Файл: Общение в структуре педагогической деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема:

«Общение в структуре педагогической деятельности».

Содержание

1. Место и роль общения в деятельности преподавателя.…….…………..…3

2. Понятие педагогического общения……………………................................5

3. Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности............9

Список использованных источников...................................................................12

1. Место и роль общения в деятельности преподавателя

Практически вся деятельность преподавателя, связанная с решением учебно-воспитательных задач, осуществляется в процессе общения. Лекция, семинар, практическое занятие, игра, собеседование, консультация, экзамен, т.е. все учебно-воспитательное воздействие преподавателя, опосредованы контактами со слушателями, осуществляются на фоне и посредством общения.

О роли общения в жизни людей образно сказал А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Однако для рядового преподавателя в повседневной работе общение нередко выступает как вынужденное условие его деятельности. Переутомление, усталость не случайно обычно связываются с перегруженностью общением с обучаемыми. Последнее в подобных случаях действует преимущественно как канал связи преподавателя с обучаемыми, как передача информации; но оказывается скорее внешней стороной деятельности преподавателя и мало затрагивает внутреннюю, глубинную природу учебно-воспитательного воздействия.

Общение может выступать в роли не только условия, но исредства педагогической деятельности преподавателя, определяя уже не только внешнюю, но и внутреннюю ее сторону. При этом на первый план на смену информационной функции выходят другие, глубинные функции общения, определяющие существо и характер взаимоотношений и контактов преподавателя со слушателями. Одна из исходных функций общения заключается именно в установлении общности преподавателя и слушателей, их взаимоотношений, обеспечивающих оптимальное решение учебно-воспитательных задач. При помощи общения в данном случае осуществляется регуляция совместной деятельности преподавателя и слушателей, налаживается их взаимодействие
, реализуется управление ходом учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, общение выступает и условием учебно-воспитательного процесса, и важнейшим средством учебно-воспитательного воздействия преподавателя на обучающихся, что требует профессионального владения умениями и навыками общения. Такое владение позволяет не только оптимально строить педагогическое общение на отдельных учебных занятиях, включая решение частных коммуникативных задач в различных ситуациях, но и рационально организовывать всю систему педагогического общения в процессе работы над учебной дисциплиной в целом, конструировать необходимую среду педагогического общения в учебном заведении. Связывая воедино задачи обучения, воспитания и развития, профессионально-педагогическое общение обеспечивает высокую эффективность и качество учебно-воспитательной деятельности преподавателя.

2. Понятие педагогического общения

Педагогическое общение – сложное, многостороннее и еще недостаточно изученное явление. Оно по-разному определяется различными авторами, в том числе и наиболее авторитетными специалистами в этой области. «Педагогическое общение, – пишет А.А. Леонтьев, – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».

В.А. Кан-Калик дает следующее определение: «Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им2». Несмотря на терминологические различия, разницу в теоретических подходах к понятию «общение», акцентировку различных аспектов этого явления, существо педагогического общения понимается большинством авторов в едином ключе.

Прежде всего оно рассматривается как важнейшая характеристика взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебно-воспитательном процессе. В этом плане в педагогическое общение часто включаются три основные стороны (аспекты) педагогического взаимодействия. Информационно-познавательный аспект – это информирование, передача информации, обмен информацией, изучение и взаимопознание общающихся сторон, установление взаимопонимания.



Регулятивно-воздейственный аспект – влияние, воздействие общающихся друг на друга, управление, организация, регулирование процесса общения, совместной деятельности. Эмоционально-личностная сторона – отношения, взаимоотношения участников общения, эмоциональный тон этого общения, его духовно-нравственное содержание. При этом все три стороны общения существуют в тесной взаимосвязи и единстве. Излишня акцентировка одной из сторон может приводить к деформации педагогического общения, его превращению в одностороннее либо информационно-технологическое (технократическое), либо административно-управленческое (манипулятивное), либо малопредметное абстрактно-личностное общение.

Стержневую роль в общении играет контакт. Поэтому ядром педагогического взаимодействия, понимаемого как общение, выступает процесс установления и поддержания (развития) целенаправленных педагогических контактов (интеллектуальных, волевых, эмоциональных) соответственно сторонам общения.

Таким образом, педагогическое общение – это профессиональное целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучаемых в ходе учебно-воспитательного процесса, содержанием которого являются обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств посредством установления, поддержания и развития педагогических контактов между участниками общения. Разумеется, данное определение не является исчерпывающим в силу многогранности рассматриваемого явления, но учитывает его основные психолого-педагогические составляющие.

Осмысление понятия «педагогическое общение» требует уяснения его основных черт.

Во-первых, педагогическое общение имеет явно выраженный профессиональный и целенаправленный характер. Это всегда обучающее, воспитывающее, развивающее личность слушателя (курсанта) общение. При этом преподаватель обязан подниматься на профессиональный уровень (с житейского, обыденного уровня общения), осуществляя профессиональную постановку целей педагогического общения, применяя для их достижения оптимальные, профессионально корректные способы и приемы такого общения.

Профессионально-педагогическое общение выступает в этом случае для преподавателя как самостоятельная деятельность по решению системы коммуникативных задач, включая коммуникативную подготовку, ориентировку в ситуации общения, установление педагогического контакта, коммуникативное воздействие, управление процессом общения. С учетом современных требований преподаватель – это профессионал общения, свободно решающий ситуативные коммуникативные задачи, оптимально управляющий ходом педагогического общения на отдельном занятии, рационально строящий систему взаимоотношений со слушателями в течение всего учебно-воспитательного процесса.


Во-вторых, педагогическое общение носит личностно-деловой характер. Чтобы действительно изучить, действительно воспитать обучаемого, оказать реальное развивающее влияние на его личность, сам преподаватель должен быть обязательно включен в общение как личность со своей индивидуальностью, взглядами, позицией, личностным отношением к будущей профессиональной деятельности курсантов и слушателей, к обществу и миру в целом.

Учебный предмет слушатели и курсанты воспринимают и усваивают не только и не столько объективно, сколько через призму личности преподавателя, его авторитета, оценок, рекомендаций. Личностное отношение обязательно проявляется и в индивидуальных контактах с обучаемыми. Сугубо формально-ролевое общение со слушателями резко снижает воспитательный потенциал преподавателя.

В-третьих, педагогическое общение включает в себя многообразие форм, тесно взаимосвязанных, переплетающихся, а иногда и осуществляющихся одновременно: различные формы диалога и монолога; индивидуальное, групповое, массовое (чтение лекций большой аудитории) общение; общение непосредственное и опосредованное техническими средствами или письменными учебными материалами. В настоящее время особенно актуальны диалогические формы педагогического общения, включая дискуссии, игры, тренинги, непосредственно контактные формы общения преподавателя с аудиторией. «Многослойность» педагогического общения наиболее ярко проявляется в ходе групповых занятий, когда преподаватель общается и с группой, и с каждым слушателем в отдельности, и через отдельного слушателя с группой, причем практически одновременно.

3. Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Гуманизация системы образования,
характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.

Важным фактором, способствующим повышению эффективности учебного процесса, является речь преподавателя.

Преподаватель ведет занятия со студентами, главной деятельностью которых является аудирование, т. е. слушание и понимание речи преподавателя. Основными мотивами этой деятельности являются мотивы интеллектуального, морального, эмоционального порядка.

Особенности устной речи, которые преподаватель должен знать и учитывать в своей работ.

Устная речь отличается от письменной своей неповторимостью, необратимостью во времени.

Второй особенностью устной речи является ее экспрессивность, ее эмоциональный характер. Экспрессивность устной речи налагает на преподавателя определенные обязательства. Так, например, психологически не обоснованным является выделение логических ударений в положениях, не имеющих существенного теоретического или практического значения. Неоправданными являются длительные паузы, если материал не представляет трудности для слушателей.

Третьей особенностью устной речи является участие в ней неязыковых выразительных средств, средств более полного раскрытия мысли в виде мимики, пантомимики, включающей жестикуляцию.

Четвертой особенностью устной речи является ее более простой