Файл: Инструкцияквыполнениюпрактическойработы Практическаяработарассчитанана2академическихчаса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическаяработапотеме№5

«Ценностно-смысловаяпозицияучителя»

Инструкцияквыполнениюпрактическойработы

1.Практическаяработарассчитанана2академическихчаса.

2.Вамнеобходимовыполнитьодноинвариантноезаданиеиодновариативноезаданиенавашвыбор.

3.Максимальноеколичествобалловзадвазадания–19.

4.Критерииоцениванияпредставленывкаждомзадании.
Вариативноезадание№1.ПроанализируйтепедагогическуюстатьюизпериодическойпечатиначалаХХв.«Одурномрасположениидухавнаставнике».

Вделевоспитанияиучения,какизвестно,личностьвоспитателяиучителяиграетважнуюроль.Личностьнаставникадолжнабытьнравственновысока,безукоризненна;нонаставникчеловекиподверженобщечеловеческимслабостям.Боротьсясними,побеждатьих-весьмаважнаязадачадлянаставника.Этаслабостьвстречается,ксожалению,довольночасто:неумениенаставникавладетьсобоютогда,когдаоннаходитсявдурномрасположениидуха.

Словоестьглавноеорудиеучителя.Поэтомуурок,данныйвдурномрасположениидуха,произведетрезультатотрицательный.Ученикичастополучаютотвращениекпредмету,приправленномутакимневкуснымпреподаванием.Втакомсостояниичеловек,обыкновенно,бываетнесправедлив,неумеренвсвоихтребованиях.

Дляуспешногодействиянапедагогическомпоприщеодноверноесредство:чтобынаставниквесело,бодро,слюбовьюпринималсязасвоедело,недовольствовалсятолькоформальнымисполнениемсвоихобязанностейиизбегалвсегдаивезденаслужебномпоприщеопаснейшегоизлейшеговрагасвоего-дурногорасположениядуха.

(Журналдлявоспитания.Руководстводляродителейипреподавателей,издаваемоеА.Лумиковым.–1858г.)

Согласныливыспозициейавтора?Какпедагогунужновыстроитьобщениепедагогасребенком?Скакимиактуальнымипроблемаминашегосовременногообществасвязаносодержаниеданнойстатьи?Вчемпроявляетсягуманистическаянаправленностьидейавтораданнойпубликации?



Критерииоценивания

Баллы

1.

Наличие,точностьформулировкиобщественнойпроблемы

0-2

2.

Обоснованиеактуальности/неактуальностиобозначеннойпроблемывсовременности

0-2

3.

Представленаиобоснованагуманистическаянаправленностьидейавторапубликации

0-2

4.

Обоснованность,убедительностьаргументациисвоегомненияотом,какпедагогунужновыстроитьобщениепедагогасребенком

0-2

5.

Грамотностьречи

0-1

Максимальныйбалл

9



Согласны ли вы с позицией автора?

Абсолютно согласна с позицией автора

В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания. Выводы, которые позволяют сделать историко-педагогический материал, интересен и важен для современного педагога, специалиста, чья профессиональная деятельность связана с процессом социализации.

Воспитание–это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях.

Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком? Воспитательный процесс–это движение воспитания к своей цели. Цель воспитания–это то, к чему мы стремимся в будущем, и этому подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Вопросы, к чему должен стремиться педагог в своей практической деятельность, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.

Таким образом, профессионально-педагогическое общение-это всегда целенаправленный процесс.

Цели такого общения заключаются в том, чтобы:

1)создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций;

2)"читать"и понимать как свое поведение, таки доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества[2,c.66].

В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений:

-самоконтроль и развитие умений выразительной речи;

-развитиеобщихпсихофизическихособенностейличности,создающихпредпосылкидляуспешноговладенияречевыминавыкамииумениями.



Врезультатемногочисленныхисследованийиэкспериментовпсихологиипедагогисоветуютвоспитателямдляразвитиякоммуникативныхспособностейследующее:

-нужносознавать,чтодетскийсад–частьобщества,аотношениепедагогакдетям–выражениеобщественныхтребований.Педагогнедолженоткрытодемонстрироватьпедагогическуюпозицию.Длядетейсловаипоступкипедагогадолжнывосприниматьсякакпроявлениеегособственныхубеждений,анетолькокакисполнениедолга.

