Файл: 3. Европа 515 вв. Эпоха крестовых походов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
литовцев, меченосцы восстановили силы за счет объединения с Тевтонским орденом, только что завоевавшим земли Пруссии. После этого главной целью захватчиков стали русские земли. В 1242 г. они, однако, были разгромлены Александром Невским на льду Чудского озера. Бывшие меченосцы (отныне Ливонский орден в составе Тевтонского) вынуждены были удовлетвориться достигнутым. Отстояла свою независимость от них и Литва.

Наряду с немцами в крестовых походах в прибалтийские земли участвовали также скандинавы. Датчане активно действовали в Полабье и в Эстонии. С XII в. шведы совершили несколько крестовых походов в Финляндию, стремясь под флагом принудительного распространения католицизма подчинить этот край шведской короне. В 30-х гг. XIII в. Финляндия была в основном покорена. Шведы стали угрожать карельским землям, находящимся в зависимости от Новгорода. В 1240 г. Александр, именно тогда получивший прозвание Невского, разгромил шведских захватчиков на реке Неве.

В сложном положении оказались в эти годы Польша и Венгрия. Эти страны, находящиеся на пике удельной раздробленности, в XIII в. оказались на переднем рубеже борьбы с монгольской угрозой. Но при этом им, особенно Польше, приходилось противостоять и немецкому «натиску на Восток», постоянно отстаивая независимость от единоверцев-католиков. Уже в конце XII в. немцы захватили запад Польского Поморья. Впрочем, всё это не мешало польским и венгерским феодалам на протяжении XII-XIII вв. неоднократно посягать на русские земли.

Эпоха крестовых походов стала пиком развития средневековой культуры. В этот период резко возрастает уровень грамотности в Европе, появляется богатая светская литература – уже не только на латыни, но и на национальных живых языках. Основываются десятки университетов. Начинается знакомство Запада с наукой и литературой Византии и арабского мира. Выдающимися монументами эпохи стали величественные соборы и другие здания т.н. готического стиля. В них восточные заимствования сплелись с богатыми традициями предшествующей романской архитектуры и древнегерманского деревянного зодчества.

Говоря о средневековой культуре, всегда необходимо иметь в виду её сословность. По сути, каждое сословие обладало своим собственным культурным полем, довольно чётко отграниченным от других. Для представления об особенностях культуры католического духовенства можно сказать лишь то, что только оно обладало правом чтения и толкования Библии. Вся «высокая» литература – богословская, философская, научная, – создавалась представителями духовенства. Низшим слоем церковнослужителей (
клириками) становились и выпускники средневековых университетов, находившихся под покровительством Римской церкви.

В то же время, как уже сказано, в эпоху крестовых походов развивается и светская литература. Прежде всего это, конечно, литература феодалов. Уже в раннее средневековье при феодальных дворах исполнялись героические поэмы о деяниях предков. В эпоху крестовых походов формируются правила поведения истинного рыцаря, рисуется образ идеального воителя, служащего Богу и платонической возлюбленной – Прекрасной Даме. На основе этого куртуазного идеала переосмысливается древний эпос, и из него рождается рыцарский роман – самый популярный жанр литературы средневековья. Те же идеалы отражались в куртуазной поэзии (произведения французских трубадуров, немецких миннезингеров и т.д.). Ещё одним жанром рыцарской литературы стали хроники крестовых походов, положившие начало светской исторической науке средневековья.

Городская культура была менее выспрення и притязательна. В городах были популярны, скажем, сатирические литературные жанры, высмеивающие другие сословия и верхи общества. Самый значительный из этих жанров – плутовской роман, восхваляющий пройдоху-горожанина, мастерски обводящего вокруг пальца феодалов, селян и даже священников. Самый ранний и знаменитый из образчиков – «Ренар (Роман о Лисе)». Этим, однако, городская культура не исчерпывалась. Горожане соприкасались с университетской образованностью, и их культура впитывала новые веяния. Совершенно особый, но тоже не совсем изолированный элемент городской культуры представляла собой культура рассеянных по всей Европе иудейских общин.

