Файл: Курсовая работа Государственное регулирование рынка ценных бумаг Студента 3 курса специальности (направление) Экономика.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами - в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.

. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями) .

Управляющая подсистема включает:

) государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг целенаправленную деятельность (законодательную, регистрационную, лицензионную, надзорную);

) законодательную инфраструктуру (нормативные документы, действующие на фондовом рынке, главным образом законодательные акты по ценным бумагам);

) этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).

Управляемая подсистема - это функциональная, техническая и организационная инфраструктура рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг - это объединение в систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их установленным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, следующих определенным правилам игры. На первичном рынке ценных бумаг государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) в обращение ценных бумаг посредством регистрации. На вторичном рынке контроль за обращением осуществляется посредством лицензирования профессиональных участников рынка (выдача квалификационных аттестатов, дающих право на совершение сделок с ценными бумагами) и инвестиционных институтов, а также через механизм налогообложения операций (сделок) с ценными бумагами.


К методам регулирования рынка ценных бумаг относятся следующие:

) нормативно-правовое регулирование;

) регистрация выпусков, проспектов эмиссии;

) лицензирование субъектов рынка;

) аттестация специалистов инвестиционных институтов;

) страхование инвесторов;

) аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

) постоянное информирование инвесторов;

) надзор за проведением фондовых операций и инспектирование;

) регистрация и надзор за деятельностью участников рынка ценных бумаг;

) контроль за соблюдением действующего законодательства;

) консультирование.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня. Общее руководство развитием фондового рынка осуществляет Президент РФ. Совет Федерации ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг. Государственная дума разрабатывает законодательные акты по вопросам развития фондового рынка. Правительство РФ определяет общие направления, утверждает концепцию развития рынка ценных бумаг. Федеральная служба по финансовым рынкам разрабатывает концепцию развития рынка ценных бумаг, нормативно-правовые акты, осуществляет контроль, аттестацию и лицензирование профессиональных участников рынка. Министерство финансов РФ проводит выпуск государственных ценных бумаг и общий контроль за развитием фондового рынка.

Для обеспечения государственного регулирования рынка ценных бумаг Указом Президента РФ от 04.11.1994 №2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ" была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Указом Президента от 27.02.1995 №202 статус ФКЦБ был приравнен к статусу министерства.

Таким образом, рынок ценных бумаг - объект жесткого регулирования и государственного контроля. Кроме этого, развит механизм саморегулирования рынка, целью которого является устранение криминогенных ситуаций и создание ликвидного рынка.

В России уже заложены основы для нормального функционирования фондового рынка, и на нем действует довольно большое количество профессионалов. Однако рынок все еще отличается крайне низким уровнем капитализации, многие ценные бумаги неликвидны

, инфраструктура рынка развита слабо. Поэтому развитие рынка ценных бумаг - одна из приоритетных задач государства.
.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
В период 2007-2008 г. динамичное развитие рынка ценных бумаг сопровождалось работой ФСФР России по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы регулирования рынка ценных бумаг. В соответствии со Стратегий ФСФР России были утверждены ведомственные нормативные правовые акты и совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, а также Банком России разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

концентрация и централизация капиталов;

интернационализация и глобализация рынка;

повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

компьютеризация рынка ценных бумаг;

нововведения на рынке;

секьюритизация;

взаимодействие с другими рынками капиталов

В центре внимания ФСФР России были, прежде всего, вопросы повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, бирж и торговых систем, в том числе посредством расширения спектра инвестиционных инструментов на российском финансовом рынке.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) - упразднённый федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам:

• осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

• обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации
;

• осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

• контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостановку и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.

Важным шагом стало создание регулятивной основы для выпуска Российских депозитарных расписок. Был подготовлен и принят Федеральный закон от 30.12.2006 №282-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", а также в развитие положений этого закона утверждены соответствующие приказы ФСФР России. В дополнение к этому ФСФР России выступила с инициативой о допуске на российский финансовый рынок иностранных ценных бумаг. По мнению ФСФР России допуск иностранных ценных бумаг для размещения и обращения на российском финансовом рынке будет содействовать существенному расширению инвестиционных возможностей для российских финансовых институтов и граждан, приближению к ним таких финансовых инструментов, сдерживанию вывода инвестиционных средств за рубеж. Кроме этого, сделки с иностранными ценными бумагами на российском рынке будут содействовать гармонизации стандартов деятельности российских финансовых, в том числе учетных институтов и всей инфраструктуры финансового рынка со стандартами деятельности их зарубежных конкурентов. Все это создает условия расширения объема операций с финансовыми инструментами на российском рынке, концентрации на нем ликвидности, а, следовательно, повышения общей конкурентоспособности и роли российского рынка ценных бумаг в глобальной финансовой системе.


В развитие указанной идеи ФСФР России, совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России разработала концепцию соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", а также совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект указанного закона. После утверждения концепции закона Правительством Российской Федерации проект закона был внесен в Государственную Думу.

Для обеспечения совершения сделок с иностранными ценными бумагами в соответствии с требованиями российского законодательства ФСФР России был утвержден Приказ о квалификации иностранных ценных бумаг, создавший условия для легализации операций российских финансовых институтов с иностранными ценными бумагами. Данная мера обеспечила большую защиту прав инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг при совершении таких операций.