Искренностьпедагога–этозалогпрочныхконтактовсвоспитанниками.Адекватнаяоценкасобственнойличности.Познаниесебя,управлениесобойдолжностатьпостояннойзаботойкаждогоучителя.

-особоговниманиятребуетумениеуправлятьсвоимэмоциональнымсостоянием:воспитательномупроцессувредитраздражительныйтон,преобладаниеотрицательныхэмоций,крик.

Педагогическицелесообразныеотношениястроятсянавзаимоуважениипедагогаивоспитанников.

Надоуважатьиндивидуальностькаждогодошкольника,создаватьусловиядляегосамоутверждениявглазахсверстников,поддерживатьразвитиеположительныхчертличности.

Педагогунеобходимопозаботитьсяоблагоприятнойсамопрезентации:показатьребятамсилусвоейличности,увлечения,умелость,широтуэрудиции.

-стоитпомнить,чтодетитакиеже,какивзрослые,унихестьсвоипроблемы,своимыслииэтонадоучитыватьвихвоспитаниеивобщениесними.Вотестьтакиефразы,которыеникакнельзяговоритьдетям,таккаксказанноеможетиметьобратныйэффект.

Вотнесколькоправил,которыеразработалидетскиепсихологи,правила,которыедолжнысоблюдатьсяпедагогом-воспитателемкакносителемкультурывобщениисдетьми.

Правило№1.Говоритьбезнравоучений.Детинелюбяткогдаихнастырноучит.Сохраняетескрытуюпедагогическуюпозицию.

Правило№2.Неигратьвдрузей.Педагогдолженбытьрядомсосвоимребенком,ноэтонеобязательнозначит,чтовынавязываетесьемувдрузья.

Правило№3.Неперехваливать.Ребенканужноподдерживать,нонеперехвалить,таккакэтоможетповыситьтщеславие,иребенокперестанетстараться.Нехвалитьребенкапередчужимилюдьми,апотом,когданикогонет,говоритьему,чтооннеоправдываетожидания.

Правило№4.Бытьпостоянным.Неменяетесвоираспоряженияинеотклоняетесьоттого,чтовыужераньшесказали,этозаставитребенкавсегдасомневатьсяввашихдействиях.

Правило№5.Неповторяетесь.Ненадоговоритьребенкумноговсего,повторяться,таккакэторебенкатолькораздражаетивызываетнеприязньктому,чтовыемупытаетесьрассказатьиобъяснить.

Правило№6.Некричите.Крикэтопризнакслабости,нестоитпоказыватьсвоюслабость.Всегдаговоритетвердо,увереноинеповышаяголос,этобольшепоможетвамввашихпроблемахиввашихрешениях.


Правило№7.Избавитесьотказарменнойпедагогики.Ненадораспоряжатьсякатегорическипопустякам.

Правило№8.Неговоритьсдетьмигрубо.Еслибудетегрубообращатьсясдетьми,пустьинасловах,тонеудивляетесь,когдаонисделаюттожесамое.

Правило№9.Уметьмудропомолчать.Внекоторыхмоментахнужномудропомолчать,такбудетлучшеиребеноктоженаучитьсябытьтактичным.

Правило11.Считатьсясихмнением.Длятогочтобыдетинаучилисьсамостоятельноприниматьрешения,нужноуметьсчитатьсясихмнением,ионитожебудутсвашиммнениемсчитаться.

Правило12.Войтивихмир.Войтивмирдетейдовольносложно,ноэтонеобходимость,таккаквыдолжныпонятьдетейипопытатьсясделатьтак,чтобыониваспонимали,толькотаквыдобьетесьмираисогласия.

