Файл: Публикация как читать Преступление и наказание Достоевского публикация как читать Белую гвардию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПУБЛИКАЦИЯ
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
ПУБЛИКАЦИЯ
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
ПУБЛИКАЦИЯ
Как читать «Очарованного странника» Лескова
ПУБЛИКАЦИЯ
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
ПУБЛИКАЦИЯ
Как читать «Лето Господне» Шмелева
ПУБЛИКАЦИЯ
Как читать «Двенадцать» Блока
ПУБЛИКАЦИЯ
Как читать «Темные аллеи» Бунина
П
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
ЭПИТЕТ -это образное определение предмета , выраженное прилагательным .
МЕТАФОРА -скрытое сравнение .
СРАВНЕНИЕ -изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы .
Когда волнуется желтеющая нива ...
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Эпитеты : желтеющая нива , свежий лес ,малиновая слива ,ландыш серебристый ,роса душистая , тень сладостная , румяный вечер ,студеный ключ ,таинственная сага
Метафоры : утра в час златой , в небесах я вижу бога .
Олицетворение : волнуется нива , прячется слива , ландыш кивает ,ключ играет ,лепечет .
МОЛИТВА Н В Лермонтов
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
ЭПИТЕТЫ – чудная (молитва), благодатная (сила);
МЕТАФОРА – трудная (минута), живые (слова), непонятная, святая (прелесть);
ОЛИЦИТВОРЕНИЕ – теснится (грусть), дышит (прелесть), скатится (бремя);
СРАВНЕНИЕ – сомнение, как бремя.
АНГЕЛ Н В Лермонтов
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
ЭПИТЕТЫ : "песня святая", "райские сады", "душа младая", "чудное желанье", "звук без слов, но живой".
МЕТАФОРА: "душу младую в объятиях нёс", "мир печали и слёз", "звуки небес"
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: месяц, звёзды и тучи "внимали".
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе,
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите:
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
1822 г
ЭПИТЕТЫ : вещий Олег, грозной бронёй, на светлом челе, лес тёмный, село светлое, море синее, стремя позлащённое, кудри белы, лента змеи чёрная.
СРАВНЕНИЯ : гробовая змея, как чёрная лента.
МЕТАФОРЫ : не ведаешь ран, годы таятся во мгле
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ : лукавый кинжал; ковши круговые, запенясь, шипят.
БЛАГОВЕШЕНЬЕ В МОСКВЕ
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,
Отнятых от снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!
МЕТАФОРА «Москва в молодом уборе»,
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ «звон плывет»,«земля живет»,
ЭПИТЕТЫ «молодая трава», «молодой убор»,
СРАВНЕНИЕ «звон плывет волною».
РУССКОЙ ЖЕНШИНЕ Тютчев
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои...
И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, —
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле...
ЭПИТЕТЫ -Младые годы, в краю безлюдном, на небе тусклом
ОЛИЦЕТРОРЕНИЕ -Строка «мелькнут твои младые годы»
МЕТАФОР НЕТ?
КРЕМЛЕВСКАЯ ЗАУТРЕНЯ НА ПАСХУ
В безмолвии, под ризою ночною,
Москва ждала; и час святой настал:
И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебрянные громы
Сказали весть святого торжества;
И, слыша глас, её душе знакомый,
Подвиглася великая Москва.
Всё тот же он: ни нашего волненья,
Ни мелочно-торжественных забот
Не знает он, и, вестник искупленья,
Он с высоты нам песнь одну поёт, -
Победы песнь, песнь конченного плена.
Мы слушаем; но как внимаем мы?
Сгибаются ль упрямые колена?
Смиряются ль кичливые умы?
Откроем ли радушные объятья
Для страждущих, для меньшей братьи всей?
Хоть вспомним ли, что это слово - братья -
Всех слов земных дороже и святей?
ПИМЕН (БОРИС ГОДУНОВ)ПУШКИН
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.
Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».
