Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 606

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответы на вопросы к государственному экзамену по ТГП.


  1. Предмет теории государства и права.

Каждая наука имеет свой объект и предмет, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Объект охватывает явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Предмет же - это часть, конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Государство и право являются объектом исследования теории государства и права, а также иных гуманитарных наук (истории, социологии, политологии). Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В рамках ТГП разрабатывается система основных понятий правовой науки (источники права, норма права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность).

Предмет теории государства и права составляют:

  • закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

  • взаимосвязь государства и права;

  • сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

  • место и роль государства в политической системе;

  • правосознание, законность, правовая культура;

  • законодательный процесс;

  • правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность.

Стоит проводить различия между теорией государства и права как науки и учебной дисциплины. Наука ТГП – система знаний о государстве и праве; учебная же дисциплина основывается на науке и призвана доводить до обучаемых правовые знания.


  1. Методология теории государства и права.

Метод науки – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых осуществляется исследование предмета. Методология – наука о методах, с помощью которых осуществляется познание. Можно назвать следующие группы методов, используемых теорией государства и права: общефилософские, общенаучные, частнонаучные.

Общефилософскими методами являются метафизика (рассматривает государство и право как неизменные институты, не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектика (изучает государство и право в соотношении с иными явлениями). Государство и право могут быть исследованы с различных философских позиций, что свидетельствует о плюрализме методов.


Общенаучные методы  используются во всех или многих отраслях научного знания. К ним относятся: анализ (разделение на части), синтез (объединение частей), индукция (получение общего знания на основе частного), дедукция (выведение частного знания из общего), системный, функциональный, исторический, логический методы.

Частнонаучные методы выступают следствием применения теорией государства и права научных достижений иных (технических, естественных и гуманитарных) наук. Это: конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический методы; метод моделирования, эксперимента и иные.

Собственно юридическими частнонаучными методами являются формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Формально-юридический (догматический) метод позволяет изучать государственно-правовые явления, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний. Сравнительно-правовой метод используется при сопоставлении различных правовых систем и их отдельные элементов.

Все рассмотренные методы применяются в теории государства и права комплексно и тесно связаны между собой.

  1. Место теории государства и права в системе юридических и иных социальных наук.

Теория государства и права является общественной наукой, изучающей. государство и право. Данные общественные явления входят в объект изучения многих иных общественных и юридических наук.

Философия изучает государство и право с точки зрения их ценности или вредности для общества и личности. История обеспечивает ТГП эмпирическим материалом, позволяет делать выводы на основе конкретных примеров. Социология рассматривает государство и право как явление общественной жизни, изучает влияние различных социальных факторов на них. Политология, в отличие от ТГП, рассматривает государство лишь как элемент властной системы общества, а право – как один из способов властвования. ТГП – это наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, специальная наука по отношению ко всем остальным гуманитарным наукам.



Система юридических наук построена из следующих элементов:

  • теория государства и права;

  • историко-правовые науки (история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений);

  • отраслевые юридические науки;

  • юридические науки, связанные с отраслевыми, но имеющие свой предмет изучения: правоохранительные органы, право социального обеспечения, криминология;

  • технико-прикладные юридические науки: криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология;

  • международное право (публичное и частное).

Все группы юридических наук (за исключением ТГП) исследуют лишь отдельные правовые и государственные явления, поэтому они не способны обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем. Таким образом, ТГП является исходной и базовой юридической наукой; общей теорией (формулирует основные понятия юриспруденции) и обеспечивает единство юридической науки. Разрабатывая понятия, методы для всех юридических наук, ТГП является методологической наукой. Поскольку ТГП не только обеспечивает юридические науки категориальным аппаратом, но и обобщает их достижения, она является обобщающей наукой.

  1. Функции науки теории государства и права

Функции ТГП — это основные направления ее использования. Чаще всего выделяются следующие функции:

  • гносеологическая – изучение и объяснение процессов, происходящих в государстве и праве;

  • онтологическая – определение государства и права, причин их возникновения, объяснение процессов их развития, выяснение закономерностей развития;

  • эвристическая – глубинное познание основных закономерностей государственно-правовой жизни, выяснение тенденций их развития, открытие новых закономерностей;

  • прогностическая — предвидение дальнейшего развития права и государства (например, путей совершенствования законодательства, практики его применения);

  • методологическая — формирование понятийного аппарата, методов исследования юридических наук;

  • идеологическая — воздействие с помощью правовых идей на сознание граждан и общества, мировоззрение;

  • воспитательная – воспитание уважения к праву и закону, выработка ориентиров в государственной и правовой жизни.


Все функции используются теорией государства и права комплексно, и позволяют получать истинное, соответствующее объективной действительности знание.

  1. Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества.

Первобытное общество – стадия развития общества от появления человека до возникновения государства, в которой выделяется два этапа – присваивающей и производящей экономики. Переход от одного типа экономики к другому осуществилось благодаря неолитической революции.

В период присваивающей экономики человек довольствовался дарами природы, формой социальной организации общества была родовая община (основанная на кровном родстве). Существовало половозрастное разделение труда, управление обществом строилось на началах естественного самоуправления. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, и основывалась на авторитете какого-либо члена общины (потестарная власть). Особенностями власти в первобытном обществе были её принадлежность общему собранию членов общины, отсутствие профессионального аппарата управления и принуждения. Таким образом, власть была выборной, сменяемой, срочной, не влекла привилегий для облеченных властью лиц и носила демократический характер по причине отсутствия имущественных различий между людьми.

В ходе неолитической революции был осуществлен переход от присваивающей экономики к производящей. Данный переход означал формирование имущества и его излишков, которые сосредотачивались в руках верхушки общества. Имущественные различия между людьми повлекли и социальные различия, формирование слоёв и классов. Необходимым элементом управления в обществе, разделённом на классы, стала власть. С появлением власти возникло и государство, использовавшее право для реализации своей воли.

Социальные регуляторы первобытного общества (религия, мораль, миф, традиции, право, табу) не были разделены и существовали в виде мононорм, регулировавших брачно-семейные отношения, разделение труда, распределение пищи, охоту, разрешение споров и ведение войн. Наибольшее число мононорм по форме были запретами (запрет кровосмешения) или обязываниями, число дозволений было невелико. Мононормы закреплялись в мифах, ритуалах, обычаях. Нормативная система присваивающей экономики носила общинный характер, была обязательной для всех членов общины, не содержала обобщающих правил, т.е. была казуистичной.


Переход к производящей экономики обусловил и изменения в нормативных регуляторах общества. Мононормы начали расщепляться, на их основе формируется право, носящее название обычного (поскольку представляло санкционирование обычаев государством). Первыми письменными источниками стали агрокалендари, обязательные для членов общины. Способы регулирования поведения были дополнены большим количеством дозволений, позитивных обязательств. По своему социальному содержанию первые правовые нормы были общесоциальными, направленными на выживание всех членов общины.

  1. Характеристика основных теорий происхождения государства и права.

В настоящее время большинство исследователей придерживаются потестарной (кризисной) теории происхождения государства и права. Суть данной теории состоит в том, что государство и право возникли практически одновременно, и тесно связаны друг с другом. Причиной возникновения государства и права стал переход от присваивающей экономики к производящей, повлекший возникновение частной собственности, концентрацию власти в руках отдельных членов общины, и необходимость управления разделённым на слои и классы обществом.

Помимо потестарной теории, рассматривающей власть как основу формирования государства и права, существуют и иные теории происхождения государства и права:

  • теологическая (Фома Аквинский) – государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле;

  • патриархальная (Аристотель, Н.К. Михайловский): государство – это разросшаяся семья, а власть монарха – естественное продолжение власти отца, который заботится о членах своей семьи;

  • патримониальная (А. Галлер) – государство произошло из права собственности на землю путём распространения власти на проживающих на ней людей;

  • договорная, или естественно-правовая (Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбах, А.Н.Радищев): государство возникло в результате общественного договора;

  • теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский) – государство возникло путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными;

  • психологическая (Л.И. Петражицкий) – объясняет возникновение государства свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета;

  • марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов) – государство есть результат изменения способа производства, классовой борьбы, выступающее средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими.