Файл: Вариант 1 Основы трудовых правоотношений в рф (В24) Понятие трудовые правоотношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант №1 «Основы трудовых правоотношений в РФ» (В24) 1. Понятие «трудовые правоотношения». 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений: а) свобода труда; б) запрещение принудительного труда; в) равенство прав и возможностей работника и др. 3. Содержание трудового договора: а) права и обязанности работника; б) права и обязанности работодателя; в) условия и размер оплаты труда; г) режим труда и отдыха и др. 4. Документы, необходимые для приёма на работу: а) паспорт; б) документ об образовании; в) трудовая книжка (кроме первого трудоустройства); г) свидетельство обязательного пенсионного страхования / страховой номер индивидуального лицевого счёта в Пенсионном фонде РФ; д) документы воинского учёта и др. 5. Виды трудовых договоров: а) срочный; б) бессрочный / на неопределённый срок. 6. Основания расторжения трудового договора: а) по инициативе работника; б) по инициативе работодателя; в) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон | Вариант №16 «Объекты микроэкономики» (В24) 1. Домохозяйства: а) домохозяйства как потребители товаров и услуг; б) домохозяйства как поставщики ресурсов; в) распределение доходов между домохозяйствами. 2. Фирмы: а) сущность фирмы; б) малый и крупный бизнес; в) цели деятельности фирмы. 3. Сектора экономики: а) сельское и лесное хозяйство; б) строительство; в) торговля; г) финансы и др. 4. Рынки товаров и услуг. 5. Рынки ресурсов |
Вариант №2 «Социальная стратификация общества» (В24) 1. Понятие социальной стратификации. 2. Основания социальной стратификации: а) доходы (богатство); б) объём власти; в) престиж профессии; г) уровень образования. 3. Исторические типы стратификации: а) рабство; б) кастовая система; в) сословная система; г) социальные классы. 4. Социальная стратификация современного общества: а) высший слой; б) средний слой; в) базовый слой; г) низший слой; д) социальное дно. 5. Средний класс в современном западном обществе | Вариант №17 «Проблемы экологии в современном мире» (В24) 1. Глобальные проблемы, их виды. 2. Сущность экологических проблем и их связи с другими глобальными проблемами. 3. Причины появления экологических проблем в современном мире: а) рост численности населения Земли; б) масштабы деятельности человека; в) нерациональное использование природных ресурсов и др. 4. Проявления и последствия экологических проблем: а) вымирание растений и животных; б) загрязнение Мирового океана; в) исчерпание полезных ископаемых и др. 5. Пути решения экологических проблем: а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зелёных» и др |
Вариант № 3 «Собственность как институт права в РФ» (В24) 1. Содержание права собственности: а) владение; б) пользование; в) распоряжение. 2. Субъекты права собственности: а) граждане; б) юридические лица; в) муниципальные образования; г) Российская Федерация и её субъекты. 3. Равноправие всех собственников. 4. Основания приобретения права собственности: а) купля-продажа; б) дарение; в) мена; г) наследование и др. 5. Формы собственности: а) государственная собственность; б) частная собственность; в) муниципальная собственность и д | Вариант №18 «Институт президентства в РФ» (В24) 1. Правовой статус Президента России: а) является главой государства; б) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; в) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; г) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; д) обладает неприкосновенностью. 2. Требования к кандидату в Президенты России: а) наличие российского гражданства; б) достижение 35-летнего возраста; в) постоянное проживание в Российской Федерации не менее 25 лет и др. 3. Присяга Президента России. 4. Полномочия Президента России: а) кадровые назначения; б) общее руководство Правительством Российской Федерации; в) является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации; г) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; д) награждает государственными наградами Российской Федерации; е) издаёт указы и распоряжения и др. 5. Прекращение исполнения полномочий Президента России: а) в связи с истечением срока его пребывания в должности; б) в случае его отставки, вызванной стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в) в случае отрешения от должности |
Вариант № 4 «Механизмы социально контроля» (В24) 1. Понятие «социальный контроль». 2. Элементы социального контроля: а) социальные нормы; б) социальные санкции. 3. Функции социального контроля: а) регламентация и консолидация общества; б) обеспечение стабильности общества; в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др. 4. Виды и формы социального контроля: а) внутренний (самоконтроль) и внешний контроль; б) формальный и неформальный; в) общий и детальный. 5. Субъекты (агенты) социального контроля | Вариант №19 «Биосоциальная сущность человека» (В24) 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. Проявление биологической природы человека: а) функционирование внутренних органов и систем; б) первичные (физиологические) потребности; в) генотип человека и механизмы наследственности. 3. Социальное в человеке: а) социальные потребности; б) интересы; в) волевые качества; г) самосознание; д) мировоззрение и др. 4. Единство биологического и социального в человеке: а) роль наследственности в развитии человека; б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями; в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах. 5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы) |
