Файл: Развитие речи. Подготовка к сочинению. Грамматические и речевые ошибки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Поповская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Мастер-класс по использованию портала
«Сетевой класс Белогорья» в педагогической деятельности при организации дистанционного обучения школьников
по теме
«Развитие речи. Подготовка к сочинению. Грамматические и речевые ошибки»
11 класс
Подготовила
учитель русского языка
Малашенко И.И.
2015 г.
Материал мастер – класса по созданию урока в формате «Сетевой класс Белогорья»
Язык
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Смешно и грустно слышать, право,
Как эллочек и фимок рать
К заморским «ингам”, „шн” и “вау”
Его, кряхтя, хотят прижать.
Сергей Скачко
Сетевой класс Белогорья
Личный кабинет
Теоретические сведения Планируемые образовательные результаты: - систематизировать знания по речевым и грамматическим нормам языка; - сформировать умение находить и исправлять речевые и грамматические ошибки; - учить более осмысленно относится к норме употребления сло. словоформ и предложений. Решаемые учебные задачи: 1. Обратить внимание на классификацию речевых и грамматических ошибок. 2.Поупражняться в нахождении и исправлении речевых и грамматических ошибок. Ошибка грамматическая или речевая? Одной из актуальных задач учителя при подготовке к итоговой аттестации школьников является формирование и развитие у школьников представления о хорошей речи, нормах речи и речевого самоконтроля – способности предупредить появление ошибок, находить, устранять их в устных и письменных высказываниях. В ходе анализа письменных работ можно отметить, что в сочинениях и изложениях встречаются все типы речевых нарушений, представленные в современных классификациях ошибок. Воспитание речевой культуры учащихся – длительный и сложный процесс, предполагающий целенаправленную систематическую работу по ознакомлению с нормами литературной речи, предупреждению и исправлению различных типов ошибок. Очень важно и ценно, чтобы школьники по окончании школы активно владели всеми формами русской устной и письменной речи. Это необходимо при выборе любого профиля обучения и будущей профессии. Задача учителя: научить учащихся находить, анализировать и исправлять типичные ошибки в текстах изложений и сочинений. Для этого необходимо не только дать классификацию речевых и грамматических ошибок, но и провести практические занятия по закреплению навыков исправления подобных недочётов. Классификация ошибок дана в «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», утверждённых Министерством образования России. В КИМах по русскому языку представлены основные типы грамматических ошибок (задание 7). Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется критериями в оценке экзаменационных работ. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Часто ученики допускают подобные ошибки, потому что не владеют их классификацией, не умеют находить подобные ошибки в своих работах и исправлять их. Грамматическая ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% . Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме. Рассмотрим основные типы грамматических ошибок. I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество. II. Ошибки в образовании форм разных частей речи: 1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях; 2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее; 3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь; 4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга; 5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется. 6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем; 7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз; Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений: 1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда; 2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам; 3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли; 4) в построении предложений с однородными членами: а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю; б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев; в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…); 5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика; 6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили. 7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь. 8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку. Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям. 9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал. Основные виды речевых ошибок Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика. 1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева… 2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны. Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица) Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин) Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин) Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин) 3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе; 4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое; 5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения; 6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте; 7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета; 8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки; 9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова; 10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые. Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели: Не бывает напрасным прекрасное. Не растут даже в черном году Клен напрасный, и верба напрасная, И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц) Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф. Тютчев) 11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. - Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление. 12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова. Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:
http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_14_274 |
Источники и использованная литература
Информационное обеспечение:
-
http://www.pravmir.ru/pervyj-klass-vrode-instituta/ -
http://30nikol-s.edusite.ru/p6aa1.html -
http://mdou18.edu.yar.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie/svedeniya_o_pedagogah.html -
http://www.mizga.ucoz.ru/board/roditelskaja_stranichka/2 -
http://karat773.ru/tags/клипарты/page4.html -
http://www.mcrt.ru/index.php?nodeid=572&type=5&page=4 -
http://school4-cono.ucoz.ru/index/nachalnoe_zveno/0-61 -
http://do18.eto-ya.com/2009/05/16/socialnyj-priyut-xovrino/
Литература для учителя:
1. Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1980; 1988.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,1991.
3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – 3-е изд. – М.; Высшая школа, 1994.
4. Русова Н.М. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Нижний Новгород: Деком, 2000.
5. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение,1998.
6. Розенталь Д. Э.Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ – ЛТД,1998.
7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.,1988.
8. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.,1984.
9. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. – М.,1989.
10. Богуславская Н.Е. Капинос В.И. Методика развития речи на уроках русского языка; пособие для учителей. – М.: Просвещение,1980.
11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2002.
12. Барыкина А.Н. и др. Практическое пособие по развитию навыков письменной речи. – М., 1983.
13. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М., 1999.
Литература для учащихся:
1. Баранов В.Ф. А как у вас говорят? – М.: Просвещение, 1987.
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1976.
3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса/ сост. В.А. Мызина. – М.: Просвещение, 1999.
4. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. (Познавательные задачи при обучении русскому языку). – М.: Просвещение, 1983.
5. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1986.
6. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М.: Наука, 1994.
7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 2000.
8. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., М., 1999.