Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

(АН ПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ
Зачетное задание по дисциплине: «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации»


Выполнил:

студент 4 курса гр. ДО_911 специальности «Дошкольное образование»

Яковлева Эльвира Варисовна


Омск – 2023

Содержание
1. Ключевое задание…………………………………………………………………3

1.1 Характеристика видов родительских собраний, в том числе нетрадиционных…………………………………………………………………………….3

1.2 Этапы родительского собрания…………………………………………………5

2. Практическое задание………………………………………………………………8

2.1 Разработать правила проведения родительского собрания……………………8

2.2 Подобрать сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Дошкольник готовится стать школьником»……………………………9

Список литературы…………………………………………………………………18

Вариант 5.

Тема « Подготовка и проведение родительского собрания»

Обобщенная формулировка задачи

Многие родители часто не приходят на родительские собрания, находят для этого различные причины, среди которых – собрания проходят неинтересно.

Контекст выполнения задания

Вы воспитатель подготовительной группы.
1. Ключевое задание
1.1 Характеристика видов родительских собраний, в том числе нетрадиционных
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и дошкольного воспитания. Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и дошкольного образовательного учреждения, это университет важной педагогической информации. [7]

Виды родительских собраний.

Собрания можно условно разделить:

  • на организационные (составляются и утверждаются планы работы, избирается родит. комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей);

  • установочные (инструктивные), на котором родителей знакомят с изменениями в нормативно-правовой базе, воспитательно-образовательном процессе;

  • знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения (о результатах психологической диагностики, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре и др. без упоминания фамилий детей и родителей);

  • консультативные (обсуждаются групповые мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей);

  • собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

  • совместные с родителями и воспитанниками;

  • тематические;

  • собрания-диспуты (выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов);

  • собрания-практикумы (направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания);

  • отчетные (итоговые);

  • информационно-просветительские (педагогическое просвещение членов родительского коллектива).[4]


Нетрадиционные формы родительских собраний.

В последнее время стали популярны так называемые нетрадиционные родительские собрания, предполагающие присутствие родителей с детьми. Нетрадиционные родительские собрания проводятся в полуигровой форме, чтобы детям тоже было интересно, но, по сути, это лекция для родителей по педагогике - советы, на что обратить внимание в процессе воспитания ребенка. Одним из видов нетрадиционных родительских собраний является детско-родительский тренинг. Также можно приглашать родителей на музыкальные сказки, утренники, вечерние посиделки.

Для того чтобы интересно провести собрание для родителей, можно использовать видеоматериал, фоторепортажи, например, «Один день из жизни группы», «Как  мы встречали осень, зиму и т.д.», «Наши успехи и достижения», фотоальбомы, фотогазеты которые соответствуют теме мероприятия, подготовить детские высказывания на тему собрания, выставку детских работ, выставку наработок (игр, пособий, папок - передвижек и др.) А еще лучше показать открытое мероприятие с участием детей. Родителям очень интересно наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с педагогами, прислушиваются к их советам, а в итоге больше доверяют дошкольному учреждению. [1]
1.2 Основные этапы проведения родительного собрания
1. Вступительное слово ведущего собрания, представление гостей (5 мин) (вступление короткое, эмоциональное, можно использовать музыкальный фон, можно разработать правила родительского собрания (на первом собрании), вывешиваются в родительском уголке (быть пунктуальным, позитивно настроенным, не критиковать и не перебивать друг друга, говорить кратко и по существу вопроса, никого ни к чему не принуждать, соблюдать при необходимости конфиденциальность. Правила должны быть реальными и доступными, не противоречить друг другу).

Родительское собрание начинается, прежде всего, с подготовки:

1)    выбор темы;

2)    определение его целей и задач;

3)    изучение научно-методической литературы;

4)    проведения диагностического микроисследования;

5)    определения вида, формы и этапов родительского собрания;

6)    приглашения родителей и других его участников;

7)    составление решения собрания, рекомендаций (памяток) родителям;

8)    оборудование и оформление места проведения родительского собрания. 



Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты раздают за две недели до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.   Проводится для более яркого представления обсуждаемой на собрании проблемы (5-7 минут).

2. Выступление по теме собрания - оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 минут).

3. Обсуждение проблемы родителями (20 мин) - достаточно 3-4 выступлений.

