Файл: Истоки логики греческое чудо.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Реферат

Дисциплина: «Логика »

Тема: «Истоки логики «греческое чудо»

Выполнил: студент группы УПНУ-1222(1)

Кокорин Максим Игоревич

Город: Омск

Омск 2023

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3

1. Возникновение и этапы развития логики…………………………………4

2. «Греческое чудо»…………………………………………………………...7

Заключение…………………………………………………………………...11

Список использованных источников……………………………………….12

Введение
Одной из самых поражающих воображение загадок человеческой истории является так называемое «греческое чудо» - почти внезапное возникновение и стремительное развитие такой философии, которая дала могучий толчок всему дальнейшему интеллектуальному прогрессу.

В начале VI века до н. э. Греция открывает миру имена своих первых философов - искателей мудрости. Это и следующее столетие породили целую плеяду мудрецов, в лице которых умозрительная, не подпираемая прямо и непосредственно опытом и экспериментом мысль древних достигла удивительной ясности и стройности в истолковании тайн мирозданья.

Понятие греческого чуда включает в себя основные достижения греческой цивилизации которые были сделаны на поприще философии, науки, искусства, политики, общественной жизни.

Эти достижения в дальнейшем легли в основу римской цивилизации, были переосмыслены и развиты в ее лоне, а позже в составе римского наследства были восприняты новыми государствами Европы.

В период Возрождения греческая философия и искусство вновь завладело умами наиболее одаренных представителей эпохи и во многом дало жизнь, еще одной уникальной во времени цивилизации - Европе Нового времени, прямым наследником которой является весь современный мир.

Цель работы: изучить истоки логики: «греческое чудо».

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть процесс возникновения и этапы развития логики

2. Рассмотреть «Греческое чудо»
1. Возникновение и этапы развития логики

Возникновению логики как теориипредшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. Каковы причины возникновения логики? Основными являются две.

Одна из них – зарождение и первоначальноеразвитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства.

Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как формы познания. Логика и возникла прежде всего как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Другая причина - это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии[10].

От логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя часто зависело решение суда - особенно в сложных и запутанных правовых ситуациях.

Неумение четко и ясно формулировать свои мысли, изобличать подвохи и «ловушки» своих оппонентов могло стоить оратору очень дорого.

Этим пользовались так называемые софисты – платные учителя мудрости. Непросвещенной публике они могли «доказать», что белое – это черное, а черное – это белое, после чего за большие деньги обучали своему искусству всех желающих[5, с. 88].

Однажды знаменитый софист Протагор повстречал способного, но бедного юношу по имени Эватл. Они заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение не сразу, а после первого выигранного им судебного процесса.

Но обещанных денег Протагор так и не увидел, поскольку юноша после обучения ни разу не появился в суде. Тогда учитель обвинил его в неблагодарности и подал на него в суд. «Если судьи признают, что я прав, – рассуждал Протагор, – он заплатит мне по решению суда, а если они его оправдают, то это будет первый выигранный им судебный процесс, и тогда он заплатит согласно договору».

Но Эватл привел свои доводы: «Если я выиграю, то ничего платить не буду, ведь победитель побежденному платить не обязан; если же я проиграю, значит, он плохо меня учил, и тогда я не должен платить по договору». Складывается впечатление, что оба они правы – но ведь этого быть не может!



Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование «софизмов», а слово «софист» приобрело тот негативный оттенок, который сохранился у него до сих пор.

Логика как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом и ученым Аристотелем (384 – 322 гг. до н. э.).

Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют традиционной формальной логикой.

Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала мощное влияние на последующее развитие научного познания, ораторского искусства, особенно судебных речей. В свою очередь, сама логика получила дальнейшее развитие как в Греции, так и в других странах, причем и на Западе, и на Востоке[8].

Это развитие вызывалось, с одной стороны, непрерывным совершенствованием и обогащением практики мышления (в котором все больший удельный вес занимало научное познание), а с другой – все более глубоким проникновением в сущность мыслительных процессов.

Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты, до сих пор сохраняется введенная ими латинская терминология.

В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась в качестве логики «искусственного мышления», основанного на вере, которому противопоставлялось естественное мышление, базирующееся на интуиции и воображении.

Новый, более высокий этап в развитии логики начинается с ХVII в. Он органически связан с созданием в ее рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной.

В ней нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе все более накапливающегося эмпирического материала.

Потребность в получении таких знаний наиболее полно осознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ Ф. Бэкон
(1561 – 1626). Он и стал родоначальником индуктивной логики, написав в противовес старому «Органону» Аристотеля «Новый Органон».

Индуктивная логика была позднее систематизирована и развита английским ученым Д. Ст. Миллем (1806 – 1873) в его двухтомном труде «Система логики силлогистической и индуктивной»[2, с. 184].

