Файл: Общая характеристика региона 5 История образование и месторасположение региона 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Рекомендации по ликвидации проблем развития региона с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

3.1. Выбор критериев оценки эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Тверской области
Выбор критериев оценки эффективности реализации стратегии зависит в первую очередь от понятия эффективности. Оценка эффективности реализации стратегии может базироваться на критериях, взятых из стратегии, либо на критериях, которые отражают фактическое социально-экономическое положение региона.

В связи с этим была разработана методика, в которой под эффективностью реализации стратегии подразумевается точность социально-экономических прогнозов, заложенных в стратегии. Также стоит отметить, что эффективность реализации стратегии зависит от соответствия стратегии социально-экономического развития официальным документам, которые регулируют структуру стратегии. При использовании понятия эффективности реализации стратегии, в котором подразумевается положение дел в социально-экономической сфере региона, возникает проблема того, что критерии разрабатываются для оценки социально- экономической сферы региона, а не самой стратегии.

Таким образом, можно выделить в методике два основных блока критериев:

1. Правовой;

2. Социально-экономический.

В правовом блоке сравнивается стратегия выбранного региона (в данном случае Тверской области) с правовыми документами, которые регулируют структуру стратегии региона. Критерии в этом блоке делятся на две группы: а) критерии, отвечающие за обязательные составляющие стратегии, б) критерии, отвечающие за рекомендательные составляющие стратегии. Оценка происходит в двух бальной шкале 0 и 1 (отсутствие и наличие). Блок делится на следующие критерии:

а) Критерии, отвечающие за обязательные составляющие стратегии:

- Наличие целей стратегии;

- Наличие отражения проблем и приоритетов развития региона;

- Наличие двух наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

- Наличие выявления и анализа рисков и ресурсных возможностей субъекта Российской Федерации;


- Наличие механизмов реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

- Наличие показателей достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии;

- Наличие редактирования стратегии социально-экономического развития в целях изменения контрольных показателей в соответствии с текущим положением дел в регионе.

б) Критерии, отвечающие за рекомендательные составляющие стратегии:

- Описание природно-ресурсного потенциала субъекта Российской Федерации;

- Описание демографической ситуации и человеческого потенциала;

- Описание сложившейся системы расселения;

- Описание инфраструктурной обеспеченностью территории субъекта Российской Федерации (в т.ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);

- Описание сложившейся структуры экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующих трендов развития;

- Описание конкурентоспособности экономики субъекта Российской Федерации;

- Описание этнокультурной ситуации и межнациональных отношений в субъекте Российской Федерации;

- Описание экономико-географического положения субъекта Российской Федерации в федеральном округе, стране и мире;

- Описание степени включенности региона в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов;

- Наличие трех наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Социально-экономический блок представляет собой критерии, напрямую зависящие от стратегии социально-экономического развития региона. В них основные параметры социально-экономического развития сопоставляются с актуальными данными. Критерии этого блока эквивалентны параметрам социально-экономического развития, заложенным в стратегию. Оценка проводится в двух бальной системе 0 и 1 (показатель ниже значения, заявленного в прогнозе и показатель, достигший значения в прогнозе).

В целом, по критериям будут созданы 3 таблицы: а) критерии, отвечающие за обязательные составляющие стратегии; б) критерии, отвечающие за рекомендательные составляющие стратегии; в) критерии параметров социально-экономического развития, заложенные в стратегию. Данный метод не является универсальным для стратегий социально-экономического развития всех субъектов Российской Федерации, однако, правовой блок критериев может быть включен в другие методики оценки эффективности реализации стратегий. Социально-экономический блок для каждого региона индивидуален, так как базируется на параметрах, заложенных в стратегию. Данная методика также может быть адаптирована для оценки эффективности реализации стратегий социально-экономического развития муниципалитетов.


3.2. Разработка рекомендаций на основе оценки эффективности реализации стратегии Тверской области
Оценка эффективности реализации стратегии Тверской области осуществлена по методике, которая состоит из критериев, разделенных на 2 блока: правовой и социально-экономический. Правовой блок включает в себя 2 группы критериев: обязательные составляющие стратегии и рекомендательные составляющие стратегии. Второй блок представляет собой критерии параметров социально-экономического развития. Оценка проводится по двух бальной шкале 0 и 1.

Таблица 6 - Блок №1, группа критериев обязательных составляющих стратегии

Название критерия

Оценка

Наличие целей стратегии

1

Наличие отражения проблем и приоритетов развития региона

1

Наличие двух наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу

1

Наличие выявления и анализа рисков и ресурсных возможностей субъекта Российской Федерации

1

Наличие механизмов реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

1

Наличие показателей достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии

1

Наличие редактирования стратегии социально-экономического развития в целях изменения контрольных показателей в соответствии с текущим положением дел в регионе

0

«составлено автором»
Итого 6 из 7 баллов.

1. Цель стратегии социально-экономического развития Тверской области прописана в третьем разделе и заключается в формировании пространства гармоничного развития через создание условий для успешного развития человеческого капитала, формирование комфортной среды проживания и развивающейся эффективной экономики, способной, запустив мультипликативные процессы прироста доходов, обеспечить формирование финансовой основы повышения конкурентоспособности Тверской области, и снижения долговой нагрузки на бюджет.


2. Проблемы и приоритеты развития региона сформированы во втором разделе. Каждая глава в данном разделе отражает положение дел в промышленной, инвестиционной, демографической и иных сферах региона. В главах прописаны как проблемы, так и приоритеты развития каждой из сфер.

3. В четвертом разделе стратегии присутствуют два сценария развития региона на долгосрочную перспективу: инерционный и инновационный. Реализация инерционного сценария способна сохранить положительные темпы развития на этапе выхода Тверской области из сложной социально-экономической ситуации и обеспечить восстановительный рост региональной экономики на фоне неблагоприятных демографических тенденций. Однако в долгосрочной перспективе высокие показатели роста экономики вряд ли удастся сохранить. Этот сценарий не предполагает структурных реформ в экономике.

Инновационный сценарий будет основан на проведении масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройке рынков, формировании новых отраслей региональной экономики, наращивании конкурентоспособности Тверской области в центральном экономическом районе.

4. Выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей Тверской области подробно рассмотрены во втором разделе стратегии. Также ресурсные возможности региона рассмотрены в инерционном сценарии развития региона.

5. Механизмам реализации стратегии социально-экономического развития посвящен шестой раздел стратегии. Механизмом реализации стратегии является реализация крупнейших инвестиционных проектов.

6. Показатели достижения целей социально-экономического развития указаны в приложении к стратегии. Сроки реализации стратегии проходят между 2013 - 2030 годами. Этапы реализации Стратегии: 1 этап (2013 - 2020 годы); 2 этап (2021 - 2030 годы). Все это закреплено в седьмом разделе стратегии социально-экономического развития Тверской области.

7. Стратегия социально-экономического развития Тверской области 24 была принята в 24 сентября 2013 года и с тех пор она ни разу не редактировалась. Данные, указанные в стратегии, являются устаревшими и датируются 2012 годом. Показатели достижения целей ни разу не редактировались, поэтому все прогнозы исходят из положения социально-экономической сферы региона в 2013 году.

Таблица 7 - Блок №1, группа критериев рекомендуемых составляющих стратегии

Название критерия

Оценка

Описание природно-ресурсного потенциала субъекта Российской Федерации

1

Описание демографической ситуации и человеческого потенциала

1

Описание сложившейся системы расселения

1

Описание инфраструктурной обеспеченностью территории субъекта Российской Федерации (в т.ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой)

0

Описание сложившейся структуры экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующих трендов развития

1

Описание конкурентоспособности экономики субъекта Российской Федерации

1

Описание этнокультурной ситуации и межнациональных отношений в субъекте Российской Федерации

0

Описание экономико-географического положения субъекта Российской Федерации в федеральном округе, стране и мире

1

Описание степени включенности региона в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов

0

Наличие трех наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу

0


«составлено автором»
Итого 6 из 10 баллов.

1. Природно-ресурсный потенциал Тверской области 25 описывается во втором разделе стратегии. В Тверской области залегают пласты бурого угля. Запасы торфа составляют около 7% запасов европейской части России. Распространены известняки, встречаются залежи легкоплавких и огнеупорных глин и кварцевого песка, сапропелей, многочисленны подземные пресные и минеральные водные пласты.

2. Демографическая часть описана в первой главе первого раздела стратегии. В целом, она характеризуется как сложная. Население увеличивается только лишь в областном центре – городе Твери. Причиной этого роста является миграция населения из районов Тверской области.

3. Население тверской области на 75% состоит из городского населения. Почти треть людей всей области проживает в региональном центре – городе Твери. Средняя плотность населения составляет 16,1 человек на км2.

4. Инфраструктурная обеспеченность региона не рассмотрена в стратегии в достаточной мере. В разделе инвестиций представлены проекты по развитию дорожной транспортной сети, однако нигде не указывается текущее состояние инфраструктуры Тверской области. Электроэнергетическая инфраструктура точно также описана в инвестиционном разделе в связи с ремонтом энергоблоков Калининской АЭС, однако нигде не указано положение дел в этой отрасли на момент утверждения стратегии.

5. Структура экономики описана в главе №3 второго раздела стратегии. Наиболее доходными отраслями промышленности являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производство и производство электроэнергии. Также описаны инновационные сферы промышленности.

6. Конкурентоспособности региона посвящен второй подраздел второго раздела стратегии. Регион имеет достаточно развитый промышленный потенциал, составляющий 30,3% в валовом региональном продукте. В промышленном комплексе сосредоточено 25,5% основных фондов экономики области. Конкурентные преимущества региона - это:

а) экономическая и социальная освоенность территории;

б) экономико-географическое положение (место прохождения важнейших транспортных магистралей и близость к крупнейшим внутрироссийским и мировым рынкам);

в) сформированная научно-интеллектуальная база, способная обеспечить поддержку процессов инновационной модернизации региональной экономики;