Файл: Вариант 1 Основы трудовых правоотношений в рф (В24) Понятие трудовые правоотношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант №1 «Основы трудовых правоотношений в РФ» (В24)

1. Понятие «трудовые правоотношения».

2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений:

а) свобода труда;

б) запрещение принудительного труда;

в) равенство прав и возможностей работника и др.

3. Содержание трудового договора:

а) права и обязанности работника;

б) права и обязанности работодателя;

в) условия и размер оплаты труда;

г) режим труда и отдыха и др.

4. Документы, необходимые для приёма на работу:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

в) трудовая книжка (кроме первого трудоустройства);

г) свидетельство обязательного пенсионного страхования / страховой номер

индивидуального лицевого счёта в Пенсионном фонде РФ;

д) документы воинского учёта и др.

5. Виды трудовых договоров:

а) срочный;

б) бессрочный / на неопределённый срок.

6. Основания расторжения трудового договора:

а) по инициативе работника;

б) по инициативе работодателя;

в) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон


Вариант №16 «Объекты микроэкономики» (В24)

1. Домохозяйства:

а) домохозяйства как потребители товаров и услуг;

б) домохозяйства как поставщики ресурсов;

в) распределение доходов между домохозяйствами.

2. Фирмы:

а) сущность фирмы;

б) малый и крупный бизнес;

в) цели деятельности фирмы.

3. Сектора экономики:

а) сельское и лесное хозяйство;

б) строительство;

в) торговля;

г) финансы и др.

4. Рынки товаров и услуг.

5. Рынки ресурсов

Вариант №2 «Социальная стратификация общества» (В24)

1. Понятие социальной стратификации.

2. Основания социальной стратификации:

а) доходы (богатство);

б) объём власти;

в) престиж профессии;

г) уровень образования.

3. Исторические типы стратификации:

а) рабство;

б) кастовая система;

в) сословная система;

г) социальные классы.

4. Социальная стратификация современного общества:

а) высший слой;

б) средний слой;

в) базовый слой;

г) низший слой;

д) социальное дно.

5. Средний класс в современном западном обществе



Вариант №17 «Проблемы экологии в современном мире» (В24)

1. Глобальные проблемы, их виды.

2. Сущность экологических проблем и их связи с другими глобальными проблемами.

3. Причины появления экологических проблем в современном мире:

а) рост численности населения Земли;

б) масштабы деятельности человека;

в) нерациональное использование природных ресурсов и др.

4. Проявления и последствия экологических проблем:

а) вымирание растений и животных;

б) загрязнение Мирового океана;

в) исчерпание полезных ископаемых и др.

5. Пути решения экологических проблем:

а) изменение отношения людей к природе;

б) наука на службе экологии;

в) движения «зелёных» и др

Вариант № 3 «Собственность как институт права в РФ» (В24)

1. Содержание права собственности:

а) владение;

б) пользование;

в) распоряжение.

2. Субъекты права собственности:

а) граждане;

б) юридические лица;

в) муниципальные образования;

г) Российская Федерация и её субъекты.

3. Равноправие всех собственников.

4. Основания приобретения права собственности:

а) купля-продажа;

б) дарение;

в) мена;

г) наследование и др.

5. Формы собственности:

а) государственная собственность;

б) частная собственность;

в) муниципальная собственность и д


Вариант №18 «Институт президентства в РФ» (В24)

1. Правовой статус Президента России:

а) является главой государства;

б) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и

гражданина;

в) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

г) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных

отношениях;

д) обладает неприкосновенностью.

2. Требования к кандидату в Президенты России:

а) наличие российского гражданства;

б) достижение 35-летнего возраста;

в) постоянное проживание в Российской Федерации не менее 25 лет и др.

3. Присяга Президента России.

4. Полномочия Президента России:

а) кадровые назначения;

б) общее руководство Правительством Российской Федерации;

в) является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской

Федерации;

г) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления

политического убежища;

д) награждает государственными наградами Российской Федерации;

е) издаёт указы и распоряжения и др.

