким социально-политическим изменениям. Резко возросли политическая роль и авторитет Римской церкви. Монархи, возглавляя масштабные военные мероприятия, укрепляли свою власть. В высших слоях общества укреплялось мнение о гибельности внутренних междоусобиц, необходимости централизованной власти. Обогатились города, что вело к расширению их независимости и укреплению позиций городской верхушки.

В XI-XIII вв. повсеместно разворачивается борьба крепнущих городских общин против феодальных сеньоров. Эта борьба напрямую вдохновлялась античными примерами, знакомыми образованной городской элите. С другой стороны, были у неё и вполне приземлённые причины – прежде всего, нежелание делиться с сеньором городскими доходами. Эти устремления сплачивали различные слои горожан, а также городское духовенство (если в качестве свергаемого сеньора не выступал епископ, что тоже бывало). В зависимости от обстоятельств, горожане в своих действиях апеллировали либо к духовной, либо к монаршей власти.

«Первая коммунальная революция», прокатившаяся по большей части Европы в XII в., привела к образованию вольных городских общин – коммун, независимых от власти сеньоров. Особенно широкой независимости добились итальянские коммуны и чуть позже немецкие «вольные города». Во Франции, в Испании, в Англии коммуны прибегали к помощи королей, и здесь скорее произошла смена сеньора в обмен на признание вольностей. В возникавших городах-государствах дело не ограничилось изгнанием сеньоров. Во многих итальянских городах пострадали также мелкие городские рыцари (

нобили), прежде десятками проживавшие в общинах. Сама принадлежность к нобилитету была объявлена преступлением. «Причислить к нобилям» – означало теперь изгнать из города.

Наиболее крупными городами-государствами стали именно итальянские – ВенецияГенуяФлоренцияПиза. Их устройство во многом было типичным для средневекового города. Городские коммуны представляли собой плотную сеть замкнутых корпораций (торговых гильдийремесленных цехов), охватывавших большую часть полноправных граждан. Права гражданства принадлежали только имущим горожанам. Массы неимущих (пролетарии) жили либо наёмным трудом, всё более востребованным в лавках и мастерских, либо попрошайничеством и преступлениями. Пригородные крестьяне находились в феодальной зависимости от коммуны. Однако и внутри самих общин имелось жёсткое сословное деление в зависимости от достатка. Фактическая власть принадлежала богатейшим купцам и цеховой старшине – т.н. «жирному народу». Малоимущий «тощий народ» долгое время вовсе не допускался к управлению.

Политическое устройство в городах было различным. Народные собрания имели вес только в пору «коммунальных революций». Постепенно власть переходит к постоянным выборным органам, лучше отражавшим интересы «жирных». Высшие должностные лица могли избираться пожизненно и даже из одного рода – как дожи в Венеции и Генуе. Но, например, во Флоренции они менялись ежегодно. В ряде итальянских и далматинских городов существовала должность подеста, наделённого диктаторскими полномочиями, но периодически переизбираемого. Большую роль в жизни большинства городских общин продолжало играть духовенство.

Усиление позиций папства, его всё более активное вмешательств в политическую жизнь не могли не вызывать раздражения императоров. С Другой стороны, папы пользовались поддержкой большинства итальянских городских общин, пытавшихся освободиться от имперского владычества. В XII в. и Германия, и Италия раскололась на две враждующие между собой партии – императорскую (гибеллины) и папскую (гвельфы). Гвельфы в Германии отражали интересы крупных феодалов, опасавшихся централизаторских устремлений династии Штауфенов. В Италии же это была городская партия, стремившаяся к созданию независимых городских республик. Устремления обеих партий были противоречивы. Гибеллины добивались создания единой мощной монархии – но это неизбежно вело к порабощению Германией итальянских городов и контролю светской власти над религией. Гвельфы противостояли и тому, и другому, – тем самым закрепляя феодальную раздробленность.


В противоборстве императоров и пап победу в итоге одержали последние. В 1176 г. Фридрих Барбаросса (1152-1190) был разбит итальянскими городами в битве при Леньяно. Его внук Фридрих II (1212-1250) на первых порах поддерживал пап и при их помощи присоединил к Империи Королевства Обеих Сицилий. При папе Иннокентии III (1198-1216) папство достигло наивысшего политического могущества, диктуя свою волю королям. К этому времени уже все западноевропейские церкви подчинялись папам. Благодаря Четвёртому крестовому походу удалось посадить латинского патриарха и в Константинополе.

