Файл: Рассчитать категорию ремонтной сложности рассмотреть вопросы безопасности труда при эксплуатации станка и экологической безопасности технологических процессов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт универсального токарно-винторезного станка 1М63

Введение

токарный станок ремонт монтаж

Целью курсового проекта является изучение вопросов монтажа, технической эксплуатации и ремонта универсального токарно-винторезного станка 1М63.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучить общие сведения о станке;

- рассмотреть схему и систему смазки;

рассмотреть технологический процесс монтажа;

рассчитать фундамент;

рассмотреть мероприятия по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту;

рассчитать категорию ремонтной сложности;

рассмотреть вопросы безопасности труда при эксплуатации станка и экологической безопасности технологических процессов.

1. Общие сведения о станке
.1 Назначение и область применения
Токарно-винторезный станок модели 1М63 является скоростным универсальным станком, предназначенным для выполнения разнообразных токарных и винторезных работ по черным и цветным металлам. На этом станке можно обтачивать наружные цилиндрические, конические и фасонные поверхности, растачивать цилиндрические и конические отверстия, обрабатывать торцевые поверхности, нарезать наружную и внутреннюю резьбы, сверлить, зенкеровать и развертывать отверстия.

Жесткая конструкция станка, высокий предел частоты вращения шпинделя (1250 об/мин) и сравнительно большая мощность привода (15кВт) дают возможность использовать его как станок с применением резцов, как из быстрорежущей стали, так и твердых сплавов.
.2 Общая компоновка


Рисунок 1 Расположение составных частей станка модели 1М63
Станок состоит из следующих основных узлов (рис. 1): 1-станина; 2-коробка подач; 3-коробка скоростей; 4-приклон и смещение шестерни; 5-принадлежности; 6-защитный кожух; 7-фартук; 8-люнеты; 9-система охлаждения; 10-суппорт; 11-задняя бабка; 12-электрооборудование.


Рисунок 2 Расположение органов управления и табличек с символами.

токарный станок ремонт монтаж

1-рукоятка установки частоты вращения шпинделя; 2-рукоятка установки нормального и увеличенного шага резьбы; 3-рукоятка установки правой и левой резьб и подач; 4-рукоятка установки частоты вращения шпинделя; 5-рукоятка плунжерного насоса смазки направляющих продольного перемещения суппорта и ходового винта; 6-вытяжная кнопка включения механической поперечной подачи суппорта; 7-рукоятка включения механического перемещения резцовых салазок; 8-рукоятка поворота и крепления резцовой головки; 9-выключатель освещения; 10-рукоятка ручной поперечной подачи суппорта; 11-кнопка включения ускоренного перемещения; 12-крестовый переключатель управления рабочими и ускоренным перемещениями суппорта; 13-рукоятка ручного перемещения резцовых салазок; 14-рукоятка крепления пиноли задней бабки; 15-рукоятка перемещения пиноли задней бабки; 16-рукоятка управления фрикционом; 17- рукоятка включения гайки ходового винта; 18-
выключатель насоса охлаждения; 19-переключатель режимов резания работы суппорта; 20-пост управления включения и выключения главного привода; 21-маховик ручного продольного перемещения суппорта; 22-вытяжкая кнопка включения зубчатого колеса реечной передачи продольного перемещения суппорта; 23-рукоятка управления фрикционом; 24-пост управления включения и выключения главного привода; 25-рукоятка включения ходового винта или ходового валика; 26,27- рукоятки установки величины подачи или шага резьбы; 28-рукоятка настройки подач и нарезания резьб; 29-сигнальная лампа напряжения; 30-сигнальная лампа включения электромагнитного тормоза; 31-указатель нагрузки; 32-вводной выключатель.

Станина станка имеет жесткую конструкцию с наклонными окнами для отвода стружки. Задняя направляющая для каретки суппорта плоская, передняя - призматическая, передняя направляющая для задней бабки плоская, а задняя - призматическая.

Коробка скоростей крепится к левой головной части станины. Приводной шкив коробки скоростей получает движение от электродвигателя через клиноременную передачу.