5. Прекращение исполнения полномочий Президента России:

а) в связи с истечением срока его пребывания в должности;

б) в случае его отставки, вызванной стойкой неспособностью по состоянию здоровья

осуществлять принадлежащие ему полномочия;

в) в случае отрешения от должности


Вариант № 4 «Механизмы социально контроля» (В24)

1. Понятие «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

3. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

б) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

4. Виды и формы социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль) и внешний контроль;

б) формальный и неформальный;

в) общий и детальный.

5. Субъекты (агенты) социального контроля

Вариант №19 «Биосоциальная сущность человека» (В24)

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Проявление биологической природы человека:

а) функционирование внутренних органов и систем;

б) первичные (физиологические) потребности;

в) генотип человека и механизмы наследственности.

3. Социальное в человеке:

а) социальные потребности;

б) интересы;

в) волевые качества;

г) самосознание;

д) мировоззрение и др.

4. Единство биологического и социального в человеке:

а) роль наследственности в развитии человека;

б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;

в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных

формах.

5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные

подходы)


Вариант № 5 «Субъекты политического процесса» (В24)

1. Понятие субъектов политического процесса.

2. Государство:

а) признаки государства;

б) форма государства;

в) внутренние и внешние функции государства;

г) ресурсы власти, используемые государством.

3. Социальные, этнические, конфессиональные группы.

4. Политические партии и общественные движения:

а) состав политической элиты;

б) признаки политической партии;

в) отличие общественных движений от политических партий.

5. Роль СМИ в политическом процессе.

6. Политическая элита:

а) рекрутирование и обновление политической элиты;

б) функции политической элиты.

7. Граждане. Политические права граждан:

а) право на участие в управлении делами государства;

б) право избирать и быть избранными в органы государственной власти;

в) равный доступ к государственной службе и др.

8. Граждане. Формы политического участия граждан:

а) участие граждан в выборах;

б) прямые действия граждан (митинги, демонстрации и др.);

в) участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений и др.


Вариант №20 «Познавательная деятельность» (В24)

1. Цели познания.

2. Этапы познания:

а) чувственное познание;

б) рациональное познание.

3. Проблема познаваемости мира:

а) оптимизм;

б) скептицизм;

в) агностицизм.

4. Виды познания:

а) научное познание;

б) житейское познание;

в) художественное познание;

г) религиозное познание и др.

5. Особенности научного познания:

а) системность и обоснованность;

б) объективность;

в) наличие специальных методов познания;

г) использование специального языка науки и др.

6. Особенности социального познания.

7. Истина


Вариант № 6 «Политическое лидерство как институт политической системы» (В24)

1. Понятие политического лидерства.

2. Признаки политического института:

а) нормативность;

б) использование властных полномочий и санкций;

в) установки и образцы поведения и др.

3. Функции политического лидера:

а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;

б) выработка политического курса;

в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;

г) социальный арбитраж и др.

4. Типы лидерства:

а) правящие и оппозиционные лидеры;

б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;

в) традиционные, легальные (рационально-легальные) и харизматические лидеры и

др.

5. Концепции лидерства:

а) выдающиеся качества отдельных личностей;

б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;

в) психоаналитические концепции лидерства и др


Вариант №21 «Религия» (В24)

1. Характеристика религии:

а) вера в сверхъестественное;

б) особый свод норм;

в) обряды, культовые действия;

г) объединение людей в организации.

2. Функции религии:

а) мировоззренческая;

б) воспитательная;

в) регулирующая;

г) компенсаторная;

д) коммуникативная и др.

3. Виды религий:

а) политеистические, монотеистические;

б) архаические, национально-государственные, мировые.

4. Мировые религии:

а) буддизм;

б) христианство;

в) ислам.

5. Свобода совести.

Вариант № 7 «Научное познание» (В24)

1. Научное познание — один из видов познания мира.

2. Цели научного познания.

