Файл: Тема 1 История как наука и учебная дисциплина. Основы методологии исторической науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Следующий уровень исторического сознания формируется на основе безымянного народного творчества, всякого рода исторических преданий, сказаний, легенд, героического эпоса, сказок, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа, как один из способов его самовыражения и проявления черт национального характера.

Степень развитости фольклора и его формы у разных народов различаются (сказки народов Крайнего Севера не похожи по образам и форме на сказки народов Африки и Востока). Однако, в них преобладают схожие сюжеты и мотивы. В них воспеваются мужество и героизм предков, их самоотверженность и самопожертвование в борьбе с врагами, преданность Родине, презрение к трусам и предателям. В сказках и легендах побеждает справедливость, добро торжествует над злом, правда – над кривдой. Достаточно вспомнить неисчерпаемую глубину легенд древних греков.

Неоценима в этом отношении роль русского фольклора: пафоса былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче, державной героики сказаний об Александре Невском, Дмитрии Донском, Минине и Пожарском, устных рассказов и даже анекдотов о Петре I, Екатерине II, А.В. Суворове и В.И. Чапаеве.

Народ всегда инстинктивно отбирал лучшие качества, воспитывал их в молодежи, формировал у нее историческое сознание, потому что так же инстинктивно понимал, что историческое сознание – важнейший фактор, обеспечивающий его самосохранение.

3. Огромное влияние на формирование исторического сознания оказывают художественная литература, музыка, театр, архитектура, живопись, кино, радио, телевидение, исторические памятники. На этом уровне историческое сознание еще не превращается в систематическое знание исторического процесса. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены хронологически, связаны с отдельными эпизодами в истории, часто субъективны. Они, как правило, отличаются яркостью, эмоциональностью; впечатления от увиденного и услышанного сохраняются на всю жизнь. Это объясняется силой таланта художника, способного оказывать на человека огромное эмоциональное воздействие. Художник, в свою очередь, несет большую ответственность за историческую достоверность изображаемого или описываемого им события. Представление о Петре I и его государственной деятельности чаще всего складывается не по академическим исследованиям, монографиям или учебникам, а благодаря впечатляющему роману А.Н. Толстого, снятым по нему фильмам. Незабываемое впечатление об Иване Грозном производит картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». И хотя многие сущностные моменты исторического процесса этого
времени остаются «за кадром», читатель (зритель) судит об эпохе, которой посвящено данное художественное произведение, именно по нему.

Литературные нормы при написании исторических романов допускают вымысел, рекомбинацию ситуаций, введение в повествование вымышленных лиц, однако эти приемы не должны искажать объективный исторический процесс, конкретные ситуации и в конечном счете фальсифицировать историю. Роль искусства и средств массовой информации в формировании исторического сознания народа очень велика, однако, как показывает опыт, газеты, радио, телевидение могут изменить общественное мнение, симпатии и антипатии, но не могут служить серьезным источником исторических знаний.

4. В этой ситуации с особой остротой встает вопрос о формировании исторического сознания на научной основе, что может быть достигнуто благодаря наличию знаний, создающих определенную систему представлений о прошлом, его органической связи с настоящим и возможных тенденций развития общества в будущем. Такие знания приобретаются в процессе систематического изучения истории.

Систематические знания об историческом процессе приобретаются на уроках истории в школе, и для большинства людей знакомство с историей на этом уровне заканчивается. Причем представления молодежи об истории на основе школьного образования чаще всего выглядят как набор дат, имен, событий. Однако знание факта еще не научное знание; требуется осмысление, анализ, оценка, благодаря чему факты выстраиваются в целостную концепцию исторического процесса.

О необходимости пристального внимания к отечественной истории свидетельствует и мировой опыт, так как ее изучение в любой стране способствует воспитанию юношества в духе гражданственности и патриотизма. Об этом пишет известный французский историк Марк Ферро в книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» (М., 1992). Он изучил опыт преподавания истории в школах стран Африки, Австралии, Ближнего Востока, Германии, Японии, США, Китая, Польши, СССР и других стран. Излагаемый в популярной форме материал книги показывает, что учителя на уроках истории в разных странах мира стремятся воспитывать детей как граждан своей страны на положительных примерах и национальных традициях, в духе патриотизма и любви к Родине.



На более высоком уровне может быть сформировано историческое сознание в вузе путем изучения не только собственно истории, но и других социогуманитарных дисциплин: философии, социологии, политологии, экономической теории, культурологии. Изучение истории во взаимосвязи с другими общими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами позволяет поднять историческое сознание человека до теоретического уровня, до более глубокого понимания им всемирно-исторического процесса, его динамики и движущих сил.

5. На высшей ступени формирования исторического сознания происходит осмысление прошлого уже на теоретическом уровне, на уровне выявления тенденций исторического развития. Этот уровень исторического сознания соответствует специализированному уровню общественного сознания. На основе накопленных знаний о прошлом, обобщения исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более или менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, смысле истории, ее периодизации, типологии моделей общественного развития. Осмысление прошлого на теоретическом уровне позволяет оперировать историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении; исторический процесс – в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука. Историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, что и составляет фундамент научного исторического знания.

Историческое сознание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, на всех его ступенях, так как без системного подхода представление об историческом сознании в целом будет неполным.

Значение процессов формирования исторического сознания и сохранения исторической памяти народа в современных условиях очень велико. Это обеспечивает осознание определенной общностью людей того, что они составляют единый народ, обладающий общей исторической судьбой, традициями, обычаями, культурой, языком, территорией, сходством психологических черт характера и внешности. На различных ступенях развития племена
, народы, нации стремились сохранить память о своем прошлом, чувство собственного достоинства, что способствовало самоутверждению народа, обеспечивало его жизнеспособность и выживаемость. В.О. Ключевский писал: «Народ есть население, не только совместно живущее, но и совокупно действующее, имеющее общий язык и общие судьбы. Потому в народной памяти обыкновенно надолго удерживаются события, которые впервые коснулись всего народа, в которых весь он принял участие и через это совокупное участие впервые почувствовал себя единым целым». Такие события не проходят бесследно, они объединяют народ.

Гордость за историческое прошлое своего народа – одна из важнейших составляющих исторического сознания, обусловливающая национальное достоинство гражданина, уверенность в себе. Глубокое знание прошлого позволит в полной мере осознать современное состояние общества, вектор его развития.
3. Основы методологии исторической науки
Объективное познание истории обеспечивается научной методологией. В современной литературе можно найти различные определения методологии вообще и методологии исторической науки в частности. Согласно одному из них методология – это система существенных аспектов мировоззрения и теории (или ряда теорий), определяющих исследовательские принципы науки. Марксистско-ленинская методология базируется на материалистической диалектике и включает соответствующие принципы и методы исследования. В советский период развития исторического знания методология общественного познания основывалась на диалектико-материалистической теории.

Методология истории-это учение о принципах исследования, формах и способах (методах) исторического познания, функциях истории, а также формах освещения исторических фактов. Основными принципами истории как науки являются: объективность, историзм, системность, социальный подход.

В исторической науке дореволюционной России господствовали субъективистская и объективно-идеалистическая методологии.

Субъективистская (Н.М. Карамзин) методология исторический процесс объясняла деятельностью великих людей, чьи достижения или ошибки приводили к тем или иным историческим событиям, взаимосвязь которых и определяла ход исторического процесса.

Объективно-идеалистическую методологию в России в первую очередь представляли церковные историки; решающую роль в историческом процессе они отводили объективной надчеловеческой силе – Божественной воле, которая определяла вектор развития человечества в целом и России в частности, определяла цель развития. Герои истории при этом лишь орудия и средства выполнения Божественной воли.


Представители «государственной школы» (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев) отдавали приоритет политике над экономикой и саму периодизацию отечественной истории строили по этапам колонизации России и изменению функций государственного аппарата. Прогресс общества сводился в первую очередь к развитию правительственного аппарата и совершенствованию его функций. Самыми существенными признавались финансы и армия.

Недостатки вышеперечисленных школ очевидны. Они не могли достоверно ни объяснить ход исторического процесса, ни предугадать его.

Пытаясь ликвидировать недостатки данных методологий и поставить историю на научную основу, человечество в XIX в. выработало формационный и цивилизационный подходы к ее изучению и познанию, а в ХХ в. – теорию этногенеза.

Во второй половине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали концепцию материалистического понимания истории. Она базируется на принципах единства человечества и исторического процесса, а также на принципах исторической закономерности и детерминизма, то есть на существовании причинно-следственных связей и зависимостей. Заявив, что общественное бытие определяет сознание,
К. Маркс из всего многообразия исторических явлений в качестве главного, определяющего ход исторического процесса, выделил способ производства материальных благ. Именно он определяет существование общих, устойчивых, повторяющихся связей и отношений между людьми и результатами их деятельности, а также принцип детерминизма.

Этапы исторического процесса К. Маркс назвал общественно-экономическими формациями, то есть общественными структурами, связанными единством условий образования, сходством состава и взаимозависимостью элементов. Уровень формации определяет производство материальных благ, включающее в себя предмет труда, орудия, средства труда и людей – производителей материальных благ. Их совокупность образует базис, на основе которого возникает надстройка – политика, мораль, религия, наука и т.д.

Формационный подход делит историю человечества на пять основных общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.

Концепция материалистического понимания истории имеет сильные стороны. Эта концепция дает ясную и четкую систему критериев для объяснения исторического процесса. История в рамках формационного подхода становится объективным, закономерным, поступательным процессом, движущие силы и основные этапы которого ясны и легко объяснимы. История России четко вписывается в русло мирового исторического процесса, остается лишь выяснить ее особенности.