Для пуска, остановки и включения быстрого обратного хода имеется фрикционная пластинчатая муфта 5. Введение в действие муфты совершается рукоятками, находящимися на станине у передней бабки и на фартуке. Торможение шпинделя производится автоматически в момент выключения фрикционной муфты при помощи электромагнитной муфты 8.

Задняя бабка имеет жесткую конструкцию. После установки на направляющие станины задняя бабка закрепляется на ней с помощью двух планок и четырех болтов. Суппорт крестовой конструкции имеет продольное перемещение по направляющим станины и поперечное - по направляющим каретки I. Оба перемещения могут быть ручными или механическими, а механическое - рабочим или ускоренным. Поворотная часть суппорта 2 имеет направляющие для перемещения верхней части суппорта 4 с резцовой головкой 3. Фартук закрытого типа со съемной передней стенкой. Фартук получает движение от коробки подач через ходовой винт при нарезании резьб или через ходовой вал при выполнении остальных работ.

Коробка подач закрытого типа, двухосная. Переключением соответствующих рукояток и, при необходимости, установкой сменных зубчатых колес можно получить настройку механизма подач для нарезания нормального ряда метрических, модульных, дюймовых и питчевых резьб, а также для получения необходимых подач при токарной обработке



Для нарезания точных и специальных резьб можно использовать прямое включение ходового винта (при этом потребуется изготовить специальный набор зубчатых колес).

К станку прилагается комплект сменных зубчатых ,колес для получения метрической и дюймовой или модульной и питчевой резьб. Сменные зубчатые колеса располагаются на левой стенке корпуса коробки скоростей. Станок снабжен защитным кожухом, закрывающим левую стенку коробки скоростей.

Станок снабжен подвижным и неподвижным люнетами для обработки круглых деталей диаметром от 20 до 150 мм.
.3 Технические характеристики
Таблица 1. Технические характеристики станка 1М63

Класс точности

Н по ГОСТ 8-77

Наибольший диаметр обрабатываемого изделия над станиной, мм

630

Наибольший диаметр обрабатываемого изделия над суппортом, мм

350

Наибольшая длина обрабатываемого изделия (без перестановки резцовых салазок), мм

1260

Наибольший диаметр прутка, проходящего через отверстие в шпинделе, мм

65

Высота резца, установленного в резцедержателе, мм

32

обратного вращения

11

Пределы частот вращения шпинделя, об/мин: прямого вращения

10-1250

обратного вращения

18-1800

Количество подач:продольных

44

поперечных

44

Пределы подач, мм/об:продольных

0,064-1,025

Поперечных

0,026-0,38

Количество нарезаемых резьб:метрических

56

модульных

55

дюймовых

33

питчевых

52

Шаги нарезаемых резьб:метрических, мм

1-192

модульных, модуль

0,5-48

дюймовых, ниток на дюйм

24-1/4

питчевых, питч

96-7/8

Габаритные размеры станка (длина Х ширина Х высота), мм

3530x1680x1290

Масса станка (без электрооборудования), кг

4300




2. Схема и система смазки станка


Рисунок 3 Схема смазки станка 1М63.

