Файл: Эстетическое воплощение образа крестьянского мира в поэтике произведения Я. В. Абрамова Ищущий правды Актуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рыжкова Екатерина

ФИЛ-б-о-20-1

Эстетическое воплощение образа крестьянского мира в поэтике произведения Я. В. Абрамова «Ищущий правды»

Актуальность исследования заключается в том, что образ крестьянского мира является важной эстетической категорией как в рамках поэтики произведения Я. В. Абрамова «Ищущий правды», так и в художественном творчестве писателя в целом. В исследовании анализируются эстетические методы, которыми пользуется автор для достижения цели – изображения русской деревни в пореформенной действительности.

Цель исследования – проанализировать воплощение образа крестьянского мира в произведении Я. В. Абрамова «Ищущий правды»

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  1. Описать социально – нравственную проблематику произведения «Ищущий правды»;

  2. Охарактеризовать образ крестьянского мира в анализируемом произведении;

  3. Выделить способы авторской интерпретации анализируемой эстетической категории;

  4. Сделать выводы относительно поэтики образа крестьянского мира в произведении Я. В. Абрамова «Ищущий правды».

Объект исследованияобраз крестьянского мира в произведении Я. В. Абрамова «Ищущий правды».

Предметом исследования являются способы эстетического воплощения образа крестьянского мира в произведении Я. В. Абрамова «Ищущий правды».

Материалом исследования служит текст произведения «Ищущий правды». Произведение привлекается из сборника рассказов «Я. В. Абрамов В поисках за правдой» [7].

Методология и методика исследования предполагает собой такие методы исследования, как: анализ, позволяющий вычленить наиболее важные положения в рамках представленной темы (анализу подвергается как текст художественного произведения, так и тексты научных и литературоведческих работ); синтез, благодаря которому выбранные факты и эстетические явления объединяются в единую гипотезу; социолого-эстетический анализ, позволяющий интерпретировать отражение социально-исторических явлений в произведении Я. В. Абрамова; историко-литературный метод, позволяющий соотносить исторические факты с интерпретацией этих фактов в произведениях Я. В. Абрамова.


Для актуализации и раскрытия поставленной темы были проанализированы вопросы, касающиеся творческого метода Я. В. Абрамова, идиостиля и художественного синтеза в творчестве писателя. В ходе сбора материала внимание было сфокусировано на следующих источниках: Головко В. М. «Яков Васильевич Абрамов. Мировоззрение. Метод. Поэтика» [1], Головко В. М. «Идиостиль Я. В. Абрамова; художественный синтез как идентификатор «сложной эстетики» писателя» [2], Головко В. М. «Поиски правды Якова Абрамова» [3], Головко В. М. «Яков Абрамов в поисках правды» [6] и другие.

Гипотеза исследования: образ крестьянского мира в произведении Я. В. Абрамова «Ищущий правды» изображен в динамике и отражает изменения в мировоззрении народа, связанные с реформами 1860-х годов.

Тема пореформенной жизни крестьян является центральной в творчестве Я. В. Абрамова. В своих художественных произведениях он описывает жизнь русской деревни, ощутившей на себе влияние нового капиталистического строя. Для раскрытия темы пореформенной жизни крестьян Я. В. Абрамов использует различные образы, строит систему типизации, основанную на исследовании закономерностей процессов «разложения и сложения», а также на поисках форм и средств содействия постепенному прогрессу в социальной сфере.
Герои художественных произведений Абрамова, «ищущие правды» («В степи», «Среди сектантов», «Мещанский мыслитель», «Ищущий правды» и др.) пытаются разглядеть в жизни народа формы ее самоорганизации, возникающие на основе не российской государственности, а представлений о необходимости нравственного обеспечения социально-исторического прогресса.

Установка на изучение «основ народной жизни», на анализ
«строя общественных отношений», на «работу в народе», его просвещение определили тяготение к достоверности воспроизведения
жизненных коллизий, а следовательно — приёмы «объективного
построения» образной системы художественных произведений,
особенности творческого метода и идиостиля Абрамова-писателя.
Для его прозы характерна ярко выраженная субъективность, монологическая позиция, монологичность контекста, при которых все
персонажи и художественные положения «осмыслены в едином
объемлющем их кругозоре и сознании автора» [1].

Я. В. Абрамов писал, что происходящий в широких размерах процесс «освобождения крестьянина от земли» содействует росту капиталистического производства. Абрамов художественными средствами анализировал факторы, обуславливающие закономерные процессы развития капиталистических отношений и разложения крестьянской общины [1].



Круг проблем художественных произведений Я В Абрамова был весьма широк. В них нашла отражение установка молодого писателя и журналиста на анализ переворотившегося общественного быта, глубинных процессов, резко изменивших судьбы не только отдельных людей, но и целых социальных слоёв и групп. Он обратился к почти научному художественно социологическому анализу итогов первых пореформенных десятилетий обнажая конфликты времени, очевидные процессы разрушения старых патриархальных норм общественного быта и нравственности [2].

Все описанные особенности творческого метода Абрамова проявляются в произведении «Ищущий правды». Здесь изображается расслоение в деревне, формирование типа деревенского кулака коммерсанта, обнищание обираемых мужиков и городской бедноты, разорение и закабаление населения. В своём романизированном рассказе Абрамов изображает усиление власти денег, появление культа золотого тельца и утрату чистой совести. Также в «Ищущем правды» изображается появление первых симптомов сознательного протеста пробуждения чувства личности. Абрамов указывал на трудную судьбу протестанта, акцентируя внимание на глубоком непонимании обществом смысла деятельности народных заступников, выдвигавшихся из той же самой народной среды. В появлении различных сект духоборцев, шалапутов, шатундов, скопцов писатель усматривал закономерный итог поисков более совершенных, чем крестьянская община форм самоорганизации народной жизни.

Важной эстетической категорией при изображении пореформенной жизни крестьян является образ крестьянского мира. В рамках поэтики произведения «Ищущий правды» этот образ предстаёт перед читателем в двух аспектах:

  1. Благородный образ мира справедливости и равенства, где «каждый за всех и все за одного», где своих в беде не бросают. Такой крестьянский мир встречается в воспоминаниях главного героя Афанасия Лопухина (очерк «Нелюдимец»): «Мир» действительно заботился о своих членах и выручал их из нужды; помогал трудом, собирал для них по раскладке
    хлеб, давал деньги. Умер в остроге ходок – его семье «миром» выстроили новую избу и «миром» обрабатывали несколько лет землю, пока не выросли сыновья ходока» [7, 99].

  2. Образ капиталистического мира, в котором бумажный закон выше нравственного, в котором у людей появляется особое «право» «исключать из своего состава порочных членов и пердавать их в распоряжение правительства», т.е., говоря проще, – правом ссылать своих членов в Сибирь» [7, 120]. Характеристику такого мира встречаем в очерке «Нелюдимец»: «Мир» мало-помалу превращался в собрание людей, ничем не связанных друг
    с другом, людей, интересы которых не только не солидарны, но часто прямо противоположны. Усиливались тяготы, лежащие на мужике, усиливалась нужда; как грибы росли и множились кулаки. Нужда заставляла гнаться за копейкой, а погоня за копейкой разрывала всякие связи. В Шалашной начинался культ золотому тельцу» [7, 99].


Итак, образ крестьянского мира в произведении «Ищущий правды» показан неоднородным. На жизни народа непосредственно отражаются изменения в общественном строе, капиталистические установки города проникают в деревню и рушат общинный строй.

Для изображения крестьянского мира Я. В. Абрамов использует художественные приёмы, характерные для его идиостиля.

Рассматривая поэтику произведений писателя следует отметить, что все они созданы на очерковой основе. Особенность произведения «Ищущий правды» в том, что в его нарративе реализуется новеллистическое задание, но, тем не менее, произведение представляет собой цикл очерков, «эпизоды», «кадры» которого создают целостный сюжет романизированного рассказа. Я. В. Абрамов создает синтетическую форму, в которой эстетически активными являются такие жанрообразующие средства, как публицистичность, документализм, правда жизни, деталировка, статистические данные, наличие подробностей, субъектная сфера автора повествователя, персональная повествовательная ситуация и т. д.

Ещё одним важным для раскрытия образа крестьянского мира художественным приёмом является антитеза. Она проявляется на образном уровне. Так, в очерке «Бабушка-генеральша» главная героиня Степанида является символом старого мира: «Отношения генеральши к шалашниковскому «миру» и отдельным
членам его были самые патриархальные. «Мир» чтил и уважал генеральшу как за её прошлые заслуги перед «миром», так и за её хорошие
качества… Иногда «мир» обращался к генеральше за разными справками и советами, особенно когда дело касалось запутанных отношений шалашниковцев по земле: она, как человек старый и принимавший участие в мирских делах, отлично помнила, как было то или другое дело тридцать или сорок лет тому назад» [7, 109]. Противопоставляется генеральше Хопер, который стал часто ездить в город и «
сбросив окончательно «деревенскую шкуру», стал носить сюртук и
говорить невозможным, якобы городским, языком…» [7, 115] Хопер предпринимает всё, чтобы получить как можно больше выгоды: «Хопер стал зашибать копейку и надумал повести дело
ещё проще: он прямо стал скупать деревенские произведения в самой
шалашной и возить их на городской базар уже от себя. Дело оказалось

ещё более выгодным – и Хопер скоро завёл другую лошадь с телегой и
распространил свои операции и на соседние сёла.
Шалашниковцы только диву давались, глядя на то, как Хопер сумел
найти новый источник наживы» [7, 114].

Противопоставляется главный герой – Афанасий Лопухин и шалашниковцы. Этот конфликт начинается в первом очерке, когда герою присуждается кличка «нелюдимец». Лопухин как «мирской» человек остро ощущает несправедливость «нового порядка». В очерке «Особое право» эта несправедливость достигает апогея – шалашниковцы ссылают одного из своих соседей в Сибирь. После этого Афанасий Лопухин «бежал из Шалашной и пропал без вести» [7, 131]. Герой бежит от «мирской» неправды и встречает странников, которые, подобно ему, ищут правду («Странники»).

Важным приёмом при раскрытии образа крестьянского мира являются и речевые характеристики персонажей. После того, как Хопер становится городским человеком меняется его речь: «Затем Хопер стал употреблять в своей речи новые, никогда не слыханные ранее в Шалашной слова: «конешно», «необразованность»,
«понятие» и т. п.» [7, 114]. Шалашниковцу из крестьянского, общинного мира «приятнее было бы жить по старине, «по милу, по
любу». И он с удовольствием вспоминал старину и с тяжёлым вздохом
говорил: «Допрежь куды лучше было!» [7, 112]. В речи людей «старого мира» встречается множество просторечий и диалектизмов: «да неужто теперь нельзя так-то, по-старинному?», «нонешние времена», «длиннобудылый», «послухаем» и т. п.

Итак, истинно крестьянский мир – это мир, где люди говорят на простом языке, а мир нового порядка несёт за собой и новые слова, сложные, непонятные простому народу.

Таким образом, в ходе исследования сделаны следующие выводы относительно предмета исследования:

1. В произведении «Ищущий правды» поднимаются проблемы разложения прежних форм жизни и формирования «нового порядка», жизни народа в пореформенную эпоху. С изменениями в жизни меняется быт, речь, нравственные установки людей.

2. Образ крестьянского мира в произведении «Ищущий правды» в узком смысле соотносится с жителями станицы Шалашной, в широком смысле характеризует весь русский народ. Крестьянский мир распадается на два слоя: люди старых устоев и люди «нового порядка». Такая интерпретация крестьянского мира в произведении «Ищущий правды» ведёт в раскрытию темы пореформенной жизни народа.