Файл: Алан Купер Психбольница в руках пациентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 753

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Алан Купер
Психбольница в руках пациентов
Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие
Как противостоять натиску компьютерных технологий, проникающих в нашу жизнь с ужасающей скоростью? Наши телефоны, фотокамеры, автомобили - все, что нас окружает, автоматизируются, программируются, создаются людьми, которые, стремясь получить выгоду от применения микросхем, уклонились от своей прямой обязанности - делать эти продукты простыми в применении. И это не преувеличение, это реальность.
Наша жизнь все больше концентрируется вокруг превратностей, странностей, решений и катастроф индустрии высоких технологий. Разработчики программ, устройств и технологий думают не так, как мы. Облеченные полномочиями исполнительные лица ни на что не влияют в мире высоких технологий - здесь всем заправляют инженеры. Мы разрешили пациентам завладеть психбольницей. Алан Купер предлагает решение проблемы: программированию должно предшествовать проектирование.
Посвящается
Сью, Скотт и Мери с любовью
Оглавление
Отзывы на книгу Алана Купера............................................................................................................................................................. 4
Об авторе ................................................................................................................................................................................................. 6
Благодарности ......................................................................................................................................................................................... 7
Предисловие научного редактора .......................................................................................................................................................... 9
Предисловие .......................................................................................................................................................................................... 11
Введение ................................................................................................................................................................................................ 13
Книга-обоснование ........................................................................................................................................................................... 13
Инженер, сведущий в бизнесе, либо бизнесмен, сведущий в технологии .................................................................................. 13
Часть I. Компьютерная безграмотность .............................................................................................................................................. 28
Глава 1. Загадки века информации .................................................................................................................................................. 28
Что получится, если скрестить компьютер с самолетом? ......................................................................................................... 28
Что получится, если скрестить компьютер с фотокамерой? ..................................................................................................... 30
Что получится, если скрестить компьютер с будильником? .................................................................................................... 32
Что получится, если скрестить компьютер с автомобилем? ..................................................................................................... 34
Что получится, если скрестить компьютер с банком? ............................................................................................................... 35
Компьютер позволяет легко попасть в беду ............................................................................................................................... 36
Коммерческое программное обеспечение тоже страдает ......................................................................................................... 39
Что получится, если скрестить компьютер с военным кораблем? ........................................................................................... 40
Техноярость ................................................................................................................................................................................... 41
Индустрия в «несознанке» ........................................................................................................................................................... 42
Мотивы создания этой книги ....................................................................................................................................................... 43
Глава 2. Когнитивное сопротивление ............................................................................................................................................. 46
Поведение, не связанное с физическими силами ....................................................................................................................... 46
Проектирование - слово емкое..................................................................................................................................................... 48
Отношения между программистами и проектировщиками ...................................................................................................... 50
Большинство программ проектируются случайным образом ................................................................................................... 50
Проектирование «взаимодействия» против проектирования «интерфейса» ........................................................................... 51
Отличительные черты продуктов, основанных на программном обеспечении ...................................................................... 52
Танцующий медведь ..................................................................................................................................................................... 55