3. Особенности научного познания:

а) стремление к объективности;

б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия,

символы;

в) особые процедуры проверки результатов и др.

4. Уровни научного знания:

а) эмпирическое знание;

б) теоретическое знание.

(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 4 достаточно двух подпунктов.)

5. Методы научного познания:

а) научное наблюдение;

б) описание;

в) классификация;

г) научный эксперимент;

д) мысленный эксперимент;

е) выдвижение гипотез;

ж) научное моделирование и др.

6. Система наук



Вариант №22 «Право, как социальный институт» (В24)

1. Отличия норм права от других социальных норм:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности и др.

2. Система права:

а) отрасли права;

б) институты права;

в) нормы права и др.

3. Функции права:

а) регулятивная;

б) охранительная;

в) воздействие на сознание и поведение участников правоотношений и др.

4. Формы (источники) права:

а) правовой обычай;

б) юридический прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

5. Правотворческая деятельность государства.

Вариант № 8 «Участие граждан в политике» (В24)

1. Понятие политического участия.

2. Формы политического участия:

а) членство в политических партиях;

б) участие в избирательных кампаниях;

в) участие в массовых мирных митингах, шествиях, демонстрациях и др.

3. Избирательные права:

а) активное избирательное право;

б) пассивное избирательное право.

4. Участие в деятельности местного самоуправления:

а) участие в выборах в органы местного самоуправления;

б) участие в референдумах, других формах непосредственной демократии;

в) обращение в органы местного самоуправления и др.

5. Реализация права граждан на получение необходимой информации.

6. Политический абсентеизм.

Вариант №23 «Глобализация современного общества» (В24)

1. Понятие глобализации.

2. Основные причины глобализации:

а) переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям;

б) использование новых коммуникационных технологий: интернета, спутникового

телевидения;

в) переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора и др.

3. Основные направления:

а) деятельность транснациональных корпораций;

б) глобализация финансовых рынков;

в) глобализация миграционных процессов;

г) мгновенное перемещение информации;

д) международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

е) создание международных организаций в экономической и финансовой сферах и

др.

4. Позитивные последствия процесса глобализации:

а) возникновение социокультурного единства человечества;

б) сближение государств;

в) стимулирующее влияние на экономику.

5. Негативные последствия процесса глобализации:

а) насаждение единого стандарта потребления;

б) создание препятствий для развития отечественного производства;

в) игнорирование/утрата экономической и культурно-исторической специфики

развития разных стран и др.

6. Глобальные проблемы современного мира


Вариант № 9 «Политические институты» (В24)

1. Понятие политического института.

2. Признаки политических институтов:

а) нормативность;

б) использование властных полномочий и санкций;

в) установки и образцы поведения и др.

3. Виды политических институтов:

а) институт парламентаризма;

б) институт исполнительной власти;

в) институт главы государства и др.

4. Функции политических институтов:

а) определение общих коллективных целей и задач развития общества;

б) обеспечение связей, координация между всеми элементами в достижении каких-либо целей;

в) обеспечение поддержки широких слоёв населения и др.

5. Институт главы государства:

а) механизм избрания главы государства;

б) представительские функции;

в) функции гаранта конституции и суверенитета государства;

г) социальный арбитраж и др.

6. Институты судопроизводства.

7. Институт гражданства:

а) правовая связь человека с государством;

б) приобретение гражданства;

в) права и обязанности граждан;

г) выход из гражданства.

8. Институт избирательного права.

9. Институт политических партий


Вариант №24 «Предпринимательство» (В24)

1. Кто может стать предпринимателем?

2. Признаки предпринимательства:

а) новаторство;

б) инициативность;

в) риск и др.

3. Функции предпринимателя:

а) соединение факторов производства;

б) принятие решений;

в) создание востребованного продукта и др.

4. Формы организации предпринимательской деятельности:

а) предпринимательство без образования юридического лица;

б) юридические лица

Вариант № 10 «Брак как институт права в РФ» (В24)

1. Условия заключения брака в Российской Федерации:

а) достижение брачного возраста;

б) дееспособность лиц, вступающих в брак;

в) добровольность вступления в брак;

г) отсутствие близкого родства и др.

