Файл: Тема Планирование и проведение индивидуальной работы со школьниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подростком и др. После выполнения диагностического этапа определяется программа совместной деятельности социального педагога, психолога, педагога-воспитателя, происходит корректировка индивидуальной деятельности каждого участника. Корректировка и согласование происходит после выполнения каждого этапа. В данном случае увеличивается степень зависимости индивидуальной деятельности каждого участника от других.
Третьей формой совместной деятельности является совместно- взаимодействующая. Она представляет собой высшую форму интеграции деятельности каждого участника, при которой происходит непрерывное согласование и одновременное выполнение каждого этапа или операции несколькими участниками. Возрастает степень взаимообусловленности, взаимозависимости действий каждого участника, увеличивается степень ответственности, т.к. результат зависит от действий всех участников. Данная форма совместной деятельности возможна лишь при наличии коллектива, её по-другому называют индивидуально-коллективная. Ядром, вокруг которого будет формироваться коллектив, может быть социальный педагог и психолог. Школьный социально-психологический центр способен сплотить вокруг себя педагогов, участвующих в социально-педагогической деятельности.
Совместная деятельность возникает при наличии определённых условий.
Журавлёв А.Л. выделяет восемь признаков совместной деятельности.
Первоначальным условием является согласование целей. Организуя свою деятельность, педагог-психолог и социальный педагог приходят к выводу, что в рамках своей профессиональной позиции достижение поставленной цели затруднено. В то же время в разрешении данной проблемы участвуют другие специалисты, определив свои цели деятельности. Для организации совместной деятельности появляется необходимость выработки общих целей. Например, оказывая психологическую помощь одарённым детям, психолог понимает, что его деятельность будет более эффективной, если социальный педагог также будет оказывать социально-педагогическую
помощь этой категории детей. Целью совместной деятельности станет оказание всесторонней социально-психологической помощи одарённым детям.
Выработка общей цели – это взаимное движение каждого из участников к ней. Однако в этом процессе кто-то может играть ведущую роль, например, психолог в силу своего профессионального опыта и знаний.
Вторым условием является мотивированность, заинтересованность, наличие побуждения работать вместе. Мотивы совместной деятельности могут быть разнообразными: как желание профессионального самоутверждения и самореализации, так и наличие внутренней потребности помочь другому, сделать добро людям.
Чтобы процесс совместной деятельности был правильно организован, необходимо разделить её (деятельность) на определённые составляющие части и распределить функции между участниками. Например, при реализации программы «Трудные дети» выделяются следующие этапы: диагностика, коррекционная работа, консультирование родителей, психолого-педагогический консилиум учителей и др. На каждый этап определяется ответственный, указываются направления деятельности участников. На этапе «диагностика» психолог занимается изучением психологических особенностей личности «трудного ребёнка»; социальный педагог исследует социальную ситуацию развития, изучает семью; классный руководитель анализирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками в классе, особенности учебной деятельности. На следующем этапе –
«коррекционная работа» – ответственным является психолог, он организует систему коррекционных занятий, проводит тренинги для детей. Социальный педагог и классный руководитель участвуют в коррекционной работе.
Социальный педагог привлекает ребёнка в работу клуба, оказывает социально-педагогическую помощь семье. Классный руководитель включает ребёнка в общественно значимую деятельность, привлекает его к общественной работе в классе. Таким образом, происходит не передача и