2
Стоимость дополнительных возможностей программного обеспечения ................................................................................ 56
Апологеты и уцелевшие ............................................................................................................................................................... 59
Наша реакция на когнитивное сопротивление ........................................................................................................................... 63
Демократизация власти потребителя .......................................................................................................................................... 65
Виноват пользователь ................................................................................................................................................................... 65
Программный апартеид ................................................................................................................................................................ 67
Часть II. Масштабные издержки .......................................................................................................................................................... 70
Глава 3. Пустая трата денег ............................................................................................................................................................. 70
Управление, ориентированное на крайние сроки сдачи............................................................................................................ 70
Что такое «готово»? ...................................................................................................................................................................... 71
Поздний выпуск - не беда ............................................................................................................................................................ 75
Торг за набор функций ................................................................................................................................................................. 76
Возможности не всегда нужны .................................................................................................................................................... 78
Итерации и миф о непредсказуемости рынка ............................................................................................................................ 79
Скрытые издержки некачественного программного обеспечения ........................................................................................... 84
Издержки прототипирования ....................................................................................................................................................... 87
Глава 4. Танцующий медведь .......................................................................................................................................................... 92
Если это проблема, то почему ее до сих пор не решили? ......................................................................................................... 93
Жертва бытовой электроники ...................................................................................................................................................... 93
Чем плохи почтовые клиенты ...................................................................................................................................................... 95
Чем плохи программы для планирования ................................................................................................................................... 96
Чем плохи календари .................................................................................................................................................................... 98
Массовая веб-истерия ................................................................................................................................................................... 99
Что не так с программным обеспечением? ............................................................................................................................... 100
Глава 5. Нелояльность клиентов .................................................................................................................................................... 105
Привлекательность ..................................................................................................................................................................... 106
Одно сравнение ........................................................................................................................................................................... 109
Время выхода на рынок .............................................................................................................................................................. 113
Часть III. Как есть суп вилкой ........................................................................................................................................................... 115
Глава 6. Психбольница в руках пациентов ................................................................................................................................... 115
Вождение на заднем сиденье ..................................................................................................................................................... 115
Подготовка катастрофы .............................................................................................................................................................. 118
Компьютеры против людей ....................................................................................................................................................... 122
Учим собак быть кошками ......................................................................................................................................................... 124
Глава 7. Ноmo Logicus .................................................................................................................................................................... 129
Авиационный тест ...................................................................................................................................................................... 129
Психология программистов ....................................................................................................................................................... 130
Программисты пожертвуют простотой ради контроля ........................................................................................................... 132
Программисты обменяют успех на понимание ........................................................................................................................ 133
Программисты сосредотачиваются на исключительных ситуациях ...................................................................................... 135
Программисты ведут себя грубо и прямолинейно ................................................................................................................... 138
Глава 8. Отмирающая культура ..................................................................................................................................................... 141
Культура программирования ..................................................................................................................................................... 142
Повторное использование кода ................................................................................................................................................. 143
Общепринятая культура ............................................................................................................................................................. 147
Культурная изоляция .................................................................................................................................................................. 154
Шкурный интерес ....................................................................................................................................................................... 156
Обесчеловечивает процесс, а не технология ............................................................................................................................ 161
Часть IV. Проектирование взаимодействия - выгодный бизнес ..................................................................................................... 162
Глава 9. Проектирование для удовольствия ................................................................................................................................. 162
Персонажи ................................................................................................................................................................................... 162
Проектируйте для одного персонажа ........................................................................................................................................ 164
Персонаж должен быть конкретным ......................................................................................................................................... 167
Персонаж должен быть воображаемым .................................................................................................................................... 169
Описание должно быть подробным, а не идеальным .............................................................................................................. 170
Реалистичный взгляд на уровень подготовленности ............................................................................................................... 172
Персонажи закрывают споры о функциях ................................................................................................................................ 173
Персонаж пользователя, а не покупателя ................................................................................................................................. 176
Подбор персонажей .................................................................................................................................................................... 177
Ключевые персонажи ................................................................................................................................................................. 179
Пример: Sony Trans Соm и P@ssport ......................................................................................................................................... 180
Глава 10. Проектирование ради результата .................................................................................................................................. 191
Мы решаем задачи, чтобы достичь целей ................................................................................................................................. 191
Задачи не являются целями ........................................................................................................................................................ 192
Проектирование, ориентированное на цели ............................................................................................................................. 194
Цели личные и цели практические ............................................................................................................................................ 197


3
Личные цели ................................................................................................................................................................................ 200
Корпоративные цели ................................................................................................................................................................... 201
Практические цели ...................................................................................................................................................................... 202
Ложные цели ............................................................................................................................................................................... 203
И у компьютера есть человеческие черты ................................................................................................................................ 204
Проектирование и вежливость ................................................................................................................................................... 205
Что делает программы вежливыми? ......................................................................................................................................... 208
Пример: Drumbeat от Elemental ................................................................................................................................................. 219
Глава 11. Проектирование для людей ........................................................................................................................................... 227
Сценарии ...................................................................................................................................................................................... 227
Повседневные сценарии ............................................................................................................................................................. 228
Обязательные сценарии .............................................................................................................................................................. 229
Сценарии исключительных ситуаций ....................................................................................................................................... 229
Адаптирующийся интерфейс ..................................................................................................................................................... 230
Вечные середняки ....................................................................................................................................................................... 231
Словарь ........................................................................................................................................................................................ 235
Реальность смеется последней ................................................................................................................................................... 237
Пример: Logitech Scanman ......................................................................................................................................................... 238
Преодоление разрыва между устройствами и программами .................................................................................................. 249
Меньше значит больше .............................................................................................................................................................. 251
Часть V. Возвращаемся на место водителя ...................................................................................................................................... 253
Глава 12. В отчаянных поисках эргономики ................................................................................................................................ 253
Последовательность .................................................................................................................................................................... 254
Юзабилити-тестирование ........................................................................................................................................................... 256
Многопрофильные команды ...................................................................................................................................................... 258
Проектирующие программисты ................................................................................................................................................ 259
Откуда вы знаете? ....................................................................................................................................................................... 260
Руководства по стилю ................................................................................................................................................................. 261
Фокус-группы .............................................................................................................................................................................. 263
Визуальное проектирование ...................................................................................................................................................... 263
Промышленный дизайн .............................................................................................................................................................. 265
Классная новая технология ........................................................................................................................................................ 266
Итерации ...................................................................................................................................................................................... 267
Глава 13. Управляемый процесс .................................................................................................................................................... 269
Кто на самом деле самый влиятельный? .................................................................................................................................. 269
Поиск основы .............................................................................................................................................................................. 275
Производство фильмов ............................................................................................................................................................... 276
Хорошая сделка ........................................................................................................................................................................... 279
Кто отвечает за качество продукта? .......................................................................................................................................... 286
Включение проектирования в процесс ..................................................................................................................................... 287
Глава 14. Мощь и удовольствие .................................................................................................................................................... 291
Пример налаженного проекта .................................................................................................................................................... 292
Осознанное проектирование взаимодействия .......................................................................................................................... 294
Польза от перемен ....................................................................................................................................................................... 296
Почему они не едят пирожных? ................................................................................................................................................ 297


4

Отзывы на книгу Алана Купера
От этого становится не по себе, но это правда. Персональные компьютеры породили новую взаимозависимость Новой Эры. Они позорят нас, раздражают нас, но мы продолжаем тратить на них деньги. Книга Алана Купера объясняет, почему все должно быть не так и что мы можем сделать для исправления ситуации. Чтение доставляет удовольствие и помогает спуститься с небес на землю.
- Жан-Луи Гассе, президент Be, Inc.
И впрямь пациенты. Людям пора проснуться и сказать «Все, с нас хватит!» Снова
Алан Купер освещает нам путь. Чтение его книг следует сделать обязательным во всех компаниях, имеющих отношение к высоким технологиям и считающих, что они работают на благо клиентов. Нам нужно больше книг, подобных этой, больше людей, похожих на Алана Купера.
- Дон Норман, Nielsen Norman Group; автор книги «The Invisible Computer»
Если вы когда-нибудь задумывались, почему программы, написанные для компьютеров, и многочисленные электронные штучки ведут себя так, словно были созданы болваном или пытаются сделать болвана из вас, прочтите эту книгу. Книга
Купера - это манифест о том, как повысить качество жизни в век, когда мы проводим много времени во взаимодействии с технологией.
- Питер Хиршберг, президент Elemental Software
Подход к проектированию, предлагаемый Купером, быстро завоевывает последователей, среди которых и такие клиенты, как Sun Microsystems, Coca-Cola,
Compaq и Dow Jones.
- Fast Company Magazine
Целеориентированная методология проектирования
Алана
Купера, сосредотачивающая внимание на конкретных конечных пользователях (персонажах), привела команду проектировщиков к элегантному решению невероятно сложной проблемы проектирования пользовательского интерфейса.
- Карен Ивенсон, руководитель инженерных разработок Sony Trans Com
Браво! Живой и проникновенный трактат о проектировании взаимодействия от того, кто стоит у истоков. Раздавайте экземпляры друзьям, коллегам, своим клиентам. Об этой книге обязательно будут говорить, а возможно, и спорить.

5
- Клемент Мок, основатель Archetype Studio, креативный директор Sapient
Эта книга изменит ваши отношения с технологией, будь вы ее создатель или потребитель. Технология призвана помогать человеку, а не приводить его в замешательство. Это лучшая из прочитанных мною книг о проектировании взаимодействий: в ней Алан рассказывает, почему компьютеры неверно взаимодействуют с людьми и как излечить эту хроническую болезнь. Обязательная книга для всех, кто имеет дело с продуктами высоких технологий.
- Джефф Хадфилд, главный редактор Visual Basic Programmer's Journal
Мы находимся под сильным впечатлением от энтузиазма, профессионализма и методов работы нескольких команд Cooper Interaction Design, сотрудничающих с нами над перепроектированием центральных модулей R/3.
- Маттиас Беринг, руководитель программы, SAP
Если бы Алан Купер присутствовал на сказочном шествии короля через город, то первым бы заявил о том, что король голый, после чего показал бы всем, как создавать наряды привлекательные, экономичные и приятные в ношении. В этой книге Купер бросает вызов индустрии программного обеспечения на всех уровнях - от тех, кто пишет код, до высшего руководства, демонстрируя изъяны современных программ и указывая на приемы проектирования, позволяющие исправить положение. Основываясь на своем богатом опыте в проектировании приложений, он излагает материал настолько ясно и практично, что книга может стать бесценным откровением для любого читателя - даже того, чей контакт с индустрией компьютерных приложений ограничен использованием продуктов, получивших название «танцующих медведей».
- Терри Виноград, профессор информатики Стэнфордского университета
Отличные программы создаются для пользователей. Работать с такими программами легко и приятно. Такая работа эффективна. Алан Купер четко показывает, что в массе своей программы создаются для программистов: на основе их догадок о потребностях пользователя, из любимых функций, индивидуальных особенностей стиля.
Эта умная книга учит руководителей тому, что они должны знать, чтобы создавать системы, покоряющие рынок. Любой участник рынка - и самый удачливый и всего добившийся, и только еще полный надежд стать следующей сверхновой, поймет, что эта книга - одна из наиболее глубоких, практичных и полезных.
- Ларри Кили, президент Doblin Group