ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Разряды союзов».

Тема:

Разряды союзов

Тип урока

урок изучения нового материала.

Дата урока

27.02.2023

Учитель

Дулова Анастасия Александровна

Образовательные ресурсы, оборудование

  1. Учебник: Русский язык. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2018.

  2. 1) изображения лучиков 2) карточки с опорной записью 3) компьютер 4) SMART доска 5) мультимедийная презентация 6)персональные ноутбуки

Цели

  • знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;

  • отработать навыки постановки знаков препинания при сочинительных и подчинительных союзах;

  • уметь использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи.

Формы обучения

коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения

словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся.

Планируемые результаты

Познавательные УУД: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.

Регулятивные УУД: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать роль союза как части речи; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

(Включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы)

Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

Приветствуют учителя, улыбаются, проверяют готовность к уроку.


II. Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Игра «Веришь или не веришь»



А сейчас, ребята, поиграем и вспомним все, что вы знаете о

предлоге и союзе, заодно проверим домашнее задание.

Предлагаю сыграть в полюбившуюся нам игру

«Веришь не веришь».

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

1. К служебным частям речи относятся предлоги,

союзы и частицы?

2. Предлоги и союзы являются членами предложения, имеют лексическое значение и обозначают предметы, их признаки, действия, состояния?

3. Предлоги не изменяются и выражают зависимость одних слов

от других?

4. Предлоги бывают производными и

непроизводными?

5. Предлоги однозначны?

6. Предлоги бывают простыми, составными и сложными.

7. Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного? (СЛАЙД 1-2)

МОЛОДЦЫ!



1. Да
2. Нет

3. Да

4. Да
5. Нет

6. Да
7. Да

ОЦЕНИВАНИЕ

III. Актуализация знаний.



Сделаем еще один важный шаг: мы должны повторить теоретические сведения о предлоге и союзе как служебных частях речи.

У каждого из вас есть лист с печатной основой, заполните его, кроме задания № 8. (Приложение).

Организация коллективной работы по заполнению печатной основы без использования учебника.

Чтобы выполнить задание № 8, мы должны научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.

О чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему (СЛАЙД 3) и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться?

Узнать…На какие разряды делятся союзы.

Уметь разграничивать… Союзы в предложении.

Учиться ставить … Запятые в предложениях с однородными членами и в сложном предложении. (СЛАЙД 4)

Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают число, классная работа, тему урока в тетради. «Разряды союзов по значению».

(СЛАЙД 5)

Работа по карточкам.

Разбор вопросов.

IV. Изучение нового материала урока.

1. Работа с учебником (стр. 164 - 165).


2. Создание проблемной ситуации.

Работа с учебником и соотнесение материала с задание № 8 в приложении 1.


3. Работа у доски

Из текста рубрики «Теоретические сведения» мы узнали, что союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные и подчинительные союзы делятся на разряды по значению: сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные; подчинительные союзы: изъяснительные, обстоятельственные. (СЛАЙД 6)

Учащиеся заполняют таблицу.

Прием «Взаимоконтроль»

1) Здесь прошла вся его жизнь, и здесь встречает он теперь свою старость. [ ], и [ ]. И – сочинительный.

2) Птица встрепенулась и не то свистнула, не то проскрипела клювом. не то О, не то О. Не то…не то – сочинительный.

3) Будем жить так, чтобы все любили нас. [ ], ( чтобы…). Чтобы – подчинительный.

Просмотрите текст рубрики «Теоретические сведения», определите, почему он разделен на две части? Какая информация оказалась для вас новой?

Вернемся к теоретическому материалу и посмотрим, какая информация дается о сочинительных союзах, попробуем соотнести с материалом таблицы (задание № 8), установить смысловые отношения.

Теперь мы можем заполнить таблицу задания № 8 печатной основы.

Ребята, я вам предлагаю сейчас обменятся своими таблицами, и мы сейчас вместе проверим правильность выполнения задания, опираясь на доску.

Учитель читает предложения, обучающиеся записывают (один – у доски, остальные – в тетради), определяют разряд союзов, составляют схемы предложений.

V. Физминутка



(СЛАЙД 7)




VI. Закрепление нового материала

https://videouroki.net/tests/soiuz-kak-chast-riechi-2.html

Закрепим теоретические сведения о разрядах сочинительных союзов тренингом.

Ваши ноутбуки уже готовы к работе.

VII. Обобщение

1. Что такое союз…

2. Какие разряды союзов мы узнали…

3. Какими союзами соединяются однородные члены предложения …

4. А какими части сложного предложения …

(СЛАЙД 8) ответы

Отвечают на вопросы, повторяют материал, соотносят цель и итог

VIII.Рефлексия «Солнышко»



На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов.

Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

А сейчас ребята мы посмотрим насколько вам понравился наш урок

IX. Домашнее задание (на экране)


(СЛАЙД 9) Упражнение № 400 (1, 2) по заданию

Слушают инструктаж, записывают дом. задание

X. Выставление оценок


(СЛАЙД 10) спасибо за внимание!





Приложение № 1

Этот шаг очень важен:

мы должны проверить теоретические знания о предлоге и союзе как частях речи.

  1. В русском языке есть ………………… и служебные части речи.

  2. Служебные части речи - это…………………………………… .

  3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется………

  4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется…………………………………………………………

  5. Союзы бывают простыми и………………………………… .

  6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………………………………… .

  7. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…………………………………………………… .

  8. Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:












Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно

(или то, или это)

И

Да (= и)

Также

Тоже

Не только … но и

Как … так и

А

Но

Да (= но)

Зато

Однако


Или

Или … или

Ни … ни

Либо

То … то

То ли … то ли