Файл: Инструкцияквыполнениюпрактическойработы Практическаяработарассчитанана2академическихчаса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическаяработапотеме№5
«Ценностно-смысловаяпозицияучителя»
Инструкцияквыполнениюпрактическойработы
1.Практическаяработарассчитанана2академическихчаса.
2.Вамнеобходимовыполнитьодноинвариантноезаданиеиодновариативноезаданиенавашвыбор.
3.Максимальноеколичествобалловзадвазадания–19.
4.Критерииоцениванияпредставленывкаждомзадании.
Вариативноезадание№1.ПроанализируйтепедагогическуюстатьюизпериодическойпечатиначалаХХв.«Одурномрасположениидухавнаставнике».
Вделевоспитанияиучения,какизвестно,личностьвоспитателяиучителяиграетважнуюроль.Личностьнаставникадолжнабытьнравственновысока,безукоризненна;нонаставникчеловекиподверженобщечеловеческимслабостям.Боротьсясними,побеждатьих-весьмаважнаязадачадлянаставника.Этаслабостьвстречается,ксожалению,довольночасто:неумениенаставникавладетьсобоютогда,когдаоннаходитсявдурномрасположениидуха.
Словоестьглавноеорудиеучителя.Поэтомуурок,данныйвдурномрасположениидуха,произведетрезультатотрицательный.Ученикичастополучаютотвращениекпредмету,приправленномутакимневкуснымпреподаванием.Втакомсостояниичеловек,обыкновенно,бываетнесправедлив,неумеренвсвоихтребованиях.
Дляуспешногодействиянапедагогическомпоприщеодноверноесредство:чтобынаставниквесело,бодро,слюбовьюпринималсязасвоедело,недовольствовалсятолькоформальнымисполнениемсвоихобязанностейиизбегалвсегдаивезденаслужебномпоприщеопаснейшегоизлейшеговрагасвоего-дурногорасположениядуха.
(Журналдлявоспитания.Руководстводляродителейипреподавателей,издаваемоеА.Лумиковым.–1858г.)
Согласныливыспозициейавтора?Какпедагогунужновыстроитьобщениепедагогасребенком?Скакимиактуальнымипроблемаминашегосовременногообществасвязаносодержаниеданнойстатьи?Вчемпроявляетсягуманистическаянаправленностьидейавтораданнойпубликации?
№ | Критерииоценивания | Баллы | |
1. | Наличие,точностьформулировкиобщественнойпроблемы | 0-2 | |
2. | Обоснованиеактуальности/неактуальностиобозначеннойпроблемывсовременности | 0-2 | |
3. | Представленаиобоснованагуманистическаянаправленностьидейавторапубликации | 0-2 | |
4. | Обоснованность,убедительностьаргументациисвоегомненияотом,какпедагогунужновыстроитьобщениепедагогасребенком | 0-2 | |
5. | Грамотностьречи | 0-1 | |
Максимальныйбалл | 9 |
Согласны ли вы с позицией автора?
Абсолютно согласна с позицией автора
В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания. Выводы, которые позволяют сделать историко-педагогический материал, интересен и важен для современного педагога, специалиста, чья профессиональная деятельность связана с процессом социализации.
Воспитание–это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях.
Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком? Воспитательный процесс–это движение воспитания к своей цели. Цель воспитания–это то, к чему мы стремимся в будущем, и этому подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Вопросы, к чему должен стремиться педагог в своей практической деятельность, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.
Таким образом, профессионально-педагогическое общение-это всегда целенаправленный процесс.
Цели такого общения заключаются в том, чтобы:
1)создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций;
2)"читать"и понимать как свое поведение, таки доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества[2,c.66].
В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений:
-самоконтроль и развитие умений выразительной речи;
-развитиеобщихпсихофизическихособенностейличности,создающихпредпосылкидляуспешноговладенияречевыминавыкамииумениями.
Врезультатемногочисленныхисследованийиэкспериментовпсихологиипедагогисоветуютвоспитателямдляразвитиякоммуникативныхспособностейследующее:
-нужносознавать,чтодетскийсад–частьобщества,аотношениепедагогакдетям–выражениеобщественныхтребований.Педагогнедолженоткрытодемонстрироватьпедагогическуюпозицию.Длядетейсловаипоступкипедагогадолжнывосприниматьсякакпроявлениеегособственныхубеждений,анетолькокакисполнениедолга.
