Файл: Является интеграцией искусства и науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблема творчества с древних пор и до сегодняшнего дня является одной из «вечных» проблем философии. Творческая деятельность человека занимает ведущее место в истории человечества, определяет качество и стиль его существования, является интеграцией искусства и науки, движущей силой развития общества. Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на вопросы:


а) как вообще возможно творчество, как порождение нового; б) каков онтологический смысл акта творчества?

На протяжении всей истории философии предпринимались попытки осмыслить суть творчества, и многие мыслители так или иначе рассматривали ту проблему.

В античной философии специфика рассмотрения проблем творчества связанна с конечным, переходящим и изменчивым бытием (быванием), а не бытия вечного, бесконечного и равного себе. При этом творчество выступает в двух формах: как божественное – акт рождения (творения) космоса и как человеческое (ремесло, искусство). Первостепенное значение имело созерцание бытия вечного. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное. В учении Платона об эросе говорится, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания.

В период средневековья творчество имеет божественное происхождение. Тут перекрещиваются две тенденции. Первая ( теистическая, идущая от древнееврейской религии) связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности. Ее приверженец Августин
подчеркивает

значение момента воли, отличающей ее от разумы т говорящий, что для нее характерны мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Вторая тенденция – пантеистическая, от античной философии. Крупнейший ее представитель Фома Аквинский рассматривает божественное творчество как нечто совершенное, а человеческое творчество как то, что образует историю. При чем творчество человека это реализация божественного замысла в мире.

В эпоху Возрождения человек постепенно освобождается от бога и начинает рассматривать самого себя, как творца. Творчество осознавалось как художественное творчество, сущность которого в творческом созерцании. Для Возрождения характерен культ гения как носителя творческого начала по преимуществу. Именно в это время возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника. В этом отношении крайне характерен Вико, которого интересует человек как творец языка, нравов, обычаев, производственного искусства и философии, - одним словом, человек как творец истории.

В период развития немецкой классической философии относительно стройная концепция творчества создается И. Кантом и развивается Ф. Шеллингом. Кант рассматривает творческую деятельность как

«продуктивную способность воображения». При этом он увязывает указанное представление о творчестве с протестантской идеей о нем как об активной деятельности, изменяющей окружающую реальность и связывающей чувственный и рассудочный миры. По мнению Ф. Шеллинга, творческое воображение — это синтез сознательной и бессознательной активности человека. Гениальность рассматривается как особый вид творчества, поскольку предполагается, что гений главным образом творит бессознательно, будучи подвластным особому влиянию свыше, божественному импульсу. Вместе с тем отмечается, что творческая активность гения протекает в субъективной реальности самого человека.



Российские философы тоже уделяли большое значение проблеме творчества. Эвальд ВасильевичИльенков говорил, что творчество в искусстве есть «зеркало», в котором человек видит только самого себя, и никого другого. Искусство не является средством, имеющим цель внутри себя, а производственная сила человека, преобразование природы и есть творчество. Николаем Александровичем Бердяев считал, что творчество определяется как создание «нового, небывшего еще». Здесь в основе лежит религиозное видение мира и экзистенциализм, а творчество как «возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу» сближает человека с Богом, становится апологией жизни человеческой перед Господом.

Несмотря на различные точки зрения разных мыслителей все они признавали важность и значимость творчества для человечества. В современном мире очень тонкая грань отделяющая истинное творчество от банального копирования. Человеческое творчество разнообразно и разносторонне, оно уникально и для каждого человека является индивидуальным (кто-то признает современное искусство, кто-то его не понимает, но от этого оно не перестает быть явлением). Наверное, творчество

- это в первую очередь открытие и признание себя, своих желаний и потребностей, и как говорил Н.А. Бердяев – это свобода. Не многие из нас сегодня умеют видеть мир под другим углом, но в этом скорее всего и заключается гениальность творчески мыслящих людей.