Файл: Лабораторная работа 1 Тема Внимание Цель лабораторной работы научиться проводить диагностику свойств внимания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа №1

Тема: «Внимание»
Цель лабораторной работы: научиться проводить диагностику свойств внимания.
Задания к исследованию по теме: «Внимание»

1. Дать определение вниманию как психически познавательному процессу.
Внимание – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других объектов в течение определённого периода времени.
2. Дать определение таким свойствам внимания, как: избирательность, объём, переключение.
Избирательность – это способность индивида отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные.

Объём – это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно.

Переключение – это то сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.
3. Описать методику исследования:
а) 1. Тест Мюнстерберга для оценки избирательности внимания

Цель: диагностика избирательности внимания.

Описание методики: Тест Мюнстерберга используется для диагностики избирательности внимания. Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.

Ход работы:

Испытуемым предлагалась следующая инструкция:

«В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача – как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты.»

Испытуемые приступили к выполнению задания.

После того, как время вышло, они перешли к обработке результатов: преподаватель зачитывал слова, представленные в ключе, испытуемые сверяли свои работы.

Испытуемых попросили оценить себя, прочитав интерпретацию.
2. Тест В.Л. Маршук для оценки распределения внимания.

Цель: диагностика распределения внимания.

Описание методики: перед испытуемыми ставится следующая задача: в рабочей таблице записывать в порядке очередности числа, которых нет в тестовой таблице. Пропуск отсутствующего числа считается ошибкой. Время: 1,5 мин.


Ход работы:

Испытуемым предлагалась следующая инструкция:

«Перед вами таблица, на которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит, 15 (от 40) пропущено. Вам надо записывать в рабочей таблице в порядке очередности числа, которых нет в тестовой таблице. Работайте быстро, т.к. время ограничено (1,5 мин.).»

Испытуемые приступили к выполнению задания.

После того, как время вышло, они перешли к обработке результатов: преподаватель зачитывал цифры, отсутствующие в таблице, которые были представлены в ключе, а испытуемые отмечали правильные ответы.

Испытуемые перешли ко второму этапу тестирования. Им была выдана аналогичная таблица, но уже больших размеров, на которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 70. Задание выполнялось по аналогии с предыдущим. Время на выполнение: 4 мин.

Испытуемые приступили к выполнению задания.

После того, как время вышло, они перешли к обработке результатов: преподаватель зачитывал цифры, отсутствующие в таблице, которые были представлены в ключе, а испытуемые отмечали правильные ответы.

Испытуемых попросили оценить себя, по критериям, представленным в таблице.
3.Тест «Интеллектуальная лабильность» для оценки переключения внимания (в модификации С.Е. Костроминой)

Цель: диагностика переключения внимания.

Описание методики: модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. В течение 3-4 секунд испытуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются преподавателем. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем.

Для проведения испытания от преподавателя требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Ход работы:

Испытуемым предлагалась следующая инструкция:



«Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!».

Преподаватель зачитывал стимульный материал в ускоренном порядке, не повторяя.

После того, как все задания были зачитаны, они перешли к обработке результатов: преподаватель зачитывал формат правильного ответа, а испытуемые сверяли свои работы.

«Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Далее были зачитаны нормы.
б) кол-во испытуемых: 7 человек;

пол: юноши и девушки;

возраст: от 18 до 20 лет.
4. Представить результаты проведения исследования:


испытуемого

Результаты

Распределение внимания

(Тест В. Л. Маршук)

Избирательность внимания (Тест Мюнстерберга)

Переключаемость и концентрация внимания (Тест в модификации С. Е. Кстроминой)

1 (девушка)

13 (высокий)

19 (высокий)

24 (высокий)

2 ошибки (высокий)

2 (девушка)

14 (высокий)

20 (высокий)

23 (высокий)

2 ошибки (высокий)

3 (девушка)

15 (высокий)

15 (высокий)

19 (средний)

5 ошибок (низкий)

4 (девушка)

13 (высокий)

14 (высокий)

23 (высокий)

3 ошибки (средний)

5 (девушка)

11 (средний)

15 (высокий)

12 (низкий)

6 ошибок (низкий)

6 (юноша)

13 (высокий)

19 (высокий)

20 (средний)

1 ошибка (высокий)

7 (юноша)

13 (высокий)

14 (средний)

19 (средний)

1 ошибка (высокий)



1. Тест В. Л. Маршук для оценки распределения внимания.

1-ый квадрат:

85,7% - высокий результат.

14,3% - средний результат.

0% - низкий результат.

2-й квадрат:

85,7% - высокий результат.

14,3% - средний результат.

0% - низкий результат.

Общий результат:

85,7% - высокий результат.

14,3% - средний результат.

0% - низкий результат.
2. Тест Мюнстерберга для оценки избирательности внимания

42,9% - высокий результат.

42,9% - средний результат.

14,3% - низкий результат.
3. Тест «Интеллектуальная лабильность» для оценки переключения внимания (в модификации С.Е. Костроминой)

57,1% - высокий результат.

14,3% - средний результат.

28,6% - низкий результат.
5. Рекомендации для испытуемых, имеющих низкий результат:
Развивать внимание можно с помощью специальных упражнений. Главный принцип – регулярность. Лучше заниматься каждый день по 5 минут, чем выполнить все задания за раз и отложить на неопределенный срок.
Таблица Шульте:

Классическое упражнение на развитие внимания. Посмотрите на таблицу ниже и постарайтесь как можно быстрее зафиксировать числа взглядом в правильном порядке от 1 до 25. Можно усложнить задачу. Сделайте то же самое, поместив взгляд в центр таблицы и пользуясь только периферическим зрением. Кстати, этой техникой пользуются на курсах обучения скорочтению.




Поиск отличий:

Одна из любимых детских развивашек отлично тренирует внимание. Посмотрите на картинки и постарайтесь найти как можно больше отличий. Чтобы усложнить задачу, можно делать это на время.



Рисование двумя руками:

Основная цель этого упражнения – развитие обоих полушарий мозга. Но оно отлично подойдет и для тренировки внимания. Возьмите в руки по карандашу и начните одновременно рисовать разные геометрические фигуры. Например, левой рукой квадрат, а правой – круг. Лучше всего это делать на время. Постарайтесь нарисовать хотя бы 8–10 фигур за минуту. Но и про качество не забывайте!