Файл: Вещества земной коры минералы и горные породы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема урока «Вещества земной коры: минералы и горные породы»


УМК: «География. Землеведение» 5-6класс. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким М., «Дрофа», 2018г.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: урок - исследование.

Методы обучения: исследовательский, смысловое чтение, критическое мышление.

Программно-технические средства на уроке: колекция горных пород, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация к  уроку, учебник, раздаточный материал, набор гексов.
Цель урока: формирование представления о многообразии горных пород и минералов.

Задачи урока:


  • ввести понятие магма, магматические, осадочные, метаморфические горные породы;

  • создать условия для самостоятельной совместной учебной-познавательной деятельности обучающихся по изучению видов и условий образования горных пород и минералов;

  • продолжить развивать умения работать с текстом, схемами, коллекцией горных пород;

  • способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.


Ход урока.
I. Организационный момент.

Подготовка класса к работе. Проверяется готовность учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Мы продолжаем путешествовать по глубинам Земли.

-Давайте вспомним, какое строение имеет наш земной шар.

-Какая часть земного шара лучше изучена? Почему? Из чего она состоит?

Вы называете это камнями. А правильно-горные породы.

Как вы думаете, для чего у вас на партах лежат образцы горных пород?

Мы сегодня будем изучать горные породы и минералы (слайд №1).
III. Изучение нового материала.
Мы уже выяснили, что земная кора состоит из горных пород.

Посмотрите, у меня в руках горная порода - гранит. Вы видите в ней блестящие вкрапления.

-Какого цвета?

Дело в том, что горные породы неоднородны, имеют сложный состав. Они состоят из минералов.


Учитель показывает и называет образцы минералов (кварц, аметист, полевой шпат, слюда).

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.

-Как вы думаете, почему они все разные? Одна из причин отличия горных пород - их происхождение.
Вы сегодня будете исследователями.

Ваша задача:

- изучить происхождение горных пород

-заполнить схему.
Давайте посмотрим, что для исследования есть на партах:

1. Образцы горных пород (обратите внимание, что каждый образец пронумерован).

2. Лист-определитель горных пород.

3. Лист со схемой, которую вы будете заполнять.
По происхождению горные породы и минералы можно разделить на 3 группы.
1. Магматические горные породы.
-Прочитайте в учебнике стр.89-90 пункт «Как образуются магматические горные породы» и ответьте на вопрос - Как произошла эта группа горных пород?

Ответы учащихся.
Подводим итоги:

1. магматические горные породы произошли из магмы

2. магма – это расплавленное вещество мантии

3. магматические горные породы бывают 2 видов: глубинные (застыли в трещинах земной коры) и излившиеся (застыли на земной поверхности).
Давайте заполним схему про магматические горные породы (глубинные и излившиеся) (слайд №2)
-Используя текст учебника, впишите примеры глубинных и излившихся магматических горных пород.

Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.

1. Найдите, какой образец глубинной магматической горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода?


2. Найдите, какой образец излившейся магматической горной породы у вас есть в коллекции? Как он называется?

3. Чем они отличаются?
2. Осадочные горные породы.
А) Если я сейчас возьму гранит и буду его нагревать, а затем опускать в стакан с холодной водой. Так несколько раз. Как вы думаете, что произойдёт с гранитом? (он будет разрушаться). Так вот осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате разрушения ветром, текучими водами, колебаний температуры. Так образовались

осадочные обломочные горные породы.
Заполняем схему (слайд №2).

Найдите в учебнике стр.91 примеры осадочных обломочных горных пород и продолжите заполнять схему.

Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.

1. Найдите, какой образец осадочной обломочной горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода?
Б) На суше и на дне водоёмов накапливались не только обломки горных пород. Там же откладывались останки существ, живших в прошлом на суше или в водоёмах. Так образовались осадочные органические горные породы.

Заполняем схему (слайд №2).

Найдите в учебнике стр.91 примеры осадочных органических горных пород и продолжите заполнять схему.

Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.

1. Найдите, какой образец осадочной органической горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода?
В) Осадочные химические горные породы образовались при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде в далёком прошлом.
Заполняем схему (слайд №2).

Найдите в учебнике стр.91 примеры осадочных химические горных пород и продолжите заполнять схему.

Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.

1. Найдите, какой образец осадочной химической горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода?
Подводим итоги:
-Как образуются осадочные горные породы? (осадочные горные породы образуются в результате накопления обломков, выпавших в осадок веществ, и останков живых организмов на дне водоёмов или на поверхности суши)

-Назовите примеры этих пород.

3.Метаморфическик горные породы.
-Пользуясь учебником стр. 91-92 «Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли», выясните, при каких условиях образуются метаморфические горные породы?

Ответы учащихся (метаморфические горные породы - это породы, которые преобразовались под действием высоких температур и давления).

-Приведите примеры таких преобразований.

-Закончите заполнять схему.


Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.

1. Найдите, какой образец метаморфической горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода? Опишите её.
Подводим итоги ваших исследований:
1.Какие бывают горные породпо происхождению?

2. Чем отличаются эти горные породы?

3. Какие горные породы, на ваш взгляд, самые твёрдые? Почему?
IV. Закрепление нового материала.
-Давайте соберём схему под названием «Типы горных пород» на доске из щестиугольников. Для этого вам необходимо установить связь между различными категориями.

Работа выполняется совместно.

Многие из горных пород и минералов человек добывает и использует в хозяйственной деятельности.

-Можете привести примеры?

Такие горные породы, которые человек использует своей деятельности, называются полезными ископаемыми.
Домашнее задание: с обратной стороны вашего листа записать примеры использования человеком горных пород и минералов.