Вариант № 5 «Субъекты политического процесса» (В24) 1. Понятие субъектов политического процесса. 2. Государство: а) признаки государства; б) форма государства; в) внутренние и внешние функции государства; г) ресурсы власти, используемые государством. 3. Социальные, этнические, конфессиональные группы. 4. Политические партии и общественные движения: а) состав политической элиты; б) признаки политической партии; в) отличие общественных движений от политических партий. 5. Роль СМИ в политическом процессе. 6. Политическая элита: а) рекрутирование и обновление политической элиты; б) функции политической элиты. 7. Граждане. Политические права граждан: а) право на участие в управлении делами государства; б) право избирать и быть избранными в органы государственной власти; в) равный доступ к государственной службе и др. 8. Граждане. Формы политического участия граждан: а) участие граждан в выборах; б) прямые действия граждан (митинги, демонстрации и др.); в) участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений и др. | Вариант №20 «Познавательная деятельность» (В24) 1. Цели познания. 2. Этапы познания: а) чувственное познание; б) рациональное познание. 3. Проблема познаваемости мира: а) оптимизм; б) скептицизм; в) агностицизм. 4. Виды познания: а) научное познание; б) житейское познание; в) художественное познание; г) религиозное познание и др. 5. Особенности научного познания: а) системность и обоснованность; б) объективность; в) наличие специальных методов познания; г) использование специального языка науки и др. 6. Особенности социального познания. 7. Истина |
Вариант № 6 «Политическое лидерство как институт политической системы» (В24) 1. Понятие политического лидерства. 2. Признаки политического института: а) нормативность; б) использование властных полномочий и санкций; в) установки и образцы поведения и др. 3. Функции политического лидера: а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей; б) выработка политического курса; в) мобилизация группы на достижение поставленных целей; г) социальный арбитраж и др. 4. Типы лидерства: а) правящие и оппозиционные лидеры; б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры; в) традиционные, легальные (рационально-легальные) и харизматические лидеры и др. 5. Концепции лидерства: а) выдающиеся качества отдельных личностей; б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации; в) психоаналитические концепции лидерства и др | Вариант №21 «Религия» (В24) 1. Характеристика религии: а) вера в сверхъестественное; б) особый свод норм; в) обряды, культовые действия; г) объединение людей в организации. 2. Функции религии: а) мировоззренческая; б) воспитательная; в) регулирующая; г) компенсаторная; д) коммуникативная и др. 3. Виды религий: а) политеистические, монотеистические; б) архаические, национально-государственные, мировые. 4. Мировые религии: а) буддизм; б) христианство; в) ислам. 5. Свобода совести. |
Вариант № 7 «Научное познание» (В24) 1. Научное познание — один из видов познания мира. 2. Цели научного познания. 3. Особенности научного познания: а) стремление к объективности; б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, символы; в) особые процедуры проверки результатов и др. 4. Уровни научного знания: а) эмпирическое знание; б) теоретическое знание. (При такой или близкой по смыслу формулировке п. 4 достаточно двух подпунктов.) 5. Методы научного познания: а) научное наблюдение; б) описание; в) классификация; г) научный эксперимент; д) мысленный эксперимент; е) выдвижение гипотез; ж) научное моделирование и др. 6. Система наук | Вариант №22 «Право, как социальный институт» (В24) 1. Отличия норм права от других социальных норм: а) устанавливается государством; б) письменная форма; в) обеспечивается механизмом юридической ответственности и др. 2. Система права: а) отрасли права; б) институты права; в) нормы права и др. 3. Функции права: а) регулятивная; б) охранительная; в) воздействие на сознание и поведение участников правоотношений и др. 4. Формы (источники) права: а) правовой обычай; б) юридический прецедент; в) нормативный правовой акт и др. 5. Правотворческая деятельность государства. |
Вариант № 8 «Участие граждан в политике» (В24) 1. Понятие политического участия. 2. Формы политического участия: а) членство в политических партиях; б) участие в избирательных кампаниях; в) участие в массовых мирных митингах, шествиях, демонстрациях и др. 3. Избирательные права: а) активное избирательное право; б) пассивное избирательное право. 4. Участие в деятельности местного самоуправления: а) участие в выборах в органы местного самоуправления; б) участие в референдумах, других формах непосредственной демократии; в) обращение в органы местного самоуправления и др. 5. Реализация права граждан на получение необходимой информации. 6. Политический абсентеизм. | Вариант №23 «Глобализация современного общества» (В24) 1. Понятие глобализации. 2. Основные причины глобализации: а) переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; б) использование новых коммуникационных технологий: интернета, спутникового телевидения; в) переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора и др. 3. Основные направления: а) деятельность транснациональных корпораций; б) глобализация финансовых рынков; в) глобализация миграционных процессов; г) мгновенное перемещение информации; д) международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; е) создание международных организаций в экономической и финансовой сферах и др. 4. Позитивные последствия процесса глобализации: а) возникновение социокультурного единства человечества; б) сближение государств; в) стимулирующее влияние на экономику. 5. Негативные последствия процесса глобализации: а) насаждение единого стандарта потребления; б) создание препятствий для развития отечественного производства; в) игнорирование/утрата экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран и др. 6. Глобальные проблемы современного мира |