Требования к беседе:

-не следует упрекать и поучать родителей;

-рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии;

-беседу лучше вести при мягком освещении;

-переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой;

-разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Помнить «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжать о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

4. Анализ воспитателем результатов образовательной работы с воспитанниками по теме собрания.

Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям детей, имеющим проблемы в поведении, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел. Может проводиться самоанализ. Педагог зачитывает основные правила воспитания. Если в семье данное правило выполняется, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда – желтого, если не выполняется – синего (количество фишек не подсчитывается). Подводя итоги этого этапа собрания, педагогу следует подчеркнуть значимость правил воспитания и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться. [3]

5. Выполнение практических заданий всеми родителями.

Это могут быть: изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание гимнастики для глаз и т.д.

6.Совместная работа родителей с детьми - выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера и т.д.

7. Заключительная часть собрания.

Подведение итога, определение темы следующего собрания, сроки проведения, запланировать участие родителей в его подготовке. В конце встречи воспитатель благодарит родителей за участие, совместную работу, вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, за успехи в воспитании детей. Можно организовать чаепитие. Воспитатель предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в воспитании, обучении или поведении, для выявления причин этих проблем и нахождении совместного решения.


Важно следить за временем и завершить собрание-встречу в установленное время. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.

2. Практическое задание
2.1 Разработайте правила проведения родительского собрания.
Какой бы вид собрания ни выбрал воспитатель, следует придерживаться
десяти золотых правил: [5]

  1.  собрание должно запомниться;

  2. должно заставить задуматься;

  3. настроить родителей  на позитивный, конструктивный лад;

  4.  информационный     блок должен быть хорошо подготовлен;

  5. в присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем;

  6. на каждого родителя должно хватить времени;

  7. собрание — не лекции и не урок, нужно привлекать родителей к диалогу;

  8. необходимо уважать свое время и время родителей, собрание не  должно длиться более 1 ч 20 мин:

-  20 мин — донести новую информацию;

- 15 – 20 мин выслушать вопросы   и   ответить  на  них;

- 20 мин — индивидуальные  вопросы.

- индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, нужно учесть это и предоставить возможность для  их обсуждения;

  1. каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсировать будущие мероприятия, приглашать родителей к сотрудничеству;

  2. необходимо быть изобретательным – проводить каждое собрание по-новому.

  Ответы на вопросы родителей опытному воспитателю давать несложно, день за днем он сталкивается с различными проблемами, разрешает конфликтные ситуации. Если вопрос родителя поставил воспитателя в тупик, следует отсрочить готовность помочь и отсрочить решение вопроса: «К сожалению, сейчас я не могу ответить на ваш вопрос. Я проконсультируюсь со специалистом (получу или уточню информацию) и смогу в полном объеме ответить вам через несколько дней».

2.2 Подобрать сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Дошкольник готовится стать школьником»
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада на тему «Дошкольник готовится стать школьником»
Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме готовности к школе.

Задачи собрания: дать представления о готовности к школе. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе.


План собрания:

1. Вступительное слово. Игровое упражнение «Раскрась цветок», «Портрет будущего первоклассника».

2. Выступление учителя начальных классов.

3. Выступление заведующего МБДОУ.

4. Критерии готовности к школьному обучению.

5. Тест для родителей.

6. Заключение.

7. Обсуждение текущих вопросов.

Ход собрания.

1. Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые папы и мамы! Сегодня мы с Вами собрались, для того, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.

Как быстро летит время! Еще совсем недавно Вы проводили бессонные ночи над детской кроваткой, делали с ребенком первые шаги, отвечали на бесконечные «почему», долгие часы проводили за чтением детских книжек вслух, радовались всему новому, что появлялось у малыша.

Игровое упражнение «Раскрась цветок»

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их (на столах лежат одинаковые цветы по размеру, по форме, цветные карандаши).

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме.

- Скажите, после того как Вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (нет).

При одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда наше правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого то или чего - то лучше или хуже. Есть – другое!

И вот близится время, когда постоянно развивающийся, а иногда и огорчающий Вас ребенок перейдет очередной рубеж - станет школьником. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни.

Игровое упражнение «Портрет будущего первоклассники».

Воспитатель предлагает родителям по цепочке передавать мяч и называть качества, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.