Файл: Урок по развитию функциональной грамотности школьников Решение жизненных задач.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Раисинская средняя школа»
Урок
по развитию функциональной грамотности школьников
«Решение жизненных задач»
3 класс
Подготовила учитель начальных классов:
Григорьева Татьяна Александровна
2022 год
Паспорт урока
Класс | 3 класс МКОУ «Раисинская средняя школа» |
Предмет | Математика с элементами финансовой грамотности |
Тема урока | Решение «жизненных» задач |
Цель урока | формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач |
Задачи урока | 1.Создать условия для формирования у учащихся: - умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач, - умения работать в парах, - умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме. 2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность. |
Планируемые результаты | Личностные: формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе. Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач, умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание; Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение. Предметные: повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности. |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений |
Форма (вид) урока | Метапредметный урок математики+ финансовая грамотность |
Образовательные технологии | Технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, игровые |
Перечень методик | Работа в парах, работа с понятиями, проблемно-диалогический метод, метод мини – исследования, словесно-иллюстративный метод, дидактическая игра, рефлексия |
Оборудование | Компьютер, проектор, карточки для индивидуальной и парной работы, рабочий лист для индивидуальной работы, набор «Деньги», карточка-раскраска для индивидуальной работы. |
I. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Давайте повернёмся и поприветствуем друг друга улыбками. Поприветствуем наших гостей. Садитесь. Сегодня мы выполним необычную и очень важную работу. Настройтесь на то , что навыки приобретённые на занятии, пригодятся вам в жизни.
-
Начинаем урок. (Слайд 1).
Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках? (Слайд 2).
Как взаимосвязаны данные изображения? (Математика, магазин, калькулятор, продукты). Без математики не возможно в жизни (Слайд 3).
Без математики, друзья,
Прожить на свете нам нельзя
Без нее ты пропадешь.
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что сколько стоит - не узнаешь,
А, узнав, не разберешь!
II.Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы будем решать задачи. Как думаете, какие задачи? (Ответы детей)
Определите тему урока (Решение «жизненных» задач) (Слайд 4).
Как вы понимаете термин «жизненные» задачи?
Поставьте цель урока (Слайд 5).
Прочитайте девиз урока (Слайд 6).
Девиз урока: «Учимся не для школы, а для жизни». ( Луций Сенека).
Как вы его понимаете? (Ответы детей - Люди получают образование для дальнейшего его применения в жизни, а не только для обучения в учебном заведении)
- Да, сегодня мы будем учиться применять полученные знания и умения на уроках для решения «жизненных задач». Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
Желаю вам удачи,
И успешности в придачу.
Ш.Закрепление знаний в знакомых ситуациях.
Сегодня мы будем помощниками семьи Ивановых (Слайд 7).
На мобильный телефон мамы поступило СМС сообщение от бабушки и дедушки:
Дорогие мои! Очень соскучились, едем в гости. Выезжаем в субботу, отправление автобуса в 10.00. До встречи! (Слайд 8).
Представьте ситуацию и составьте план действий.
1.Встретить бабушку.
2.Приготовить праздничный обед.
Задания будем выполнять в «Рабочем листе», на полях около каждого задания оцениваем себя. Напомнить критерии самооценки.
Жёлтая карточка - задание выполнено без ошибок или 1-2 ошибки.
Красная карточка - допущено много ошибок
Работаем по плану.
1. Встреча бабушки. Задача №1.
Посмотрите на задачу. Определите тип задачи (Задача на движение).
Приём «Корзина понятий» (Вспомнить все изученные сведения по определенной теме)
Для того чтобы встретить бабушку, которая едет на автобусе, давайте вспомним изученные понятия по теме «Движение» и заполним «Корзину понятий» , а сделаем мы это с помощью машинки , которую вы соорудили в Центре Точке Роста на внеурочной деятельности по робототехнике. (Слайд 9).
(Работаем с машинкой)
Дети вспоминают все правила: как найти скорость, время, расстояние. Собирают данные в корзину.
Расстояние до города – 180 км. Скорость автобуса – 60 км/ч
Определите время в пути (180:60= 3 ч). А теперь решите задачу и запишите решение в «Рабочий лист».
Приём «Дополни недостающие данные».
Каких данных бабушка не сообщила, но мы их можем знать? (Слайд 10).
Определите время прибытия 10ч+3ч=13ч
Проверка. Самооценка.
Время на подготовку к встрече у нас есть? Да.
2. Составляем меню для праздничного обеда (Слайд 11).
Меню должно быть вкусным, полезным, легким в приготовлении.
Предположения детей.
1.Салат.
2. Горячее блюдо.
3.Конфеты или печенье к чаю
4.Напиток.
IV.Творческое применение и добывание знаний в новых ситуациях.
1.Поход в магазин за продуктами.
Мама отправляет Мишу с сестрой в магазин за продуктами. Дает 500 рублей. Дает карты для скидок и оплаты, если денег не хватит (Слайд 12).
Работа в «Рабочем листе». Задача №2.
Прочитайте список продуктов, которые необходимо купить.
(Мама просит купить: буханку черного хлеба, батон, пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара).
Какой возникает вопрос? ( Хватит ли денег? Сколько средств потратят на покупку?)
С какими величинами будем работать? Прием «Корзина понятий» по теме «Цена. Количество. Стоимость» (Слайд 14).
Составляем план действий по данной проблеме.
Ваши действия? Предложения детей.
1.Изучить прейскурант цен по таблице.
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?
Выполните данную работу в парах. Один ученик проверяет работу и оценивает сигнальными карточками.
Работа по таблице (Слайд 15).
Сделайте вывод: выгоднее сделать покупку в магазине «Пятерочка».
Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» |
1 | Батон | 30 | 32 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 |
3 | Молоко (1 пакет) | 55 | 60 |
4 | Пряники (1 упаковка) | 75 | 70 |
5 | Чай (1 пачка) | 46 | 43 |
6 | Сосиски ( 1 упаковка) | 210 | 230 |
7 | Сахар (1 пакет) | 55 | 58 |
8 | Кефир (1 пакет) | 45 | 48 |
Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод.
Ответ: 430 рублей.
Вывод: денег хватит, можно идти.
Задание «Карты» .
У детей есть карты разных магазинов (Слайд 16).
Какой картой воспользуемся для получения скидки? (Карта «Пятерочка»).
Ситуация: Наличных денег не хватает. Ваши предложения?
Воспользуемся картой «Мир» Сбербанка России (Слайд 17).
Для нее нужен Пин-код.
Расшифруйте Пин-код по таблице. Решите примеры.
Проверка
Оцените свои действия.
1 цифра | Частное чисел 42 и 7 | |
2 цифра | Произведение чисел 45 и 0 | |
3 цифра | Во сколько раз 24 больше 8? | |
4 цифра | На сколько 75 меньше 80? | |
Работа с чеком из магазина (Слайд 18)
Мама заранее купила что-то вкусненькое к чаю.
Возьмите карточку с чеком.
Определите, в каком магазине мама совершила покупку?
Какой продукт она купила? Какую информацию об этом продукте даст нам чек?
Правильно ли выдана сдача? (Слайд 19)
Кто попробует себя в роли кассира и выдаст правильно сдачи?
(работа с банкнотами и монетами). Один набирает, остальные проверяют. (Приём «Согласен -не согласен»). Если согласен- покажи знак + с помощью пальчиков. Если не согласен – знак -.
ФИЗМИНУТКА (Слайды 20-21). Предлагаю немного отдохнуть.
Сколько раз ногою топнем? (12:4) 3
Сколько раз в ладоши хлопнем? (36:9) 4
Сколько будем приседать? (15:5) 3
Сколько руки поднимать? (12:2) 6
Сколько раз подпрыгнем мы? (40:8) 5
Лучше всех мы, посмотри!
2.Приготовление праздничного угощения.
а) Приготовление салата «Оливье».
Приступаем к приготовлению праздничного угощения.
Миша и Оля решили сами приготовить салат для гостей. Это будет салат «Оливье» (Слайды ).
Решение задачи №3 в «Рабочем листе».
Для салата «Оливье» очень важны пропорции.
Работа в группе.
Рассчитайте стоимость 6 порций салата по таблице (Слайды ).
Проверка по эталону.
Пропорции для салата «Оливье»
Продукты | Количество на 3 порции | Количество на 6 порций | Цена | Стоимость |
Курица отварная | 100 г | 200 г | 18р. - 100 г | 36 |
Морковь | 1 штука | 2 штуки | 6р. - 1шт. | 12 |
Лук репчатый | 1 штука | 2 штуки | 3 р . - 1шт. | 6 |
Огурцы маринованные | 1 штука | 2 штуки | 5 р. - 1шт. | 10 |
Яйца | 2 штуки | 4 штуки | 7 р. - 1шт. | 28 |
Зелёный горошек | 50 г | 100 грамм | 60 р. - 100 г | 60 |
Картофель | 3 штуки | 6 штук | 30 р. - за 6 шт. | 30 |
Майонез | 50 г | 100 грамм | 40 р. - 100 г | 40 |
| | | Всего: | |
Сделайте вывод, скажите стоимость салата.
Задача 4. Горячее блюдо.
Картофельное пюре с сосисками.
б) Готовим горячее блюдо. Это будет картофельное пюре. Работа по слайду. (Слайд ).
Задача про картофельное пюре с сайта Яндекс.Учебник.
Выполни два задания.
-
Учитель написал вопрос на доске. Прочитай ответы детей и выбери,
кто из них опирался на текст, а не на личный опыт.
Учитель: Что добавляли к картофелю при дворе царя Петра Первого?
-
Учитель: Обратите внимание на выделенную часть вопроса. Найдите
и отметьте в тексте одно слово, которое будет ответом на этот вопрос.
Когда русский царь Петр Первый был в Голландии, он заинтересовался необычными «земляными яблоками» и отправил их целый мешок для посадки в Россию. С той поры картофель стали подавать на банкетах при царском
дворе. Вместо соли на блюдо с картофелем клали сахар, а сами клубни считали редким лакомством вроде заморского пирожного.
Готовим витаминный напиток из ягод и фруктов.
Задача №6 (Слайд ).
Узнайте стоимость каждого фрукта по картинке.
Проверка. Оцените свои успехи.
V.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Решить примеры и раскрасить рисунок «Остров сокровищ» на листе.
VI. Итог урока.
(Слайды ).
Опрос учащихся.
- Справились мы с решением «жизненных задач»?
- Что нам помогало решать «жизненные задачи»?
- Какой вывод сделаем?
Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни.
Рефлексия.
«Пирамида Успеха».
Учитель оценивает учеников.
- Вы все молодцы!
Спасибо за урок!
Рабочий лист к уроку «Решаем жизненные задачи».
Задача №1. 1)_____________________________________________
2)________________________________________________________
Ответ:
Задача №2.
Список продуктов:
1 буханку черного хлеба, 1 батон,1 пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара.
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» |
1 | Батон | 30 | 32 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 |
3 | Молоко (1 пакет) | 55 | 60 |
4 | Пряники(1 упаковка) | 75 | 70 |
5 | Чай( 1 пачка) | 46 | 43 |
6 | Сосиски( 1 упаковка) | 210 | 230 |
7 | Сахар (1 пакет) | 54 | 55 |
8 | Кефир (1 пакет) | 45 | 48 |