Файл: Факультет заочного обучения и довузовской подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве примера бытовой коррупции можно рассмотреть типичный случай, когда беременная женщина обращается в медицинский пункт. Ей предстоит получать медицинскую помощь на протяжении длительного времени: постановка на учет, наблюдение за развитием беременности и роды. Возможно, на определенном этапе потребуются другие манипуляции или лечение. Но реальность такова, что граждане стремятся договориться с врачом: за определенную плату он будет вести беременность. На финальном этапе нужно будет то же самое предложить другому врачу, чтобы принял роды. За все это выплачивается определенная сумма, которая нигде не регламентирована и не будет зафиксирована. Это всего лишь одно проявление бытового взяточничества.

Можно выделить некоторые признаки бытовой коррупции:

– различные формы незаконного использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

– незаконное использование должностным лицом своего положения вопреки законным интересам общества и государства совершается в отношение граждан при решении повседневных вопросов в процессе их бытовых отношений.

Важно подчеркнуть, что бытовая коррупция приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, среди которых: значительное число потерпевших, чьи права нарушены; существенный по размеру и характеру вред для семьи в виде понесенных финансовых потерь; создание обстановки, затрудняющей реализации прав и законных интересов граждан в повседневной жизнедеятельности; понижение уровня правой культуры населения и падение авторитета государственной власти и т.д.

Статья 4 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» содержит следующий перечень основных принципов борьбы с ней:

– законность;

– справедливость;

– равенство перед законом;

– гласность;

– приоритет мер предупреждения коррупции;

– неотвратимость ответственности;

– личная виновная ответственность;

– гуманизм.

Принцип законности означает, что юридическая ответственность за противоправные деяния может быть наложена только в пределах санкции соответствующей нормы права. При этом дополнительным условием является необходимость соблюдения всех процессуальных норм при вынесении и выполнении подобного решения.


Принцип справедливости заключается в том, что наказание должно соответствовать правонарушению. За одно и тоже правонарушение не может более одного раза наступать юридическая ответственность. Закон не имеет обратной силы.

Принцип равенства всех перед законом требует неукоснительного выполнения антикоррупционных правовых норм и юридической ответственности за их нарушение от всех граждан независимо от пола, национальной, социальной, расовой и религиозной принадлежности.

Соблюдение принципа гласности позволяет информировать общественность о ситуации с коррупцией и степени эффективности принимаемых мер противодействия ей. Данный принцип также является важным средством общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и негосударственных организаций в сфере борьбы с коррупцией.

Один из принципов борьбы с коррупцией, который закреплен соответствующим законодательным актом, – это принцип приоритета мер предупреждения коррупции. Он соответствует положениям Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) против коррупции. Приоритетность мер предупреждения означает активное использование профилактических мер и осуществление антикоррупционной политики, направленной на устранение причин коррупции.

Коррупционные правонарушения должны быть расследованы в срок, а лица, виновные в их совершении, должны быть привлечены к ответственности. Так очень кратко можно сформулировать суть принципа неотвратимости ответственности.

Каждое правонарушение должно рассматриваться индивидуально с учетом всех обстоятельств и личности правонарушителя, по результатам которого правонарушитель должен нести ответственность только за свои противоправные действия. Это принцип личной виновной ответственности.

Принцип гуманности в приведенном перечне располагается на последнем месте, но на самом деле он является одним из важнейших принципов по своей значимости. Наличие данного принципа в Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-З устанавливает требование к правоохранительной системе страны и к мерам наказания за коррупционные правонарушения, чтобы они не причиняли физических страданий и унижения человеческого достоинства. Исходя из гуманных соображений на основании действующего законодательства в отношении отдельных категорий граждан (несовершеннолетние, беременные женщины и т.д.) предусмотрены более мягкие меры наказания. В отношении всех правонарушителей в зависимости от обстоятельств, указанных в Уголовном кодексе Республики Беларусь (УК РБ) и Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП РБ), может применятся более мягкое наказание. В исключительных случаях может быть применена амнистия либо помилование.