2. Порядок заключения брака в Российской Федерации:

а) в органах ЗАГС;

б) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, и др.;

в) по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в

орган ЗАГС;

г) в дату и вовремя, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче

ими заявления о заключении брака и др.

3. Личные права супругов:

а) свобода в выборе рода занятий, профессии;

б) свобода в выборе места пребывания и жительства;

в) право выбора фамилии и др.

4. Имущественные права супругов:

а) законный режим имущества супругов;

б) договорной режим имущества супругов.

5. Прекращение брака:

а) смерть / объявление умершим одного из супругов;

б) расторжение брака;

в) признание брака недействительным


Вариант №25 «Доходы населения и социальная политика государства в условиях рынка» (В24)

1. Доходы и их измерение:

а) определение доходов;

б) распределение доходов;

в) дифференциация доходов;

г) кривая Лоренца.

2. Источники доходов населения:

а) заработная плата;

б) доход от предпринимательской деятельности;

в) денежные выплаты социального обеспечения и др.

3. Дифференциация населения по уровню доходов:

а) бедные семьи;

б) «малообеспеченные» семьи;

в) «обеспеченные» семьи;

г) «богатые» семьи.

4. Проблемы социальной ориентации экономики.

5. Государственная политика доходов:

а) главные задачи политики доходов;

б) регулирование доходов;

в) индексация доходов;

г) социальная поддержка беднейших слоёв населения и борьба с бедностью


Вариант № 11 «Социальные нормы» (В24)

1. Понятие «социальные нормы».

2. Признаки социальных норм:

а) социальная обусловленность;

б) системность;

в) обеспеченность и др.

3. Виды социальных норм:

а) обычаи;

б) нормы морали;

в) нормы общественных организаций;

г) нормы права и др.

4. Функции социальных норм:

а) устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное

взаимодействие;

б) выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным

действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных

субъектов;

в) в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации

общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт и др.




Вариант №26 «Социальный контроль» (В24)

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

б) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы и их виды;

б) социальные санкции.

4. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.

5. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных

санкций:

а) формальные и неформальные;

б) позитивные и негативные.

Вариант № 12 «Наука» (В24)

1. Понятие науки.

2. Особенности науки:

а) объективность;

б) получение нового для человечества знания;

в) использование специальных методов;

г) воспроизводимость полученного результата, проверяемость;

д) рациональность и др.

3. Функции науки.

а) познавательная;

б) мировоззренческая;

в) социальная;

г) производственная и др.

4. Система научных организаций:

а) академии;

б) научно-исследовательские центры, институты;

в) университеты и др.

5. Виды наук:

а) естественные;

б) точные;

в) социальные;

г) гуманитарные и др.

6. Проблемы социальной ответственности учёных и научной этики



Вариант №27 «Многообразие форм познания» (В24)

1. Цели познания.

2. Субъект и объект познания.

3. Этапы познания:

а) чувственное познание;

б) рациональное познание.

4. Особенности научного познания:

а) системность и обоснованность;

б) объективность;

в) наличие специальных методов познания;

г) использование специального языка науки и др.

5. Эмпирический и теоретический уровни познания.

6. Многообразие форм ненаучного знания:

а) жизненный опыт и здравый смысл;

б) мифология;

в) религия;

г) искусство и др.

7. Особенности социального познания:

а) совпадение субъекта и объекта;

б) связь с интересами субъектов познания;

в) ценностный характер;

г) ограниченная воз

Вариант № 13 «Образование как социальный институт» (В24)

1. Признаки социального института:

а) возникновение на основе совместной деятельности больших масс людей;

б) удовлетворение фундаментальных потребностей общества;

в) устойчивые формы организации;

г) наличие учреждений;

д) установки и образы поведения.

2. Функции образования:

а) передача знаний и культурного опыта общества;

б) социализация новых поколений;

в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.

3. Система образования:

а) общее образование;

б) профессиональное образование;

в) дополнительное образование.

4. Тенденции развития современного образования:

а) гуманизация;

б) информатизация;

в) интернационализация;

г) гуманитаризация и др.

5. Конституционные гарантии права граждан на получение образования.

6. Ценность образования на протяжении всей жизни

Вариант №28 «Семья как малая группа» (В24)

1. Признаки малой группы:

а) наличие конкретных личных взаимодействий;

б) относительная длительность существования;

в) наличие эмоциональных связей;

г) общие потребности, мотивы и др.

2. Отличие семьи от других малых групп:

а) в основе брачные или кровнородственные отношения;

б) общий быт;

в) совместное ведение хозяйства и др.

3. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

4. Семейное воспитание.

5. Виды (типы) семьи в зависимости от распределения обязанностей:

а) патриархальная (традиционная);

б) партнёрская (демократическая).

6. Виды (типы) семьи в зависимости от состава:

а) многопоколенная;

б) нуклеарная.


Вариант № 14 «Форма государства» (В24)

1. Понятие «форма государства».

2. Формы государственного правления:

а) монархия, виды монархий;

б) республика, виды республик.

3. Формы государственного (территориального) устройства:

а) федерация;

б) унитарное государство.

4. Типы (виды) политических (государственных) режимов:

а) демократические;

б) антидемократические/недемократические (тоталитарные, авторитарные)

Вариант №29 «Политические режимы» (В24)

1. Понятие политического режима.

2. Типология политических режимов:

а) демократические и недемократические режимы;

б) демократические, авторитарные, тоталитарные режимы.

3. Признаки демократического режима:

а) соблюдение прав человека;

б) выборность органов власти;

в) подчинение меньшинства большинству и др.

4. Признаки недемократических режимов:

а) формирование власти невыборным путём / путём псевдо выборов;

б) отсутствие разделения властей;

в) преобладание государства над правом;

г) господство единой идеологии и др.



Вариант № 15 «Политическая система общества» (В24)

1. Понятие политической системы общества.

2. Признаки политической системы общества:

а) устойчивая взаимозависимость элементов политической жизни;

б) упорядоченность политических отношений;

в) совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие и др.

3. Подсистемы политической системы общества:

а) организационная (институциональная);

б) нормативная;

в) коммуникативная;

г) культурная.

4. Функции политической системы общества:

а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп;

б) определение целей и направлений развития общества и государства;

в) интеграция, активизация и мобилизация больших социальных групп, политическая

социализация граждан;

г) выдвижение политических идей, создание идеологий;

д) выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного

аппарата и политических организаций и др.

5. Типы политических систем:

а) англо-американская;

б) континентально-европейская;

в) доиндустриальная и частично индустриальная;

г) тоталитарная

Вариант №30 «Воинская обязанность как одна из конституционных обязанностей гражданина

России» (В24)

1. Понятие «конституционная обязанность».

2. Конституционные обязанности граждан России:

а) соблюдение Конституции и законов;

б) сохранение природы и окружающей среды;

в) получение основного общего образования;

г) забота о сохранении исторического и культурного наследия;

д) забота о детях и нетрудоспособных родных;

е) защита Отечества;

ж) уплата налогов.

3. Воинская обязанность в Российской Федерации:

а) Что такое воинский учёт?

б) Как готовиться к военной службе?

в) Кто подлежит призыву на военную службу?

г) Срок военной службы.

4. Кто может быть освобождён от службы по призыву?

а) признанные ограниченно годными к воинской службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

в) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации учёную степень

и др.

5. Кому предоставляется отсрочка от призыва?

а) признанным в установленном порядке временно не годными к военной службе по

состоянию здоровья на срок до одного года;

б) имеющим ребёнка и воспитывающим его без матери ребёнка;

в) обучающимся по очной форме обучения в школе, не свыше сроков получения

среднего общего образования и др.