Именно в наиболее развитых городах Италии XIII в. зарождается явление, получившее название итальянского Предвозрождения. В нём сплелись стремление возродить светскую городскую культуру Древнего Рима, влияния восточной мысли, знакомство с высокой культурой Византии. Памятники Предвозрождения отражали духовные, политические и социальные запросы всё более амбициозных городских коммун Италии. Наиболее заметная фигура зари Предвозрождения – создатель итальянского литературного языка, великий поэт и флорентийский гибеллин Данте Алигьери (1265-1321)..

Новые веяния, однако, несли не только расцвет культуры, но и первые знаки её духовного кризиса. Влияние с Востока далеко не ограничивалось христианской Византией, и даже византийское влияние с точки зрения католицизма оказалось неоднозначно. Античные, исламские и иудейские философские искания будоражили умы западных учёных. В университетах разгорались ожесточённые споры по фундаментальным вопросам бытия. В них проявлялся, хотя пока и жёстко пресекаемый, отход от основ католического вероучения. Сами католические богословы к XIII в. окончательно размежевались на поклонников Платона и Аристотеля. В Западную Европу через Византию и арабский мир проникли философско-мистические доктрины античности ­– неоплатонизм и герметизм. Рука об руку с ними шли оккультные «науки» – астрология, алхимия, магия.



В XI в. изгнанные из Византии богомилы распространили свое учение в Южной Франции (ересь катаров) и на побережье Адриатики (ересь патаренов или бабунов). Несмотря на предпринимавшиеся католической иерархией меры, катарство нашло широкую поддержку у крестьян, горожан, а также при дворе графа Тулузского. Для смягчения наиболее одиозных сторон катарского вероучения была создана ведшая почти исключительно социальную проповедь в крестьянской среде секта вальденсов. Вальденсы и возникшие под их влиянием другие секты (лоллардов в Англии и др.) осуждали Римскую церковь как орудие сатаны. Подчас они призывали к свержению существующего государственного строя и обобществлению имущества. Вальденсы и катары взаимодействовали в т. н. альбигойской церкви (от города Альби), признававшей главенство богомильского болгарского «патриарха». В 1209 г. убийство катарами папского легата привело к альбигойским войнам 1210-1219 гг., в которых феодалы Северной Франции покончили с катарством. Но ересь не была побеждена окончательно, не раз проявляясь под разными именами в Италии, Англии, Германии. В Боснии бабунская церковь даже добилась статуса государственной.

В ходе альбигойских войн северные феодалы, стремившиеся к захвату земель французского Юга, безжалостно уничтожали местное население. Для введения расправ над еретиками в законные рамки папской властью был учрежден специальный трибунал – инквизиция (в переводе с латыни – розыск). Позже она стала постоянной общецерковной структурой, сосредоточив в своих руках следствие по религиозным делам. В компетенцию инквизиции попадали ересь, колдовство, необъяснимые рационально преступления против личности (например, серийные убийства). Инквизиция не выносила смертных приговоров, оставляя окончательный суд в распоряжении светской власти. Когда она приходила к выводу о необходимости смерти подследственного, то рекомендовала сожжение на костре. В остальных случаях подследственный мог быть приговорен к тюремному заключению или телесному наказанию. Публичное покаяние и отречение могло освободить от ответственности. Светская власть могла отменить любой приговор инквизиции. Подобно всем остальным судебным органам средневековья, инквизиция широко применяла пытки и часто использовалась в политических целях.


Отчасти в противовес уравнительным ересям возникли и почти сразу стали влиятельнейшими в церкви т.н. нищенствующие ордена. Название их связаны с тем, что согласно уставам, ни монахи, ни отдельные монастыри не могут владеть никаким имуществом. Монахи орденов должны проводить время не столько в стенах обители, сколько в странствии за ее пределами, прося подаяния ради Христа и проповедуя Евангелие. Старейшие и крупнейшие нищенствующие ордена – францисканцы и доминиканцы. Основателем ордена францисканцев являлся итальянец Франциск Ассизский (1181-1226), один из наиболее почитаемых святых католической церкви. Основатель доминиканского ордена – Доминго де Гусман (1170-1231), испанец по происхождению, прославившийся как борец с катарами.

Эпоха крестовых походов XI – XIII вв. явилась одним из переломных этапов в истории Европы и Ближнего Востока. Наметившиеся тогда тенденции определили векторы мирового развития на ближайшие столетия.