Предупреждение коррупции – это государственная и общественная деятельность, представляющая собой совокупность конкретных мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений. Поскольку многообразны причины возникновения и распространения коррупции, то система мер предупреждения коррупции предполагает взаимосвязанные мероприятия общесоциального, криминологического, правоприменительного, виктимологического и социально-реабилитационного характера.

Общесоциальная профилактика – это деятельность, направленная на обеспечение устойчивого общественного развития, формирования правовой культуры, нулевой толерантности к коррупции.

Криминологическая профилактика – это меры по выявлению, предупреждению и пресечению коррупционных действий. Особое внимание уделяется группам риска, с которыми проводятся индивидуальная и групповая работа с целью формирования антикоррупционной мотивации должностных лиц и граждан.

Правоприменительная профилактика – это деятельность, связанная с установлением адекватной ответственности за коррупционные правонарушения, реализация принципа ее неотвратимости.

Виктимологическая профилактика – деятельность, направленная на защиту законных интересов потенциальных жертв коррупции, а также создание механизмов, препятствующих совершению противоправных действий. Важное место среди подобных мер занимает освобождение от ответственности в случаях содействия выявлению коррупционных преступлений.

Социально-реабилитационная профилактика – комплекс мер, направленных на диагностику и социальную реабилитацию лиц, осужденных за коррупционные преступления [4].

В ст. 4 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-З перечислены основные принципы борьбы с коррупцией. Одним из них является принцип приоритета мер предупреждения опасного общественного явления [1].

Статья 5 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-З содержит следующий подробный перечень мер по предупреждению коррупции:

– планирование и координация деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;

– установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;


– обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля, а также надзора за этой деятельностью;

– совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

– проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание);

– обеспечение гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, если иное не предусмотрено актами законодательства;

– восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

– установление правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;

– предоставление в установленном законодательными актами порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией;

– применение процедур приема на работу, отбора, подготовки, продвижения по службе (работе) государственных должностных лиц в соответствии с принципами эффективности их деятельности и справедливости;

– принятие кодексов этики (стандартов поведения) государственных служащих и иных государственных должностных лиц;

– недопущение финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных актами законодательства;

– проведение в установленном порядке криминологической экспертизы проектов правовых актов, ранее принятых (изданных) правовых актов, а также криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок, причин коррупции, своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;


– сочетание борьбы с коррупцией с созданием экономических и социальных предпосылок для устранения причин коррупции;

– упрощение административных процедур и сокращение их числа;

– вынесение на общественное (всенародное) обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией;

– организация антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования [1].

Глава 3 Закона регламентирует мероприятия по контролю властнораспорядительной деятельности должностных лиц и их имущества.

Таким образом, коррупция – это сложное социальное явление, в котором переплетены экономические, социальные, этические, правовые и политические аспекты. По этой причине существует множество определений термина «коррупция». Все многообразие этих определений имеет несколько общих признаков: действия лиц, облеченных публичной властью, за вознаграждение против интересов службы, эти лица пользуются своими властными полномочиями для получения личной выгоды, действия этих лиц выходят за рамки законов и этических норм.

Коррупция проявляется в следующих формах: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, непотизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций и т.д.

Один из видов коррупции, с которым мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни – это бытовая коррупция. Бытовая коррупция – коррупция, порождаемая взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Базовым, специализированным нормативно-правовым актом в системе национального антикоррупционного законодательства является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-З. Ряд законодательных актов страны содержит правовые нормы и положения, касающиеся мер по противодействию коррупции и полномочий органов государственной власти в этой сфере. В частности, Закон Республики Беларусь «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 14 2005 г. № 60-З определяет одним из направлений в сфере борьбы с преступностью для обеспечения национальной безопасности выявление и пресечение коррупции. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-З содержит правовые основы профилактической деятельности по предупреждению коррупционных проявлений.