-резервуар для масла (V=5 л), 2-слив масла, 3- насос плунжерный, 4- маслоуказатель, 5-маслоуказатель, 6-маслораспределитель, 7- ванночка, 8- маслоуказатель, 9- резервуар для масла (v=20л), 10- маслоуказатель, 11-фильтр пластинчатый, 12-маслораспределитель, 13- заливное отверстие (Dy= 60 мм), 14- насос лопастной (Q=8,2 л/мин), 15- заливное отверстие (Dy =20 мм), 16-слив масла, 17- насос плунжерный, 18- резервуар для масла(V=0,2 л), 19-насос плунжерный, 20-маслоуказатель, 21-маслораспределитель, 22-ванночка (V=0,2л), 23- резервуар для масла(V=3л), 24-слив масла, 25-маслоуказатель, 26-заливное отверстие (Dy =20 мм), 27- заливное отверстие (Dy =10 мм), 28-маслоуказатель.
Циркуляционная система смазки коробки скоростей. Система включает в себя резервуар 9, лопастный насос 14, пластинчатый фильтр 11 и маслораспределитель 12. Лопастный насос приводится в действие при помощи шестеренчатой передачи от первого вала коробки скоростей. Передаваемое насосом масло проходит через фильтр и поступает в маслораспределитель, из которого по трубкам поступает на смазку подшипников шпинделя, в поддон для смазки фрикциона, на смазку тормозной электромагнитной муфты и зубчатых колес. Пройдя через смазываемые части, масло собирается на дне коробки скоростей. Контроль наличия в системе смазки и ее уровня в коробке скоростей осуществляется по маслоуказателям 10 и 8. Циркуляционная система смазки фартука. Система включает в себя резервуар 23, плунжерный насос 17, маслораспределитель 21. Плунжерный насос приводится в действие от кулачка, установленного на валу реечного зубчатого колеса. Масло подается насосом в маслораспределитель, из которого поступает на смазку деталей фартука Контроль наличия в системе смазки и ее уровня в фартуке производится по маслоуказателям 20 и 25. Контроль за работой плунжерного насоса производится по ускоренным перемещениям суппорта. Циркуляционная система смазки коробки подач. Система включает в себя резервуар 1, плунжерный насос 3 и трубчатый дождевальный маслораспределитель 6, расположенный в верхней части коробки подач. Плунжерный насос смонтирован в нижней части коробки подач и приводится в действие эксцентриком на первом валу коробки подач. Масло подается насосом в трубчатый маслораспределитель, из которого поступает на смазку деталей коробки подач. Контроль наличия в системе смазки и ее уровня в коробке подач осуществляется по маслоуказателям 5 и 4. Фитильная система смазки задних опор ходового винта, ходового вала. Система включает в себя ванночку 22, закрытую крышкой. Масло из ванночки поступает к точкам смазки. Фитильная система смазки сменных зубчатых колес. Система включает в себя ванночку 7 и поддон. Масло по фитилю поступает к точкам смазки, а через отверстие в поддоне поступает в коробку подач.


Система смазки направляющих продольного перемещения суппорта и ходового винта. Система включает в себя резервуар 18 и плунжерный насос 19 с распределителем. Плунжерный насос периодически приводится в действие вручную путем осевого перемещения рукоятки 5.

При отсутствии масла в маслоуказателях контроля работы лопастных и плунжерных насосов работать на станке нельзя.

Таблица 2. Карта смазки

Позиция

Периодичность смазки

Смазываемая точка

Куда входит

Смазочный материал

I

Поворот колпачка на 1 оборот раз в смену

Оси сменных зубчатых колес

Сменные зубчатые колеса

Смазка солидол С ГОСТ 4366-76

II

Один раз в смену

Зубчатое колесо

Сменные зубчатые колеса

Масло индуст-риальное И-30А ГОСТ 20799-75

Позиция

Периодичность смазки

Смазываемая точка

Куда входит

Смазочный материал

III

Один раз в смену

Подшипники шкива

Коробка скоростей

Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74

IV

Один раз в смену

Пиноль и подшипник

Задняя бабка

Масло индуст-риальное И-30А ГОСТ 20799-75

V

Один раз в смену

Зубчатое колесо быстрого перемещения суппорта.

Фартук

Масло индуст-риальное И-30А ГОСТ 20799-75

VI

Один раз в смену

Направляющие каретки и верхнего суппорта, ходовые винты, суппорта и их опоры, кулачки, резцедержатель

Суппорт

Масло индуст-риальное И-30А ГОСТ 20799-75



3. Технологический процесс монтажа
.1 Условия хранения станка
Перед монтажом станка следует проверить соответствие фундамента паспортным данным станка, особое внимание обратив на общее состояние поверхностей фундамента, особенно в местах, где должны располагаться клиновые опоры или прокладки; правильное расположение фундаментных болтов, их длину и состояние резьбы; наличие и правильность обозначения продольных и поперечных осей, высотных отметок и нумерации реперов.