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в ХVII в. наиболее полно воплотил французский философ и ученый Р. Декарт (1596 – 1650).

В своем главном труде «Рассуждение о методе…», основываясь на данных прежде всего математики, он подчеркивает значение рациональной дедукции.

Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд «Логика, или Искусство мыслить». Он получил известность как «Логика Пор-Рояля» и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке.


Известный вклад в развитие формальной логики внесли так же русские ученые.

В первых трактатах по логике, начиная приблизительно с Х в., предпринимаются попытки самостоятельного комментирования трудов Аристотеля и других ученых.

Расцвет логики как науки в России приходится на ХIХ – ХХ века: можно вспомнить М. И. Каринского (1840 – 1917), Л. В. Рутковского (1859 – 1920), Н. А. Васильева (1880 – 1940).[1, с. 140].
2. «Греческое чудо»
В истории Древней Греции, которая известна приблизительно с XXII в. до н. э., выделяют крито-микенскую культуру как исток сложившейся позднее античной цивилизации.

Но в XII в. до н. э. крито-микенская культура была уничтожена дорийскими племенами, вторжение которых отбросило Грецию назад, к первобытности, к возрождению и укреплению общинно-родовых отношений. Для Греции наступили «темные времена».

От тех времен почти не осталось памятников культуры, и основные сведения о них, хотя и не вполне достоверные, черпают из знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэтому времена дорийского господства называют еще и гомеровским периодом.

Гомеровский период (XI–IX вв. до н. э.) непосредственно предшествовал античности. Само же понятие «античность» вошло в обиход благодаря итальянским гуманистам эпохи Возрождения. Из всех известных им культур самой древней они полагали греко-римскую культуру, которую и назвали античной.

Начало античности приходится на VIII в. до н. э., когда в Древней Греции обозначился активный переход от традиционной родовой общины к раннеклассовому рабовладельческому обществу.

Одним из первых, кто ясно сформулировал свою позицию относительно происходивших социально-экономических изменений в жизни Древней Греции, был древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.), автор поэмы «Труды и дни».

Он попытался дать систематическое осмысление мира и жизни с позиций свободного земледельца, который в упорном труде обрабатывал свой небольшой участок земли и притеснялся «царями-дароядцами»; выработать мировоззрение земледельца-труженика, противостоящее идеалам родовой знати[6, с. 202].

Поводом для написания поэмы послужила тяжба Гесиода с братом Персом, который, промотав свою долю наследства, нагло отсудил себе с помощью неправедных судей большую часть наследства Гесиода, а затем, разорившись, обратился к нему же за помощью.

Бедственное положение Перса послужило Гесиоду предлогом разработать целый кодекс нравственных правил и хозяйственных наставлений.


Гесиод отстаивал идеалы патриархального строя, называя его «золотым веком». Тогда, по его мнению, люди жили как боги, счастливо, не зная никаких забот.

Современный ему «железный век» Гесиод характеризовал как век господства зла и насилия в человеческих отношениях, порчи нравов и отсутствия правды.

Он остро переживал распад общины и то, что земля становилась предметом купли и продажи. Последствия этого он видел в том, что «железным людям» не будет «передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий».

Испытав на себе социальную несправедливость, Гесиод размышлял о справедливости («дике») и труде как о главных ценностях человеческой жизни.

В своей поэме он создал образ трудолюбивого, расчетливого и бережливого крестьянина, который строит свои отношения с людьми на основе строгой взаимности услуг по принципу «doutdes» («Я даю, чтобы ты дал мне»). Осуждая нечестно нажитое богатство, он призывал своего брата Перса к честному труду и даже специально для него описал цикл земледельческих работ в Беотии.

Согласно Гесиоду, единственным спасением для человека в непрерывно ухудшающейся жизни является труд, приносящий благосостояние. Он писал:

Труд человеку стада добывает и всякий достаток…

Нет никакого позора в работе - позорно безделье.

Он облекал свои размышления о справедливости и насилии, о труде земледельца в мифологически образную форму и лелеял надежду, что Зевс не всегда будет терпеть происходящее и что вернутся «золотые времена».

Хотя надежда Гесиода и не осуществилась, но свободный труд крестьян, а также ремесленников, торговцев, моряков не утратил своего значения даже тогда, когда в Древней Греции установился рабовладельческий строй.

Эти категории тружеников составили основную массу граждан древнегреческого общества.

Внедрение железа во все сферы древнегреческого производства способствовало экономическому подъему, росту городов, возникновению богатства, сосредоточению частной собственности в руках представителей знатных родов, массовому разорению общинников-земледельцев, развитию долговой кабалы.

Часть обезземеленных общинников не порабощали, а выселяли за пределы страны. Удобный рельеф Балканского полуострова и обилие островов в Средиземном море благоприятствовали развитию морского судоходства, торговли и колонизации земель по берегам Средиземного и Черного морей.