Файл: Публикация как читать Преступление и наказание Достоевского публикация как читать Белую гвардию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПУБЛИКАЦИЯ

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

ПУБЛИКАЦИЯ

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

ПУБЛИКАЦИЯ

Как читать «Очарованного странника» Лескова

ПУБЛИКАЦИЯ

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

ПУБЛИКАЦИЯ

Как читать «Лето Господне» Шмелева

ПУБЛИКАЦИЯ

Как читать «Двенадцать» Блока

ПУБЛИКАЦИЯ

Как читать «Темные аллеи» Бунина

П

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна


ЭПИТЕТ -это образное определение предмета , выраженное прилагательным .

МЕТАФОРА -скрытое сравнение .

СРАВНЕНИЕ -изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы .

Когда волнуется желтеющая нива ...

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Эпитеты : желтеющая нива , свежий лес ,малиновая слива ,ландыш серебристый ,роса душистая , тень сладостная , румяный вечер ,студеный ключ ,таинственная сага

Метафоры : утра в час златой , в небесах я вижу бога .

Олицетворение : волнуется нива , прячется слива , ландыш кивает ,ключ играет ,лепечет .

МОЛИТВА Н В Лермонтов

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

ЭПИТЕТЫ – чудная (молитва), благодатная (сила);

МЕТАФОРА – трудная (минута), живые (слова), непонятная, святая (прелесть);

ОЛИЦИТВОРЕНИЕ – теснится (грусть), дышит (прелесть), скатится (бремя);

СРАВНЕНИЕ – сомнение, как бремя.

АНГЕЛ Н В Лермонтов

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

ЭПИТЕТЫ : "песня святая", "райские сады", "душа младая", "чудное желанье", "звук без слов, но живой".

МЕТАФОРА: "душу младую в объятиях нёс", "мир печали и слёз", "звуки небес"

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: месяц, звёзды и тучи "внимали".

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.


Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе,

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите:
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

1822 г

ЭПИТЕТЫ : вещий Олег, грозной бронёй, на светлом челе, лес тёмный, село светлое, море синее, стремя позлащённое, кудри белы, лента змеи чёрная.

СРАВНЕНИЯ : гробовая змея, как чёрная лента.

МЕТАФОРЫ : не ведаешь ран, годы таятся во мгле

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ : лукавый кинжал; ковши круговые, запенясь, шипят.

БЛАГОВЕШЕНЬЕ В МОСКВЕ

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?


Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.


Сколько синеньких цветков,
Отнятых от снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.


Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.


От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.


В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!


МЕТАФОРА «Москва в молодом уборе»,

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ «звон плывет»,«земля живет»,

ЭПИТЕТЫ «молодая трава», «молодой убор»,

СРАВНЕНИЕ «звон плывет волною».

РУССКОЙ ЖЕНШИНЕ Тютчев

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои...

И жизнь твоя пройдет незрима,

В краю безлюдном, безымянном,

На незамеченной земле, —

Как исчезает облак дыма

На небе тусклом и туманном,

В осенней беспредельной мгле...

ЭПИТЕТЫ -Младые годы, в краю безлюдном, на небе тусклом

ОЛИЦЕТРОРЕНИЕ -Строка «мелькнут твои младые годы»

МЕТАФОР НЕТ?

КРЕМЛЕВСКАЯ ЗАУТРЕНЯ НА ПАСХУ

В безмолвии, под ризою ночною,

Москва ждала; и час святой настал:

И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие, серебрянные громы

Сказали весть святого торжества;

И, слыша глас, её душе знакомый,

Подвиглася великая Москва.

Всё тот же он: ни нашего волненья,

Ни мелочно-торжественных забот

Не знает он, и, вестник искупленья,

Он с высоты нам песнь одну поёт, -

Победы песнь, песнь конченного плена.

Мы слушаем; но как внимаем мы?

Сгибаются ль упрямые колена?

Смиряются ль кичливые умы?

Откроем ли радушные объятья

Для страждущих, для меньшей братьи всей?

Хоть вспомним ли, что это слово - братья -

Всех слов земных дороже и святей?