Но попытка заменить всё ещё неугодную династию в Германии привела к конфликту с Фридрихом, вовсе не желавшим уступать престол сопернику. До конца своих дней Фридрих небезуспешно боролся с папами, но после его смерти при помощи французских королей папам удалось покончить со Штауфенами. В 1268 г. последний их оплот – Сицилия – был захвачен французами, а последний представитель династии казнён. Впрочем, французской Анжуйской династии (ветви Капетингов) удалось утвердиться лишь в южноитальянском Неаполитанском королевстве. Сицилией же в 1282 г. завладели арагонцы. Священная Римская империя после падения Штауфенов погрузилась в период внутренних смут, закрепивших феодальную раздробленности в Германии и Италии на века.

Совершенно в ином направлении развивалась политическая история Франции и Англии. Для них XI – XIII вв. – время начало централизации. Нормандское завоевание Англии привело к прямо противоположным последствиям для этих государств. В Англии франко-нормандские бароны вытеснили прежнюю англосаксонскую знать с её крупными вотчинами. К тому же отныне все феодалы объявлялись вассалами лично короля, а правители крупных графств постепенно превращались в королевских чиновников. Таким образом, уже Вильгельм Завоеватель заложил основы централизации страны. Во Франции же в результате провозглашения вассала – нормандского герцога – королём соседнего крупного государства престиж местной королевской власти упал ещё больше. С восшествием на английский престол анжуйского графа Генриха Плантагенета (1154-1189) английский король оказался вообще крупнейшим феодалом Франции. В англо-нормандских руках оказались весь запад и юго-запад страны.

Очевидная угроза независимости королевства, однако, мобилизовала силы парижских Капетингов. Они использовали крестовые походы для сплочения верных им феодалов северо-востока Франции под своей властью. Открытые войны между Капетингами и Плантагенетами шли уже на рубеже XI/XII вв. Королю Филиппу II Августу (1180-1223) удалось достигнуть решающего перелома в свою пользу. Используя крестоносный авантюризм английского короля Ричарда Львиное Сердце и усобицу за английский престол, Филипп отнял у Плантагенетов Нормандию и Анжу. При Людовике IX Святом (1226-1270) английский король вынужден был признать потерю большей части французских владений. За оставшиеся сравнительно небольшие феоды он принёс Людовику оммаж. На этом ситуация временно стабилизировалась, причём французский королевский домен существенно расширился. Теперь король реально превосходил силой своих вассалов.


Противоборство Англии и Франции, падение престижа Священной Римской империи стали составными частями начавшейся к концу эпохи крестовых походов открытой борьбы за гегемонию в Европе. Идеальная система межхристианских отношений, о которой мечтали и римские папы, и германские императоры, так и не сложилась.

Крестовые походы направлялись в XII-XIII вв. не только против мусульман. Уже в первой половине XII в. германские владетели использовали крестоносное движение для осуществления давних планов «натиска на Восток», завоевания славянских и прибалтийских земель. В качестве первой цели было избрано самое слабое звено славянского мира – разрозненные полабские племена. Упорное нежелание принимать христианство поставило их в полную изоляцию в Европе и к тому же законсервировало родоплеменной строй. Оно же дало повод Священной Римской империи объявить крестовый поход под флагом обращения и усмирения язычников. В 1147 г. германские феодалы вторглись в славянские земли. Успех этого первого похода был сравнительно скромен, однако он проложил дорогу последующим. К концу XII в. земли полабских славян (ныне Восточная Германия) были включены в состав Священной Римской империи. Местные князья в основном приняли католицизм и постепенно онемечились, как и большая часть их подданных.

Это, однако, не положило конец крестоносной агрессии в Прибалтике. По удовлетворении аппетитов крупных немецких сеньоров и Империи в неё включились рыцари немецких крестоносных орденов. На рубеже XII/XIII вв. немцы стали проникать в Восточную Прибалтику. В 1201 г. ими была основана Рига, ставшая столицей независимого католического церковного государства во главе с архиепископом. Для защиты архиепископства и принудительного обращения в католицизм местных балтских и финских племен были призваны рыцари из Ордена меченосцев. В 1226 г. южнее, в Пруссии начал военные действия крупнейший немецкий рыцарский орден – Тевтонский.

Очень скоро от войн с язычниками немецкие рыцари перешли к агрессии против Руси. Поработив Латвию и Эстонию, разделив племенные земли на феодальные владения, рыцари-меченосцы обратили свой взор к Пскову и Полоцку. В 1237 г., после тяжелого поражения, понесенного от