Искренностьпедагога–этозалогпрочныхконтактовсвоспитанниками.Адекватнаяоценкасобственнойличности.Познаниесебя,управлениесобойдолжностатьпостояннойзаботойкаждогоучителя.
-особоговниманиятребуетумениеуправлятьсвоимэмоциональнымсостоянием:воспитательномупроцессувредитраздражительныйтон,преобладаниеотрицательныхэмоций,крик.
Педагогическицелесообразныеотношениястроятсянавзаимоуважениипедагогаивоспитанников.
Надоуважатьиндивидуальностькаждогодошкольника,создаватьусловиядляегосамоутверждениявглазахсверстников,поддерживатьразвитиеположительныхчертличности.
Педагогунеобходимопозаботитьсяоблагоприятнойсамопрезентации:показатьребятамсилусвоейличности,увлечения,умелость,широтуэрудиции.
-стоитпомнить,чтодетитакиеже,какивзрослые,унихестьсвоипроблемы,своимыслииэтонадоучитыватьвихвоспитаниеивобщениесними.Вотестьтакиефразы,которыеникакнельзяговоритьдетям,таккаксказанноеможетиметьобратныйэффект.
Вотнесколькоправил,которыеразработалидетскиепсихологи,правила,которыедолжнысоблюдатьсяпедагогом-воспитателемкакносителемкультурывобщениисдетьми.
Правило№1.Говоритьбезнравоучений.Детинелюбяткогдаихнастырноучит.Сохраняетескрытуюпедагогическуюпозицию.
Правило№2.Неигратьвдрузей.Педагогдолженбытьрядомсосвоимребенком,ноэтонеобязательнозначит,чтовынавязываетесьемувдрузья.
Правило№3.Неперехваливать.Ребенканужноподдерживать,нонеперехвалить,таккакэтоможетповыситьтщеславие,иребенокперестанетстараться.Нехвалитьребенкапередчужимилюдьми,апотом,когданикогонет,говоритьему,чтооннеоправдываетожидания.
Правило№4.Бытьпостоянным.Неменяетесвоираспоряженияинеотклоняетесьоттого,чтовыужераньшесказали,этозаставитребенкавсегдасомневатьсяввашихдействиях.
Правило№5.Неповторяетесь.Ненадоговоритьребенкумноговсего,повторяться,таккакэторебенкатолькораздражаетивызываетнеприязньктому,чтовыемупытаетесьрассказатьиобъяснить.
Правило№6.Некричите.Крикэтопризнакслабости,нестоитпоказыватьсвоюслабость.Всегдаговоритетвердо,увереноинеповышаяголос,этобольшепоможетвамввашихпроблемахиввашихрешениях.
Правило№7.Избавитесьотказарменнойпедагогики.Ненадораспоряжатьсякатегорическипопустякам.
Правило№8.Неговоритьсдетьмигрубо.Еслибудетегрубообращатьсясдетьми,пустьинасловах,тонеудивляетесь,когдаонисделаюттожесамое.
Правило№9.Уметьмудропомолчать.Внекоторыхмоментахнужномудропомолчать,такбудетлучшеиребеноктоженаучитьсябытьтактичным.
Правило11.Считатьсясихмнением.Длятогочтобыдетинаучилисьсамостоятельноприниматьрешения,нужноуметьсчитатьсясихмнением,ионитожебудутсвашиммнениемсчитаться.
Правило12.Войтивихмир.Войтивмирдетейдовольносложно,ноэтонеобходимость,таккаквыдолжныпонятьдетейипопытатьсясделатьтак,чтобыониваспонимали,толькотаквыдобьетесьмираисогласия.