перекладывание своих функциональных обязанностей от одного участника другому, а взаимодополнение друг друга. Третьим условием совместной деятельности является структурированность деятельности и распределение функций.
Следующими условиями являются интегрированность и согласованность действий. Это означает, что индивидуальная деятельность каждого участника является органической частью, составляющей единой совместной деятельности. Согласование и координацию деятельности можно осуществлять при завершении определённого этапа, например по завершении диагностики проводится анализ полученных данных и определяется тактика работы.
Выделяют также такие условия совместной деятельности, как управляемость, результативность и наличие единого пространственно-временного функционирования. Управление совместной деятельностью может осуществляться коллегиально, или кто-то из участников в силу наличия профессионального опыта и лидерских способностей может взять на себя ведущую роль управленца.
Совместная деятельность подразумевает определённый круг профессионального взаимодействия социального педагога и педагога- психолога с педагогическим коллективом школы и социальной средой микрорайона.
Тема 6. Оформление стендов, выставок, классных уголков.
Смысл воспитания в современных условиях состоит в том, чтобы создать условия для самоопределения, самореализации и развития ребенка. В этом суть личностно-ориентированного подхода к воспитанию. Обязательным условием реализации данной концепции является предоставление на выбор широкого спектра деятельностей, вовлекаясь в которые ребенок не только удовлетворяет свои познавательные потребности, но и
приобретает уникальный опыт. Индивидуальность личности проявляется и формируется в ситуации свободного выбора.
Задачи:
 развивать организаторские способности, индивидуальные качества через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
 развивать инициативу и творчество в процессе коллективных творческих дел;
 воспитывать самостоятельность, ответственность, предприимчивость;
 учить умению управлять, делать выбор, отстаивать свои права, права коллектива;
Понимая задачи современной системы воспитания, мы видим, что наглядным отражением школьной жизни, понимания перспективных задач и нахождения
“себя (имея в виду ученика) в концентре школьной жизни и в концентре классной жизни” является классный уголок – необходимое информационное пространство.
Классный уголок – это форма информационного пространства, которая является маяком, ориентиром и для детей и для учителя. Оформление классного уголка – важная часть внеклассной работы любого классного руководителя. Классный уголок, отражая школьную и внеклассную жизнь учащихся, во многом определяет их психологический настрой, формирует микроклимат школьного коллектива, стимулирует творческую и учебную деятельность школьников.
Оформление уголка в школе: цели, задачи и требования.
Классный уголок содержит разностороннюю и полезную для ребенка и родителей информацию. Оформление классного уголка – процесс сугубо творческий, не имеющий строгих ограничений и предписаний. Для учителей, людей творческих, в этом виде деятельности нет никаких ограничений и

жестких требований. Структура, оформление, частота смены рубрик и их содержания – все это определяет сам учитель.
Основная цель оформления классного уголка в школе – сопровождение и отражение результативности учебно-воспитательного процесса. Оформление классного уголка решает следующие задачи:
 расширение кругозора учащихся;
 отражение и повышение продуктивности воспитательной работы;
 интенсификация работы с родителями;
 развитие творческих способностей;
 формирование адекватной самооценки;
 повышение мотивации.
Содержание классного уголка выбирается каждым отдельно взятым педагогом исходя из собственного опыта и особенностей школьного коллектива. Однако не следует забывать, что оформление уголка в школе полностью реализует себя только в том случае, если доверить ведение части рубрик ребятам и привлечь к этой работе родителей. Содержание классного уголка не должно быть статичным, материалы должны дополняться, меняться и совершенствоваться.
Оформление уголка в школе, процесс сугубо индивидуальный. Но каждый классный уголок должен отвечать следующим требованиям:

Эстетичность оформления уголка в школе (интересный дизайн, возможность индивидуальной трансформации информационного пространства);

Творческий подход к оформлению классного уголка;

Всестороннее развитие личности школьника средствами классного уголка;

Каждая рубрика классного уголка должна соответствовать возрасту и интересам учащихся;


Тематика классного уголка отражает как учебную, так и внеклассную деятельность школьников.
Правильное оформление уголка в школе значительно повышает мотивацию учащихся, делает коллектив более сплоченным, позволяет выявить творческий потенциал детей, создает неповторимое лицо классного коллектива, атмосферу гармонии.
Школьные уголки – это информационное пространство для максимально эффективной работы классного руководителя. Наши классные уголки позволяют оперативно и легко заменять информацию разделов и рубрик, позволяя каждому школьнику принять участие в оформлении уголка в школе. При оформлении классного уголка таким образом (демонстрация классных уголков), – легко разместить статьи, коллажи, фотографии и творческие работы учащихся.
1   2   3   4

Тема 7. Анализ классного журнала, заполнение электронного дневника
совместно с классным руководителем.
Одной из важных обязанностей классного руководителя является заполнение в начале учебного года классного журнала.
Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя, в соответствии с указаниями к ведению классного журнала в 5-9 классах общеобразовательных учреждений.
Директор общеобразовательного учреждения и его заместитель по учебно- воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль за правильностью их ведения.
Классный журнал рассчитан на учебный год. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе даёт указания учителям о распределении
страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости и посещаемости, обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет.
Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а на правой стороне развёрнутой странице журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом.
По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа.
По проведенным практическим и лабораторным работам, экскурсиям, контрольным письменным работам следует указывать точно их тему и количество затраченных часов.
В графе “Домашнее задание” записываются содержание задания, страницы, номера задач и упражнений.
Итоговые оценки за каждую учебную четверть выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти. Оценки заносятся классным руководителем в свободную ведомость учёта успеваемости обучающихся.
Классный руководитель аккуратно записывает в классный журнал и имена обучающихся в алфавитном порядке, заполняет “Общие сведения об обучающихся”, отмечает количество уроков, пропущенных обучающимися, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым обучающимся за четверть и учебный год.
Сведения об участии обучающихся в кружках и факультативных занятиях, общественной работе заполняются классным руководителем.

“Замечания по ведению классного журнала” заполняются заместителем директора по учебно-воспитательной работе и директором общеобразовательного учреждения.
“Листок здоровья” заполняется медицинским работником.
Все записи в классном журнале должны вестись чётко, аккуратно. В 7 классе заполнение журнала классным руководителем ведется регулярно. Списки учащихся написаны понятным почерком, имена сокращены. Ведомость посещения уроков заполнена. Ведомость успеваемости учащихся заполнена, исправлений нет. Все сведения о родителях указанны: место работы, профессия, адрес, телефон. Сведения о занятости учащихся в кружках и секциях имеются по всем детям. Лист здоровья заполнен, указана группа здоровья, физкультурная группа, зрение, рекомендации врача для учителей.
Тема 8. Составление игротеки и организация учащихся на переменах.
Игра – главное времяпровождение ребёнка любого возраста. Игра имеет познавательное и развлекательное значение. Подвижные игры дают выход жизненно необходимой двигательной активности. Движение является основой развития дошкольников и младших школьников. Малоподвижный ребёнок зачастую недополучает тактильных и зрительных ощущений.
Подвижные игры для младших школьников способствуют физическому развитию и формированию коллективных навыков. Какие игры можно провести с классом детей на школьном дворе или в коридоре на перемене?
В начальной школе необходима организация игры для детей младшего возраста на большой школьной перемене. Место проведения игры выбирают по времени года - на улице или внутри помещения. В помещении школы игровое пространство детей ограничено стенами класса или школьного коридора.
Правильное использование подвижных игр во время перемен способствует активному отдыху учащихся, помогает им успешнее овладевать большим

объемом знаний, улучшает успеваемость. При эмоциональных игровых действиях у игроков возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях в классе находились в заторможенном состоянии. Такое переключение работы нервных центров дает возможность учащимся лучше отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на последующем уроке.
Игры на переменах имеют важное воспитательное значение. После напряженной работы в классе ученикам необходим активный отдых.
Подвижные игры у детей вызывают положительные эмоции и стимулируют их двигательную активность. Такое переключение работы позволяет ребятам отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на следующем уроке. Для организации и проведения игр требуется не менее 8-10 минут. Учащиеся могут проводить игры самостоятельно, так и под руководством преподавателей.
Игры на переменах имеют свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривает добровольное участие детей. Игры должны быть простыми, но занимательными, в которых допускается переменность состава участников, сравнительно быстро выявляются результаты. Подвижные игры организуются в небольших по численности группах (не более 15 — 20 человек в каждой). При большом числе желающих играть в одну и ту же игру или в различные игры их можно проводить в нескольких группах, в разных местах. Отдельные игровые упражнения предназначаются для участников примерно одинакового возраста и роста. После выявления победителей состязания могут продолжаться с новым составом игроков.
Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили живее, на переменах можно использовать игротеку. На место, где проводится большая перемена, выносится небольшой ящик с мелким игровым инвентарем (игротека).
Инвентарь раздается всем желающим самостоятельно или совместно с товарищами заняться теми или другими играми с предметами. Играющие находятся под общим наблюдением руководителя.

Игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой азарт. Поэтому исключаются, например, такие игры, как «Борьба за мяч», «Перестрелка» и т.п. В играх для перемен необходимы простота сюжета, возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Эти игры непродолжительны, но немаловажное значение имеет их зрелищность, занимательность. Дети с интересом наблюдают игру со стороны, что также помогает отвлечься и хорошо отдохнуть.
Нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющие учащихся. Так, нежелательны соревновательные игры с разделением на команды. Их очень трудно организовать, так как учащиеся собираются разные и вступают в игру не все сразу. Такие игры могут отрицательно отразиться на последующем уроке. Соревнования можно проводить только парные, в которых любой из играющих выходит в нарисованный круг помериться силой, ловкостью, сообразительностью с другим желающим.
На перемене надо организовать малоподвижные игры с поочередным участием в действии: «Светофор» и др. Не рекомендуется в помещении проводить игры с мячом, поскольку они вносят беспорядок и возбуждают детей. Эти игры уместны во время перемен на улице.
Желательно одновременно организовать несколько игр в разных местах, чтобы учащиеся могли выбрать для себя наиболее интересную.
Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежурного учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к предстоящему уроку.
Игры на переменах
Игра «Здравствуй друг»
Цель: сплочение детского коллектива
Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.