ПИМЕН (БОРИС ГОДУНОВ)ПУШКИН

Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.


На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.


Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».

РАССКАЗ КАЗАК ЧЕХОВ

ТЕМА :тема нравственности поступков;

тема сострадания;

тема совести.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ:

Максим Торчаков — главный герой, выступающий в роли арендатора, который впервые празднует Пасху с супругой.

Супруга Максима Торчакова — женщина строгих нравов, обладающая беспринципным и тяжелым характером.

Казак — захворавший в пути мужчина, который сталкивается с главным героем и его женой в поезде и просит молодую пару о помощи в священный божественный день.
ИДЕЯ:


Рассказ о том, что счастливый человек должен быть сострадательным, а не эгоистом. Одна неправда может разрушить отношения, семью, дом, судьбу. Рассказ учит приходить на помощь, делиться, жалеть людей, жить по совести, признавать и исправлять свои ошибки, раскаиваться, искать взаимопонимания в семье. Анализ рассказа «Казак» Чехова. Пасхальный поучительный рассказ. О том, как нечистая совесть омрачает радость.

ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСЬЛЬЕВИЧА

МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА

И УДАЛОГО КУПЦА КУЛАШНИКОВА

Тема – быт и нравы народа времён правления Ивана Грозного, столкновение народной правды и самодержавного своеволия.

Метафоры”звёзды радуются”, “косы русые по плечам бегут, с грудью белою цалуются”, “горят очи”, “сердце разрывается”, “на щеках горят поцалуи”, “заря умывается снегами, смотрит, улыбается”, “кровавая долина побоища”.

Эпитеты“лихой боец”, “буйна головушка”, “сердце жаркое”, “кудрява борода”, “могутные плечи”, “кудри золотистые”, “снега рассыпчатые”.

Сравнения“речи, будто острый нож”, “ходит плавно, будто лебёдушка”, “затряслась, как листочек осиновый”, “горят пламенем”, “заря, как красавица, глядя в зеркальце, смотрит, улыбается.

ИДЕЯ :

защита чести и достоинства своей любимой жены и своей семьи. Существует мнение, что Лермонтов под образом Калашникова показал Пушкина, под образом его жены-жену Пушкина Наталью Гончарову с детьми, под образом опричника--Дантеса, а защитника своего любимца и виновника боя между ними и защитника убийцы-опричника--царя

ЦАРЬ :

Правитель страны

Строгий, суровый правитель, его больше боятся, чем уважают. Показан как человек справедливый, но не разбирающийся в людях. Его окружение неискренно с ним, он не знает, за что на самом деле выступает Калашников в кулачном бою, не пытается разобраться — отправляет купца на плаху. Семье Калашникова назначает пожизненное обеспечение, что, конечно, щедро, но любимого мужа и отца детей по его приказу убивают.

Степан Парамонович Калашников

Главный герой, честный купец

Хороший хозяин, христианин. Ему нравится его ремесло, он умеет и любит работать. У него красивый большой дом, дети и красавица жена. Калашников – счастливый человек. Однажды он возвращается домой — дети плачут, жена не вернулась из церкви. Возвращается Алёна Дмитриевна в слезах, опозоренная: приставал к ней Кирибеевич, целовал, обнимал при людях, а они смеялись. Не сразу решился Калашников на трудный для него шаг. Утром он идёт на кулачные бои, которые проводятся в присутствии царя. Там, представившись, он выходит на бой с Кирибеевичем и убивает обидчика своей супруги.

Алёна Дмитриевна

Жена Калашникова

Добрая христианка, красивая женщина, верная жена. Невольно оказалась причиной гибели своего супруга.

Кирибеевич

Опричник на службе у царя

Самодовольный, хитрый слуга царя. Он намеренно не рассказывает государю всю историю своего “сватанья”, ведь избранница — чужая жена. Обещая женщине богатства, он открыто пристаёт к ней на улице. Встретив на поединке Калашникова, Кирибеевич оробел, поняв, что состоится смертельная схватка. Он пытался вести нечестный бой, но “свершился божий суд”: купец убил его своим ударом.