РАССКАЗ КАЗАК ЧЕХОВ
ТЕМА :тема нравственности поступков;
тема сострадания;
тема совести.
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ:
Максим Торчаков — главный герой, выступающий в роли арендатора, который впервые празднует Пасху с супругой.
Супруга Максима Торчакова — женщина строгих нравов, обладающая беспринципным и тяжелым характером.
Казак — захворавший в пути мужчина, который сталкивается с главным героем и его женой в поезде и просит молодую пару о помощи в священный божественный день.
ИДЕЯ:
Рассказ о том, что счастливый человек должен быть сострадательным, а не эгоистом. Одна неправда может разрушить отношения, семью, дом, судьбу. Рассказ учит приходить на помощь, делиться, жалеть людей, жить по совести, признавать и исправлять свои ошибки, раскаиваться, искать взаимопонимания в семье. Анализ рассказа «Казак» Чехова. Пасхальный поучительный рассказ. О том, как нечистая совесть омрачает радость.
ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСЬЛЬЕВИЧА
МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА
И УДАЛОГО КУПЦА КУЛАШНИКОВА
Тема – быт и нравы народа времён правления Ивана Грозного, столкновение народной правды и самодержавного своеволия.
Метафоры – ”звёзды радуются”, “косы русые по плечам бегут, с грудью белою цалуются”, “горят очи”, “сердце разрывается”, “на щеках горят поцалуи”, “заря умывается снегами, смотрит, улыбается”, “кровавая долина побоища”.
Эпитеты – “лихой боец”, “буйна головушка”, “сердце жаркое”, “кудрява борода”, “могутные плечи”, “кудри золотистые”, “снега рассыпчатые”.
Сравнения – “речи, будто острый нож”, “ходит плавно, будто лебёдушка”, “затряслась, как листочек осиновый”, “горят пламенем”, “заря, как красавица, глядя в зеркальце, смотрит, улыбается.
ИДЕЯ :
защита чести и достоинства своей любимой жены и своей семьи. Существует мнение, что Лермонтов под образом Калашникова показал Пушкина, под образом его жены-жену Пушкина Наталью Гончарову с детьми, под образом опричника--Дантеса, а защитника своего любимца и виновника боя между ними и защитника убийцы-опричника--царя
ЦАРЬ :
Правитель страны
Строгий, суровый правитель, его больше боятся, чем уважают. Показан как человек справедливый, но не разбирающийся в людях. Его окружение неискренно с ним, он не знает, за что на самом деле выступает Калашников в кулачном бою, не пытается разобраться — отправляет купца на плаху. Семье Калашникова назначает пожизненное обеспечение, что, конечно, щедро, но любимого мужа и отца детей по его приказу убивают.
Степан Парамонович Калашников
Главный герой, честный купец
Хороший хозяин, христианин. Ему нравится его ремесло, он умеет и любит работать. У него красивый большой дом, дети и красавица жена. Калашников – счастливый человек. Однажды он возвращается домой — дети плачут, жена не вернулась из церкви. Возвращается Алёна Дмитриевна в слезах, опозоренная: приставал к ней Кирибеевич, целовал, обнимал при людях, а они смеялись. Не сразу решился Калашников на трудный для него шаг. Утром он идёт на кулачные бои, которые проводятся в присутствии царя. Там, представившись, он выходит на бой с Кирибеевичем и убивает обидчика своей супруги.
Алёна Дмитриевна
Жена Калашникова
Добрая христианка, красивая женщина, верная жена. Невольно оказалась причиной гибели своего супруга.
Кирибеевич
Опричник на службе у царя
Самодовольный, хитрый слуга царя. Он намеренно не рассказывает государю всю историю своего “сватанья”, ведь избранница — чужая жена. Обещая женщине богатства, он открыто пристаёт к ней на улице. Встретив на поединке Калашникова, Кирибеевич оробел, поняв, что состоится смертельная схватка. Он пытался вести нечестный бой, но “свершился божий суд”: купец убил его своим ударом.