Файл: Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс Тема урока Виновен отвечай. Виды правонарушений Цель урока п.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс
Тема урока «Виновен – отвечай. Виды правонарушений»

Цель урока:подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

Задачи урока:

-   обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Планируемые результаты:

- личностные: в овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), в  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,   определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:  

- личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока – изучение новой темы.


 Образовательные технологии, используемые на урок -создание проблемной ситуации,  групповая работа, мозговой  штурм, индивидуальная и фронтальная работа.

Оборудование: учебник, письмо, карточки для групповой работы.


Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка домашнего задания


Добрый день! Что было задано на дом?



Привести примеры на каждый вид дисциплины (зачитывают и объясняют)

Вызов

 

 

 

 

 

Ребята, к вам обращается в своем письме ваш сверстник, послушайте.

 

Что произошло с подростком? Почему?

Ученик зачитывает письмо (приложение 1)

 

 



Целеполагание


О чем сегодня будем говорить? 

 

Почему об этом надо говорить?

Тема урока – закон, преступления, ….

 

Мотивация

Почему в курсе обществознания 7 класса есть такой раздел «Человек и закон»? Противоправного поведения в современной жизни много, бывает, что и подростки совершают проступки и преступления.

 

Как сделать так, чтобы никто не оказался на месте подростка Дмитрия?


Мы – подростки, с 14 лет за некоторые преступления можно понести наказание. Как этого не допустить?!

 


Запись темы урока в тетради

Изучение нового материала:

 

 

1.  Законопослушный гражданин

 

 

Противозаконное поведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Закон наказывает нарушителя


  • * Физминутка



Ребята, а кого можно назвать законопослушным человеком?

 

 

 
Почему законопослушный человек вызывает уважение?

 

 

Сформулируйте в тетради определение «Законопослушное  поведение – это …

 

А как называется поведение, противоположное законопослушному?

 

Приведите примеры такого поведения.

 

Так какое же поведение является противоправным или противозаконным?

 

 

 

Прочитайте в учебнике «Путешествие в прошлое». Как в древности люди относились к нарушителям установленных правил?

 

Но как установить меру, адекватность наказания?

Из чего исходить, как добиться справедливости?

Какое наказание будет справедливым?

 

Современные юристы ставят наказание от степени вреда, причиненного нарушителем людям, обществу. 
Правонарушения

                         Преступления             Проступки
Например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии – это проступок, за которое предусмотрена административная ответственность, но такой водитель может стать причиной гибели другого человека, это уже преступление.

 

Особенно строго закон наказывает за очень вредные нарушения – преступления (регулирует УК РФ)

 

Ребята, а почему юристы часто предупреждают, что от мелкого нарушения до крупного всего один шаг? Нужно всегда помнить о том,

что эта грань – между мелким нарушением порядка и серьезным нарушением порядка – очень тонкая.

Имеющиеся на парте карточки сейчас распределите в две группы: преступления и проступки

Сейчас я буду называть вам ситуации. Если это преступление, то вы встаете, если проступок - сидите

  1.   Неустановленное лицо избило гражданина Н. у подъезда дома № 25. (преступление)

  2. Школьник С. перешел дорогу в неположенном месте. (проступок)

  3. Гражданка В. не вышла на работу в понедельник 21 марта без объяснения причин. (проступок)

  4. Гражданин Д. ворвался в магазин и угрожая пистолетом потребовал деньги. (преступление)

  5. Гражданин Р. управлял автомобилем в нетрезвом виде. (проступок)

  6. Гражданка Л. пообещав знакомым приобрести дорогостоящую бытовую технику, получила денежные средства и скрылась. (преступление)


Сейчас мы с вами попытаемся разобраться в одной ситуации. (Приложение 3)

 

В школе десятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

Что может быть дальше? (придумайте в группах)

 

Может быть следующее:

1.     семиклассник не принес сигареты, получил от десятиклассника, но остался при своем мнении.

2.     семиклассник пошел в милицию и написал заявление.

3.     семиклассник стал носить сигареты, дальше у него стали вымогать деньги, он стал их воровать, т.е. сам пошел на кражу, так как оказался характером слабей.

 

Вывод – над своими поступками нужно думать,  помнить, что нельзя совершать поступки, наносящие вред какому-то человеку или обществу, нужно уважать закон. Закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних. 

Законопослушный человек уважает закон, не совершает действий, наносящих вред другим людям и обществу.

 

Законопослушное поведение полезно для общества.

 

Прочитаем вслух.

 

 
Противозаконное, противоправное

 
Приводят примеры

 

 

Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит вред обществу, людям (запишем в тетрадь).

 

Добиваясь справедливости, провинившегося наказывали.

 
В зависимости от степени тяжести содеянного.

 

 

 

 

 

Иногда неожиданно для самого нарушителя мелки нарушения могут перерасти в серьезное нарушение закона.

 

 

работа в группах (Приложение 2)

 

 

 

 

 По ситуации встают или сидят

Варианты могут быть разные.

 

 

 

 Подведение итогов урока

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 Продолжите предложения:

- Теперь я знаю …

- Теперь я могу ….

- А еще я хочу сказать ….

 

Работа в рабочем листе

Оцените результаты своей деятельности на уроке на «Лестнице успеха»


Уверен в своих знаниях

Нужно ещё повторить


Нуждаюсь в помощи



Учащиеся выбирают любое предложение, продолжают его.

 

 

Выполняют задания в рабочем листе
Оценивают себя, ставя смайлик на нужную ступеньку, выставляют себе оценку за урок, объясняя её.

Домашнее задание

Придумать памятку для вашего сверстника «Учись уважать закон»

 Записывают в дневник


 

Дополнительное задание (при наличии времени)

Работа в группах. Работая с документами, выяснить причины совершения несовершеннолетними правонарушений.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ 1

Письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю. Вот отрывок из этого письма:

«...Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ 2

Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года)

Когда идешь воровать, думаешь - не попадешься. С кем ни разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, что сразу не засудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» уже за все сразу 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете.

Приложение 1.

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда и отпустят. Не отпустили….

Советую вам никуда не лезть. Все когда-нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…



Приложение 2.

(по набору карточек для работы в группах)

убийство

хищение оружия

истязания

похищение людей

оскорбление

вымогательство

кража

захват заложников




нецензурная брань в общественных местах

терроризм

ненадлежащее исполнение родительских обязанностей,

грабеж

порча чужого имущества

побои

пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов

клевета

мелкое хулиганство

разбой

нарушение ПДД



Приложение 3.

Карточка для работы в группах

Подумайте, что может быть в такой ситуации дальше?

                                                                                              

На перемене десятиклассник  позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.


Приложение 4.

Рабочий лист

Ответственность за совершенное правонарушение называется юридической. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с _____________ лет, а за самые тяжкие - с _______________ лет.

Ответственность несовершеннолетних

Меры воспитательного воздействия

Виды наказаний







1. лишение свободы на срок не свыше 10 лет.

2. штраф;

3. Наложение штрафа на родителей.

4. обязательные работы;

5. Постановка на учёт в полиции

6. лишение права заниматься определенной деятельностью;

7. Направление в спецшколу с 11 лет; с 14 лет –ВТК (воспитательно-трудовая колония).


8. исправительные работы;

9. ограничение свободы;

10. Вызов с родителями в комиссию по делам несовершеннолетних