Файл: Ярмарка проектов Направление Математика Математическое лото Действия с десятичными дробями Проект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ярмарка проектов

Направление Математика
Математическое лото «Действия с десятичными дробями»
Проект
Выполнил ученик 6 класса муниципального

бюджетного образовательного учреждения «Бестужевская средняя общеобразовательная школа» Устьянского района

Суворов Константин Дмитриевич

Научный руководитель – учитель математики муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бестужевская средняя общеобразовательная школа» Устьянского района

Илатовская Ирина Анатольевна

2019 год

Паспорт проекта



Название (тема) проекта

Математическое лото «Действия с десятичными дробями»

Автор проекта

Суворов Константин Дмитриевич

Класс

6

Руководитель проекта

Илатовская Ирина Анатольевна

Сроки начала и окончания проекта.

Сентябрь 2018 – декабрь 2018

Деятельность по разработке и реализации Проекта

Постановка проблемы (3 – 4 важных проблемных вопроса по теме проекта)

1. Как сделать математическое лото?

2. Где найти примеры к моему лото?

3. Понравится ли такое лото моим одноклассникам?

Цель проекта

Создание математического лото «Действия с десятичными дробями»

Задачи проекта:

Этапы (шаги или действия по решению задач):

Необходимые ресурсы и источники их получения

(информационные, материальные, трудовые)

1. Собрать информацию об истории десятичных дробей.

1. Чтение источников информации.

Интернет-ресурсы, книги.

2. Повторить правила действий с десятичными дробями.

1. Чтение правил.

2. Решение примеров.

Учебник, тетрадь, ручка.

3. Найти и отобрать примеры для лото.

1. Чтение учебника и дополнительной литературы.

2. Составление примеров

3. Решение примеров.

Учебник, книги, тетрадь, ручка.

4. Сделать карточки для математического лото.

1. Создание карточек.

2. Запись в карточки примеров и ответов.

Картон, линейка, карандаш, фломастер, ручка.

Краткое описание выполненного проекта (2-4 предложения), полученные результаты, знания и умения, полученные во время проекта, где их можно применить?

Выполнение проекта я начал со сбора информации об истории десятичных дробей. Затем я вспомнил правила действий с такими дробями и каждому правилу решил пример. Для лото я отобрал 56 примеров, некоторые взял из этих книг, некоторые придумал сам. Далее я приступил к созданию лото. Примеры я написал на маленьких карточках, которые вырезал из картона. Потом я сделал четырнадцать больших карточек также из картона. Каждую большую карточку я пронумеровал и разделил на четыре части, в которых записал ответы к примерам.

Продукт проекта

Игра математическое лото «Действия с десятичными дробями»

Перспективы развития проекта

нет




Введение

Тема «Десятичные дроби» одна из важных тем в математике 5-6 классов. В 5 классе мы познакомились с понятием десятичной дроби, учились складывать, вычитать, умножать и делить такие дроби. В 6 классе мы продолжаем решать примеры с десятичными дробями. Умение делать вычисления с десятичными дробями является необходимым условием для дальнейшего изучения математики. У меня и моих одноклассников действия с такими дробями все еще вызывают затруднения, поэтому чтобы закрепить умения решать примеры с десятичными дробями, я решил сделать математическое лото «Действия с десятичными дробями». Сразу возникли вопросы: Как сделать математическое лото? Где найти примеры к моему лото? Понравится ли такое лото моим одноклассникам? Так появился мой проект Математическое лото «Действия с десятичными дробями». Я считаю, что мой проект актуален, так как он поможет мне и моим одноклассникам лучше усвоить тему «Десятичные дроби».
Глава 1. Десятичные дроби
Выполнение проекта я начал со сбора информации об истории десятичных дробей.
1.1. История обыкновенных дробей
Открытие десятичных дробей по праву считается одним из важнейших достижений математической мысли. К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и в Европе. В Азии появление десятичных дробей тесно связано с метрологией (учением о мерах), уже во II веке до н. э. там существовала десятичная система мер длины, затем появляется десятичная мера массы и объема. Впервые систематическую трактовку десятичные дроби получают в трудах крупнейшего узбекского математика 15 века Джемшида Гиясэддина ал-Каши. В 1427 году им написана книга «Ключ арифметики», в которой он излагает правила и приводит примеры действий с десятичными дробями. Ученый вводит специфическую для десятичных дробей запись: целая и дробная части пишутся в одной строке. Для отделения целой части от дробной он не применяет запятую, а пишет целую часть черными чернилами, дробную красными или отделяет целую часть от дробной вертикальной чертой. Открытие десятичных дробей ал-Каши стало известно в Европе спустя 300 лет после того, как эти дроби были в конце 16 века заново открыты Симоном Стевином - фламандским математиком, механиком, инженером. Он спустя около 150 лет после Джемшида Гиясэддина ал-Каши впервые в Европе изложил учение о десятичных дробях. В 1585 году им была написана книга под названием «Десятая», в которой было всего лишь 7 страниц, но она содержала всю теорию десятичных дробей. Он придавал большое практическое значение десятичным дробям и настойчиво пропагандировал их [1, с. 39]. Несколько позже в 1592 году целую и дробную части стали отделять запятой. В наше время в некоторых странах, например в США, вместо запятой используют точку.


1.2. Действия с десятичными дробями.
Затем я вспомнил правила действий с десятичными дробями и каждому правилу решил пример. Я нашел эти правила в учебнике «Математика 5» авторского коллектива А. Г. Мерзляк и другие (Приложение 1, с. 7).

Глава 2. Математическое лото
Повторив правила действий с десятичными дробями, я решил сделать математическое лото для себя и моих одноклассников. В нашем классе учится четырнадцать человек, я сделал карточки лото на всех учеников класса. Для каждой карточки лото нашел по четыре примера на все действия с десятичными дробями. Мой руководитель предложила мне найти их в учебнике «Математика 5» авторского коллектива А. Г. Мерзляк и другие, в книге «Дидактические материалы по математике 5 класс» А. С. Чеснокова и К. И. Нешкова или придумать самому. Я отобрал 56 примеров, некоторые взял из книг, некоторые придумал сам. Все эти примеры решил на отдельном листе и дал проверить руководителю.

Далее я приступил к созданию лото. Примеры я написал на маленьких карточках, которые вырезал из картона. Потом я сделал четырнадцать больших карточек также из картона. Каждую большую карточку я пронумеровал и разделил на четыре части, в которых записал ответы к примерам. Таким образом, играя в такое лото, каждый ученик будет решать примеры на различные действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с десятичными дробями (Приложение 2, с. 8).

Правила игры в математическое лото. На уроке учитель раздает каждому по большой карточке с ответами. Затем показывает по одному примеру на маленькой карточке, ученики должны вычислить и найти ответ, если ответ находится на его карточке, то этой карточкой закрывается соответствующее поле. За правильность решения примеров в конце игры можно поставит оценки.

Заключение
Написав этот проект, я ответил на вопросы, поставленные в начале. Я узнал историю появления десятичных дробей. Повторил правила действий с десятичными дробями и решил примеры на эти правила. Сделал игру математическое лото «Действия с десятичными дробями», таким образом, цель проекта достигнута и задачи выполнены. Мои одноклассники с удовольствием играют в лото на уроках математики. Этот проект полезен мне и моим одноклассникам
, а также другим ученикам, которые будут изучать десятичные дроби, так как он поможет усвоить правила действий с такими числами.


Список литературы
1. Глейзер Г.И. История математики в школе VII – VIII классы, пособие для учителей, - М: Просвещение, 1982. - 240с.

2. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М. : Академкнига/Учебник, 2014. – 145 с.

3. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 304 с.


Приложение 1

Правила действий с десятичными дробями
Правило. Чтобы сложить две десятичные дроби, надо:

1) уравнять в слагаемых количество цифр после запятой;

2) записать слагаемые друг под другом так, каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого;

3) сложит полученные числа так, как складывают натуральные числа;

4) поставит в полученной сумме запятую под запятыми в слагаемых. [3, с. 221].

Пример:

Правило. Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую, надо:

1) уравнять в уменьшаемом и вычитаемом количество цифр после запятой;

2) записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы каждый разряд вычитаемого оказался под соответствующим разрядом уменьшаемого;

3) произвести вычитание так, как вычитают натуральные числа;

4) поставить в полученной разности запятую под запятыми в уменьшаемом и вычитаемом. [3, с. 221].

Пример:

Правило. Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую вправо соответственно на 1, 2, 3 и т. д. цифры. [3, с. 229].

Пример:


Правил. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:

1) умножить их как натуральные числа, не обращая внимание на запятые;

2) в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их стоит после запятых в обоих множителях вместе [3, с.229].

Пример:

Правило. Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 ит. д., надо в этой дроби перенести запятую влево соответственно на 1, 2, 3 и т. д. цифры [3, с.229].

Пример:

Правило. Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифры [3, с. 239].

Пример:

Правило. Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную, надо:

1) перенести в делимом и в делители запятые вправо на столько цифр, сколько их содержится после запятой в делителе;

2) выполнит деление на натуральное число [3, с. 240].

Пример:

Приложение 2

Математическое лото