Скакимиактуальнымипроблемаминашегосовременногообществасвязаносодержаниеданнойстатьи
Совершенный,всестороннеигармоническиразвитыйчеловек–высшаяцельвоспитания,идеал,кдостижениюкоторогостремитсяотечественнаяшкола.Сегодняееглавнаяцель–способствоватьумственному,нравственному,эмоциональному,трудовомуифизическомуразвитиюшкольника,создаватьпредпосылкидляприобщениякобщечеловеческимценностям,обеспечиватьвозможностидлясамореализации,раскрытияпотенциальныхвозможностей,творческихспособностей,достиженияуспеха.Традиционнымидлятакойсистемыостаютсяследующиесоставляющиеобщейцели:умственное(интеллектуальное),физическое,трудовоеиполитехническое,нравственное,эстетическоевоспитание.
Современноеобществоставитпередпедагогами,воспитателямииродителямизадачувоспитаниявысокообразованногоихорошовоспитанногомолодогочеловека.Формированиекультурыповедения-однаизактуальныхисложныхпроблем,котораядолжнарешатьсявсеми,ктоимеетотношениекдетям.Интерескэтойтемеобусловлентем,чторезкоснижаетсявоспитательноевоздействиесемьиироссийскойнациональнойкультурывсферевоспитания.
Культураповеденияпомогаетобщениючеловекасокружающими,обеспечиваетемуэмоциональноеблагополучиеикомфортноесочувствие.Бытькультурным,воспитаннымнеявляетсядостояниемизбранногокругалюдей.Статьгармоничнойличностью,уметьдостойновестисебявлюбойобстановке–правоиобязанностькаждогочеловека.
Термин«культура»-латинскогопроисхождения,первоначальноозначавшийвозделываниепочвы(культивирование).Внастоящеевремякультураупотребляетсявболееобобщенномзначении,хотяединогоподходакпониманиюсущностикультурынет.
Культуравобщемсмыслепонимаетсякакисторическиопределенныйуровеньразвитияобщества,творческихсилиспособностейчеловека,выраженныхвтипахиформахорганизациижизниидеятельностилюдей,вихвзаимоотношениях,атакжевсоздаваемыхимиматериальныхидуховныхценностях.
Культуравузкомсмыслевыступаеткаксферадуховнойжизнилюдей,способосуществленияимипрофессиональнойиинойдеятельности.
Сущностькультурыопределяетсяспособамиосуществленияжизнедеятельности,поэтомувыделяютразновидностикультур,связанныхсразличнымисферамичеловеческойдеятельности:общения,потребления,досуга,бытаит.д.
Культуравеематериальнойидуховнойформахявляетсясущественнойхарактеристикойжизниобщества.Человекформируетсявпроцессесвоейдеятельностикаккультурно-историческоесуществопосредствомусвоенияязыка,приобщениякценностям,традициямит.д.Такимобразом,человекявляетсяпродуктом,представителеминосителемкультуры.
Общаякультурапедагога–эторезультатличностногоразвития,развитиясоциальнозначимыхличностныххарактеристик,реализуемыхвегопрофессиональнойдеятельности.
Всодержанииобщейкультурыпедагогаможновыделитьнесколькокомпонентов:экологическуюкультуру(характеризующаявзаимосвязьчеловекасокружающейсредой),правовую,коммуникативную,экономическую,ит.д.культуры.
Вчемпроявляетсягуманистическаянаправленностьидейавтораданнойпубликации?
Педагогическаякультура–частьобщечеловеческойкультуры,вкоторойпроявляютсядуховныеиматериальныеценностиобразованияивоспитания,способытворческойпедагогическойдеятельности,содержащиевсебедостиженияразныхисторическихэпохинеобходимыхдлясоциализацииличности.
Материальныеценностипедагогическойкультуры–этосредстваобученияивоспитания.
Духовныеценностипедагогическойкультуры–этопедагогическиезнания,теории,концепции,накопленныйчеловечествомпедагогическийопытивыработанныепрофессионально-этическиенормы.
Педагогическаякультурабазируетсянаобщейкультуреисучетомспецификидеятельностипедагогаявляетсячастьюобщечеловеческойкультуры.
Педагогическаякультура–уровеньовладенияпедагогическойтеориейипрактикой,современнымипедагогическимитехнологиями,способамитворческойсаморегуляциииндивидуальныхвозможностейличностивпедагогическойдеятельности.
В.Бондаревскаясредикомпонентовпедагогическойкультурывыделяет: