ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока «Вещества земной коры: минералы и горные породы»
УМК: «География. Землеведение» 5-6класс. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким М., «Дрофа», 2018г.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: урок - исследование.
Методы обучения: исследовательский, смысловое чтение, критическое мышление.
Программно-технические средства на уроке: колекция горных пород, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник, раздаточный материал, набор гексов.
Цель урока: формирование представления о многообразии горных пород и минералов.
Задачи урока:
-
ввести понятие магма, магматические, осадочные, метаморфические горные породы; -
создать условия для самостоятельной совместной учебной-познавательной деятельности обучающихся по изучению видов и условий образования горных пород и минералов;
-
продолжить развивать умения работать с текстом, схемами, коллекцией горных пород; -
способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Подготовка класса к работе. Проверяется готовность учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Мы продолжаем путешествовать по глубинам Земли.
-Давайте вспомним, какое строение имеет наш земной шар.
-Какая часть земного шара лучше изучена? Почему? Из чего она состоит?
Вы называете это камнями. А правильно-горные породы.
Как вы думаете, для чего у вас на партах лежат образцы горных пород?
Мы сегодня будем изучать горные породы и минералы (слайд №1).
III. Изучение нового материала.
Мы уже выяснили, что земная кора состоит из горных пород.
Посмотрите, у меня в руках горная порода - гранит. Вы видите в ней блестящие вкрапления.
-Какого цвета?
Дело в том, что горные породы неоднородны, имеют сложный состав. Они состоят из минералов.
Учитель показывает и называет образцы минералов (кварц, аметист, полевой шпат, слюда).
В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.
-Как вы думаете, почему они все разные? Одна из причин отличия горных пород - их происхождение.
Вы сегодня будете исследователями.
Ваша задача:
- изучить происхождение горных пород
-заполнить схему.
Давайте посмотрим, что для исследования есть на партах:
1. Образцы горных пород (обратите внимание, что каждый образец пронумерован).
2. Лист-определитель горных пород.
3. Лист со схемой, которую вы будете заполнять.
По происхождению горные породы и минералы можно разделить на 3 группы.
1. Магматические горные породы.
-Прочитайте в учебнике стр.89-90 пункт «Как образуются магматические горные породы» и ответьте на вопрос - Как произошла эта группа горных пород?
Ответы учащихся.
Подводим итоги:
1. магматические горные породы произошли из магмы
2. магма – это расплавленное вещество мантии
3. магматические горные породы бывают 2 видов: глубинные (застыли в трещинах земной коры) и излившиеся (застыли на земной поверхности).
Давайте заполним схему про магматические горные породы (глубинные и излившиеся) (слайд №2)
-Используя текст учебника, впишите примеры глубинных и излившихся магматических горных пород.
Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.
1. Найдите, какой образец глубинной магматической горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода?
2. Найдите, какой образец излившейся магматической горной породы у вас есть в коллекции? Как он называется?
3. Чем они отличаются?
2. Осадочные горные породы.
А) Если я сейчас возьму гранит и буду его нагревать, а затем опускать в стакан с холодной водой. Так несколько раз. Как вы думаете, что произойдёт с гранитом? (он будет разрушаться). Так вот осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате разрушения ветром, текучими водами, колебаний температуры. Так образовались
осадочные обломочные горные породы.
Заполняем схему (слайд №2).
Найдите в учебнике стр.91 примеры осадочных обломочных горных пород и продолжите заполнять схему.
Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.
1. Найдите, какой образец осадочной обломочной горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода?
Б) На суше и на дне водоёмов накапливались не только обломки горных пород. Там же откладывались останки существ, живших в прошлом на суше или в водоёмах. Так образовались осадочные органические горные породы.
Заполняем схему (слайд №2).
Найдите в учебнике стр.91 примеры осадочных органических горных пород и продолжите заполнять схему.
Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.
1. Найдите, какой образец осадочной органической горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода?
В) Осадочные химические горные породы образовались при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде в далёком прошлом.
Заполняем схему (слайд №2).
Найдите в учебнике стр.91 примеры осадочных химические горных пород и продолжите заполнять схему.
Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.
1. Найдите, какой образец осадочной химической горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода?
Подводим итоги:
-Как образуются осадочные горные породы? (осадочные горные породы образуются в результате накопления обломков, выпавших в осадок веществ, и останков живых организмов на дне водоёмов или на поверхности суши)
-Назовите примеры этих пород.
3.Метаморфическик горные породы.
-Пользуясь учебником стр. 91-92 «Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли», выясните, при каких условиях образуются метаморфические горные породы?
Ответы учащихся (метаморфические горные породы - это породы, которые преобразовались под действием высоких температур и давления).
-Приведите примеры таких преобразований.
-Закончите заполнять схему.
Учащиеся зачитывают свои примеры.
Работа с коллекцией горных пород.
1. Найдите, какой образец метаморфической горной породы у вас есть в коллекции? Как называется эта горная порода? Опишите её.
Подводим итоги ваших исследований:
1.Какие бывают горные породпо происхождению?
2. Чем отличаются эти горные породы?
3. Какие горные породы, на ваш взгляд, самые твёрдые? Почему?
IV. Закрепление нового материала.
-Давайте соберём схему под названием «Типы горных пород» на доске из щестиугольников. Для этого вам необходимо установить связь между различными категориями.
Работа выполняется совместно.
Многие из горных пород и минералов человек добывает и использует в хозяйственной деятельности.
-Можете привести примеры?
Такие горные породы, которые человек использует своей деятельности, называются полезными ископаемыми.
Домашнее задание: с обратной стороны вашего листа записать примеры использования человеком горных пород и минералов.