Вариант № 9 «Политические институты» (В24) 1. Понятие политического института. 2. Признаки политических институтов: а) нормативность; б) использование властных полномочий и санкций; в) установки и образцы поведения и др. 3. Виды политических институтов: а) институт парламентаризма; б) институт исполнительной власти; в) институт главы государства и др. 4. Функции политических институтов: а) определение общих коллективных целей и задач развития общества; б) обеспечение связей, координация между всеми элементами в достижении каких-либо целей; в) обеспечение поддержки широких слоёв населения и др. 5. Институт главы государства: а) механизм избрания главы государства; б) представительские функции; в) функции гаранта конституции и суверенитета государства; г) социальный арбитраж и др. 6. Институты судопроизводства. 7. Институт гражданства: а) правовая связь человека с государством; б) приобретение гражданства; в) права и обязанности граждан; г) выход из гражданства. 8. Институт избирательного права. 9. Институт политических партий | Вариант №24 «Предпринимательство» (В24) 1. Кто может стать предпринимателем? 2. Признаки предпринимательства: а) новаторство; б) инициативность; в) риск и др. 3. Функции предпринимателя: а) соединение факторов производства; б) принятие решений; в) создание востребованного продукта и др. 4. Формы организации предпринимательской деятельности: а) предпринимательство без образования юридического лица; б) юридические лица |
Вариант № 10 «Брак как институт права в РФ» (В24) 1. Условия заключения брака в Российской Федерации: а) достижение брачного возраста; б) дееспособность лиц, вступающих в брак; в) добровольность вступления в брак; г) отсутствие близкого родства и др. 2. Порядок заключения брака в Российской Федерации: а) в органах ЗАГС; б) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, и др.; в) по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган ЗАГС; г) в дату и вовремя, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака и др. 3. Личные права супругов: а) свобода в выборе рода занятий, профессии; б) свобода в выборе места пребывания и жительства; в) право выбора фамилии и др. 4. Имущественные права супругов: а) законный режим имущества супругов; б) договорной режим имущества супругов. 5. Прекращение брака: а) смерть / объявление умершим одного из супругов; б) расторжение брака; в) признание брака недействительным | Вариант №25 «Доходы населения и социальная политика государства в условиях рынка» (В24) 1. Доходы и их измерение: а) определение доходов; б) распределение доходов; в) дифференциация доходов; г) кривая Лоренца. 2. Источники доходов населения: а) заработная плата; б) доход от предпринимательской деятельности; в) денежные выплаты социального обеспечения и др. 3. Дифференциация населения по уровню доходов: а) бедные семьи; б) «малообеспеченные» семьи; в) «обеспеченные» семьи; г) «богатые» семьи. 4. Проблемы социальной ориентации экономики. 5. Государственная политика доходов: а) главные задачи политики доходов; б) регулирование доходов; в) индексация доходов; г) социальная поддержка беднейших слоёв населения и борьба с бедностью |
Вариант № 11 «Социальные нормы» (В24) 1. Понятие «социальные нормы». 2. Признаки социальных норм: а) социальная обусловленность; б) системность; в) обеспеченность и др. 3. Виды социальных норм: а) обычаи; б) нормы морали; в) нормы общественных организаций; г) нормы права и др. 4. Функции социальных норм: а) устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие; б) выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов; в) в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт и др. | Вариант №26 «Социальный контроль» (В24) 1. Понятие «социальный контроль». 2. Функции социального контроля: а) регламентация и консолидация общества; б) обеспечение стабильности общества; в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др. 3. Элементы социального контроля: а) социальные нормы и их виды; б) социальные санкции. 4. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля. 5. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций: а) формальные и неформальные; б) позитивные и негативные. |