Скакимиактуальнымипроблемаминашегосовременногообществасвязаносодержаниеданнойстатьи

Совершенный,всестороннеигармоническиразвитыйчеловек–высшаяцельвоспитания,идеал,кдостижениюкоторогостремитсяотечественнаяшкола.Сегодняееглавнаяцель–способствоватьумственному,нравственному,эмоциональному,трудовомуифизическомуразвитиюшкольника,создаватьпредпосылкидляприобщениякобщечеловеческимценностям,обеспечиватьвозможностидлясамореализации,раскрытияпотенциальныхвозможностей,творческихспособностей,достиженияуспеха.Традиционнымидлятакойсистемыостаютсяследующиесоставляющиеобщейцели:умственное(интеллектуальное),физическое,трудовоеиполитехническое,нравственное,эстетическоевоспитание.

Современноеобществоставитпередпедагогами,воспитателямииродителямизадачувоспитаниявысокообразованногоихорошовоспитанногомолодогочеловека.Формированиекультурыповедения-однаизактуальныхисложныхпроблем,котораядолжнарешатьсявсеми,ктоимеетотношениекдетям.Интерескэтойтемеобусловлентем,чторезкоснижаетсявоспитательноевоздействиесемьиироссийскойнациональнойкультурывсферевоспитания.

Культураповеденияпомогаетобщениючеловекасокружающими,обеспечиваетемуэмоциональноеблагополучиеикомфортноесочувствие.Бытькультурным,воспитаннымнеявляетсядостояниемизбранногокругалюдей.Статьгармоничнойличностью,уметьдостойновестисебявлюбойобстановке–правоиобязанностькаждогочеловека.

Термин«культура»-латинскогопроисхождения,первоначальноозначавшийвозделываниепочвы(культивирование).Внастоящеевремякультураупотребляетсявболееобобщенномзначении,хотяединогоподходакпониманиюсущностикультурынет.


Культуравобщемсмыслепонимаетсякакисторическиопределенныйуровеньразвитияобщества,творческихсилиспособностейчеловека,выраженныхвтипахиформахорганизациижизниидеятельностилюдей,вихвзаимоотношениях,атакжевсоздаваемыхимиматериальныхидуховныхценностях.

Культуравузкомсмыслевыступаеткаксферадуховнойжизнилюдей,способосуществленияимипрофессиональнойиинойдеятельности.

Сущностькультурыопределяетсяспособамиосуществленияжизнедеятельности,поэтомувыделяютразновидностикультур,связанныхсразличнымисферамичеловеческойдеятельности:общения,потребления,досуга,бытаит.д.

Культуравеематериальнойидуховнойформахявляетсясущественнойхарактеристикойжизниобщества.Человекформируетсявпроцессесвоейдеятельностикаккультурно-историческоесуществопосредствомусвоенияязыка,приобщениякценностям,традициямит.д.Такимобразом,человекявляетсяпродуктом,представителеминосителемкультуры.

Общаякультурапедагога–эторезультатличностногоразвития,развитиясоциальнозначимыхличностныххарактеристик,реализуемыхвегопрофессиональнойдеятельности.

Всодержанииобщейкультурыпедагогаможновыделитьнесколькокомпонентов:экологическуюкультуру(характеризующаявзаимосвязьчеловекасокружающейсредой),правовую,коммуникативную,экономическую,ит.д.культуры.

Вчемпроявляетсягуманистическаянаправленностьидейавтораданнойпубликации?

Педагогическаякультура–частьобщечеловеческойкультуры,вкоторойпроявляютсядуховныеиматериальныеценностиобразованияивоспитания,способытворческойпедагогическойдеятельности,содержащиевсебедостиженияразныхисторическихэпохинеобходимыхдлясоциализацииличности.

Материальныеценностипедагогическойкультуры–этосредстваобученияивоспитания.

Духовныеценностипедагогическойкультуры–этопедагогическиезнания,теории,концепции,накопленныйчеловечествомпедагогическийопытивыработанныепрофессионально-этическиенормы.

Педагогическаякультурабазируетсянаобщейкультуреисучетомспецификидеятельностипедагогаявляетсячастьюобщечеловеческойкультуры.

Педагогическаякультура–уровеньовладенияпедагогическойтеориейипрактикой,современнымипедагогическимитехнологиями,способамитворческойсаморегуляциииндивидуальныхвозможностейличностивпедагогическойдеятельности.

В.Бондаревскаясредикомпонентовпедагогическойкультурывыделяет: