Файл: Урока предмет русский язык Класс 4 умк Школа России Тема урока Спряжение глаголов. Тип урока урок изучения новых знаний и первичного закрепления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Спряжение глаголов».

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Дидактическая цель: дать понятие о двух типах спряжения глаголов; познакомить учащихся с распознаванием типа спряжения по окончанию и по лицу.

Задачи урока:

  • Развитие умений определять спряжение глаголов, обобщать материал.

  • Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

  • Развивать умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету при организации учебного процесса.

  • Воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Технология обучения: Технология деятельностного метода (ТДМ), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), технология проблемного обучения.

Структура урока (этапы): подготовительный, учебных действий, рефлексии.

Формирование ключевых компетенций: учебно-познавательной и коммуникативной
Планируемые результаты:

Предметные:


  • Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

  • Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:


  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;


– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Ресурсы:

  • учебник В. П. Канакина «Русский язык»

  • компьютер, мультимедийная доска, платформа «Учи.ру» и карточки с темой «Спряжение глаголов»;

  • алгоритм определения спряжения глаголов.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся. Ссылки на карточки Учи.ру

Примечания

Подготовительный этап

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

- Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в «Карточке личного контроля».

-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (записываю на доске). Приступим к активной деятельности.

Приветствуют учителя, друг друга.

-записывают

Взаимодействуют в малых группах (в парах)

Прием «Предъявление требований»


  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.

-Минутка чистописания самостоятельная по карточкам.

Словарная работа

- Расшифруйте анаграммы. Запишите слова.

ИИДТ ЛАЕЛЯ ЕЙГОР ЯРЗА

Проверка

- Какие слова записали?
- Какое слово лишнее в этом ряду?

-Почему?

- О какой части речи пойдет разговор на уроке?

- Сегодня вы узнаете о нем что-то новое.

Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе.

Что же может рассказать о себе глагол?


-самостоятельная работа

Записывают слова.

- Идти, аллея, герой, заря.
- Идти.

- Это глагол, все остальные слова – существительные.
- О глаголе.

-ответы детей (обозначают действия, отвечают на вопросы, изменяются по числам, родам, временам …)

Оцените свои знания

Заполняют карточку личного контроля», 1 этап

Индивидуальное действие

Актуализация знаний

Карточка личного контроля


  1. Выявление места и причины затруднения. Самоопределение к деятельности

Цель: создать условия для обсуждения затруднения.


Предлагаю карточку « Я - глагол».



Я

глагол

часть

речи

обозначаю




отвечаю на вопросы




имею




в предложении




имею грамматические признаки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

- Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.



Я

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму)

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время

  2. число

  3. лицо

  4. род (в прошедшем времени)

  5. вид

  6. спряжение



У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.

Учащиеся отвечают на вопрос.
После ответа открывается очередная строка таблицы.

6-ой признак не открыли.

Работа в парах.

Возникло затруднение

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- Сформулируйте цель урока.


- Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?


- Молодцы! Вы хорошо помогли глаголу и успешно прошли 2 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля».

Т: Новый признак

глагола.
- Узнать, как называется новый грамматический признак глагола; учиться определять этот новый признак у глагола.
Составление плана. (доска)

  1. Наблюдать

  2. Сделать вывод

  3. Проверить вывод

  4. Применить (знания)


Заполняют карточку личного контроля.

Работа на доске.

Планирование

Карточка личного контроля

Учебные действия

V.Открытие «нового» знания.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания.

- Откройте учебник на стр.80 упр. 163. Подставим местоимения к глаголам.

- А теперь давайте выполним несколько карточек на Учи.ру

(Дети по цепочке самостоятельно на интерактивной доске изменяют окончания).

-Можно ли сказать, что глагол имеет форму лица? А числа?

- Определите лицо глаголов, число.

- Сделаем вывод. Что происходит с глаголом, когда изменяется местоимение?

- Сделайте вывод о новом грамматическом признаке.

- Как думаете, как он называется? (Придумайте название сами.)

- Где можно проверить, как же называется новый признак глагола?

- Прочитайте в учебнике стр. 81

- Как же называется новый грамматический признак?

- Что такое спряжение?

- Закончился 3 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля».

-подставляют устно местоимения
https://uchi.ru/teachers/groups/3243269/subjects/2/course_programs/4/cards/58416



- Да. От местоимения зависит окончание глагола

https://uchi.ru/teachers/groups/3243269/subjects/2/course_programs/4/cards/58416



Ответы детей

- С изменением местоимения изменяется окончания глагола, то есть его форма.

- Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам.
Ответы детей.

- В учебнике прочитать правило.

Правило, уч. с. 81
- Спряжение.

- Изменение по лицам и числам.
Заполняют карточку личного контроля.

Работа с учебником.

Работа с мультимедийной доской на платформе Учи.ру

Работа с учебником.

Карточка личного контроля.

VI.Физкультминутка

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

- Ваша задача не только выполнять действия, но и попробовать посчитать количество глаголов.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.


Выполняют действия

-16 глаголов



VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи.

- Составим небольшую таблицу в тетради. Изменим глаголы в подходящую форму.

По очереди дети самостоятельно заполняют карточки на интерактивной доске и в тетради.

- Какая часть слова изменилась?

Назовите окончания  глаголов в 1 столбиках.  Что общего в этих окончаниях? 

- Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего?

-С глаголами какого времени мы сейчас работали?

-Устно проделаем аналогичное задание с глаголами будущего времени

Назовите окончания  глаголов в 1 столбиках.  Что общего в этих окончаниях? 

- Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего?

- Мы изменяли глагол по лицам и числам или спрягали.  

- А теперь давайте познакомимся с глаголами другой группы, выполнив карточки на Учи.ру

- Закончился 4 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля».

Работают в тетрадях и на портале Учи.ру



-окончание
-Содержат гласную -е и одно слово с –у

-Содержит гласную - и и одно слово с -а
Настоящего времени.


-Содержат гласную -е и одно слово с –ю
-Содержит гласную - и и одно слово с –я




https://uchi.ru/teachers/groups/3243269/subjects/2/course_programs/4/cards/58418



Заполняют карточку личного контроля.


Работа с мультимедийной доской на платформе Учи.ру

Карточка личного контроля

VIII.Физкультминутка

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Упражнения для расслабления глазных мышц.

Выполняют упражнения



VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала.

Учебник стр.82 упр.167.

- Выполняем самостоятельно.

Один ученик выполняет задание на доске.

-проверяем вместе с классом. При необходимости корректируем ошибки.

-оцениваю ученика

-оцените правильность выполнения своей работы
5 этап. Оцените себя.


Самостоятельная работа

-проверяют свою работу.

-выполняют самооценку.

Заполняют карточку личного контроля.

Работа с учебником.

Проверка по эталону

Карточка личного контроля.

IX.Этап включения в систему знаний и повторения (групповая работа)

Цель: выявить границы применимости нового знания и использовать его в системе изученных ранее знаний.

- Разделитесь на группы по 4 человека. Подумайте над заданием упр.165.

-Молодцы. Проверяем.

- Закончился 6 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля».

Обсуждают

Группы высказывают свои умозаключения и доказывают, что глаголы в прошедшем времени не спрягаются.

Заполняют карточку личного контроля.

Работа по учебнику в группах по 4 человека.

Карточка личного контроля.

X.Дополнительное задание на повторение (если остается время)

Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Устный тест

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. Пальчиками показываем правильный ответ

1. Глаголы:

1) склоняются

2) спрягаются

2. У глаголов при спряжении изменяется

1) окончание

2) основа

3. Лицо глагола определяй:

1) по местоимению

2) окончанию

3) по предлогу

4. Что называется спряжением?

1) изменение глагола по падежам

2) изменение глагола по лицам и числам

3)


написать администратору сайта