Вариант № 12 «Наука» (В24) 1. Понятие науки. 2. Особенности науки: а) объективность; б) получение нового для человечества знания; в) использование специальных методов; г) воспроизводимость полученного результата, проверяемость; д) рациональность и др. 3. Функции науки. а) познавательная; б) мировоззренческая; в) социальная; г) производственная и др. 4. Система научных организаций: а) академии; б) научно-исследовательские центры, институты; в) университеты и др. 5. Виды наук: а) естественные; б) точные; в) социальные; г) гуманитарные и др. 6. Проблемы социальной ответственности учёных и научной этики | Вариант №27 «Многообразие форм познания» (В24) 1. Цели познания. 2. Субъект и объект познания. 3. Этапы познания: а) чувственное познание; б) рациональное познание. 4. Особенности научного познания: а) системность и обоснованность; б) объективность; в) наличие специальных методов познания; г) использование специального языка науки и др. 5. Эмпирический и теоретический уровни познания. 6. Многообразие форм ненаучного знания: а) жизненный опыт и здравый смысл; б) мифология; в) религия; г) искусство и др. 7. Особенности социального познания: а) совпадение субъекта и объекта; б) связь с интересами субъектов познания; в) ценностный характер; г) ограниченная воз |
Вариант № 13 «Образование как социальный институт» (В24) 1. Признаки социального института: а) возникновение на основе совместной деятельности больших масс людей; б) удовлетворение фундаментальных потребностей общества; в) устойчивые формы организации; г) наличие учреждений; д) установки и образы поведения. 2. Функции образования: а) передача знаний и культурного опыта общества; б) социализация новых поколений; в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др. 3. Система образования: а) общее образование; б) профессиональное образование; в) дополнительное образование. 4. Тенденции развития современного образования: а) гуманизация; б) информатизация; в) интернационализация; г) гуманитаризация и др. 5. Конституционные гарантии права граждан на получение образования. 6. Ценность образования на протяжении всей жизни | Вариант №28 «Семья как малая группа» (В24) 1. Признаки малой группы: а) наличие конкретных личных взаимодействий; б) относительная длительность существования; в) наличие эмоциональных связей; г) общие потребности, мотивы и др. 2. Отличие семьи от других малых групп: а) в основе брачные или кровнородственные отношения; б) общий быт; в) совместное ведение хозяйства и др. 3. Функции семьи: а) репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др. 4. Семейное воспитание. 5. Виды (типы) семьи в зависимости от распределения обязанностей: а) патриархальная (традиционная); б) партнёрская (демократическая). 6. Виды (типы) семьи в зависимости от состава: а) многопоколенная; б) нуклеарная. |
Вариант № 14 «Форма государства» (В24) 1. Понятие «форма государства». 2. Формы государственного правления: а) монархия, виды монархий; б) республика, виды республик. 3. Формы государственного (территориального) устройства: а) федерация; б) унитарное государство. 4. Типы (виды) политических (государственных) режимов: а) демократические; б) антидемократические/недемократические (тоталитарные, авторитарные) | Вариант №29 «Политические режимы» (В24) 1. Понятие политического режима. 2. Типология политических режимов: а) демократические и недемократические режимы; б) демократические, авторитарные, тоталитарные режимы. 3. Признаки демократического режима: а) соблюдение прав человека; б) выборность органов власти; в) подчинение меньшинства большинству и др. 4. Признаки недемократических режимов: а) формирование власти невыборным путём / путём псевдо выборов; б) отсутствие разделения властей; в) преобладание государства над правом; г) господство единой идеологии и др. |
Вариант № 15 «Политическая система общества» (В24) 1. Понятие политической системы общества. 2. Признаки политической системы общества: а) устойчивая взаимозависимость элементов политической жизни; б) упорядоченность политических отношений; в) совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие и др. 3. Подсистемы политической системы общества: а) организационная (институциональная); б) нормативная; в) коммуникативная; г) культурная. 4. Функции политической системы общества: а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп; б) определение целей и направлений развития общества и государства; в) интеграция, активизация и мобилизация больших социальных групп, политическая социализация граждан; г) выдвижение политических идей, создание идеологий; д) выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организаций и др. 5. Типы политических систем: а) англо-американская; б) континентально-европейская; в) доиндустриальная и частично индустриальная; г) тоталитарная | Вариант №30 «Воинская обязанность как одна из конституционных обязанностей гражданина России» (В24) 1. Понятие «конституционная обязанность». 2. Конституционные обязанности граждан России: а) соблюдение Конституции и законов; б) сохранение природы и окружающей среды; в) получение основного общего образования; г) забота о сохранении исторического и культурного наследия; д) забота о детях и нетрудоспособных родных; е) защита Отечества; ж) уплата налогов. 3. Воинская обязанность в Российской Федерации: а) Что такое воинский учёт? б) Как готовиться к военной службе? в) Кто подлежит призыву на военную службу? г) Срок военной службы. 4. Кто может быть освобождён от службы по призыву? а) признанные ограниченно годными к воинской службе по состоянию здоровья; б) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; в) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации учёную степень и др. 5. Кому предоставляется отсрочка от призыва? а) признанным в установленном порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья на срок до одного года; б) имеющим ребёнка и воспитывающим его без матери ребёнка; в) обучающимся по очной форме обучения в школе, не свыше сроков получения среднего общего образования и др. |