Файл: Урока биологии в 5 классе по теме Строение клетки Предмет биология Класс 5 Тема урока Строение клетки Тип урока урок общеметодологической направленности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Конструирование урока биологии с использованием средств центра образования «Точка роста»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Строение клетки»
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: «Строение клетки»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности.
Цель: создать условия для осмысления знаний о строении растительной клетки и функциях ее органоидов, формировать начальные исследовательские компетенции: умение проводить наблюдения и сравнения, описывать результаты, делать выводы.
Задачи:
-
Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях; -
Продолжить формирование умения работать с микроскопом; -
Научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради;
Метапредметные: развивается умение выполнения лабораторной работы и оформления ее результатов;
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование
: цифровой микроскоп комплекса «НаукоЛаб» - междисциплинарной лаборатории по изучению естественных наук; лупы; предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, раствор йода, фильтровальная бумага, пипетки; микропрепараты кожицы лука; приложение с инструкцией по выполнению лабораторной работы.
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Организа-ционный момент | Настрой учащихся на работу | Приветствует учащихся, выяснение отсутствующих | | • Приветствуют учителя. • Планирование учебного сотрудничества. | |
Актуализа-ция знаний и фиксация затруднений в деятель-ности | Получить представ-ление о качестве ус-воения учащимися материала по разделу, выявление пробелов и их коррекция. |
|
• Отвечают у доски, демонстрируют после-довательность действий при работе с лупой и микроскопом. | | |
Постановка проблемы | Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися умения ре-шать проблемные ситуации |
Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. • Из чего состоят все живые организмы? (из клеток). • Кто изобрел световой микроскоп? (Антони ван Левенгук) • Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) • Давайте вспомним, что является самой маленькой структурной единицей всего живого? • Как вы думаете клетка - это простая система или сложная? | • Отвечают на заданные вопросы. | • Обсуждать в рабочей группе информацию. • Слушать товарища и обосновывать свое мнение. • Выражать свои мысли и идеи. | • Самостоятельно опре-деляют цель учебной дея-тельности, находят пути решения проблемы и средства достижения цели. • Участвовать в коллек-тивном обсуждении про-блемы, интересоваться чужим мнением, выска-зывать свое. |
Изучение нового материала | Формирование новых знаний и умений. Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности. | • Что нам предстоит сегодня узнать? • Какова тема нашего урока? 1.Рассказывает о строении клеток, сопровождая свой рассказ слайд-презентацией. Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «ядро», «цитоплазма», «ядрышко», «вакуоль» 2. Работа в парах: •Прочитайте текст в учебнике на странице 41-44 и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции» 3.Организует проведение лабораторной работы «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | • Делают предположе-ния по поводу изучае-мой темы. • Планируют свои дей-ствия. • Слушают рассказ учи-теля. • Работают с понятий-ным аппаратом. • Работают с учебником. • Изучают рис. 34. • Запалняют таблицу. • Выполняют лаборатор-ную работу, пользуясь инструкцией (см. При-ложение) и занося результаты в рабочую тетрадь. • Делают вывод об увиденном объекте. • Знать строение клетки; • Рассмотреть клеточ-ные органоиды и их роль в клетке. | • Удерживать цель дея-тельности до получения результата. • Задавать вопросы, необ-ходимые для организации собственной деятельнос-ти. | |
Закрепление изученного материала | Обеспечить условия для развития внима-тельности и наблюда-тельности, отработка полученных знаний | • Проводит беседу с использованием рисунков 34-35, учебника ст. 43, 47. • Подумайте и ответьте на вопросы, ориентируясь на ваши знания: 1. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему? 2. Чем можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей? 3. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? | • Участвуют в беседе, делают вывод о слож-ности строения клетки живого организма. 1) Ядро отвечает за деление клеток. 2) Без ядра клетки не делятся и через некоторое время погибают. 1) Необходимостью поглощать и доставлять питательные вещества на различное расстояние в связи с выходом на сушу. 2) В связи с выполнением органами растения различных функций. 1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит. | | |
Рефлексия деятель-ности (итог урока) | Способствовать разви-тию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить ана-лиз своей деятельнос-ти на уроке, делать выводы. | • Давайте обменяемся впечатлениями о нашем уроке: - что вам понравилось? - что осталось непонятным? - как вы думаете, зачем нам знания о клетке? | | • Делятся впечатлениями о уроке, обмениваются мнениями, делают выводы по уроку. | |
Домашнее задание | Способствовать овла-дению необходимыми навыками самостоя-тельной учебной дея-тельности. | • Дает пояснение по выполнению домашнего задания Учебник: п. 8, ст. 41-47, ответить на вопросы 1-4 ст. 44. | • Записывают домашнее задание. | | |
Приложение
Лабораторная работа
«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Цель: научиться приготавливать микропрепарат кожицы лука для изучения строения клеток.
Оборудование: микроскоп, луковица, предметные и покровные стёкла, препаровальная игла, раствор йода, фильтровальная бумага, пипетка, вода,.
Ход работы:
I
-
Протрите салфеткой предметное стекло. -
Нанесите на него 1-2 капли воды. -
Отделите с помощью препаровальной иглы кусочек кожицы чешуи лука. -
Поместите его в каплю воды, расправьте иглой. -
Накройте кожицу покровным стеклом. -
Окрасьте препарат с помощью раствора йода. Для этого каплю йода нанесите на предметное стекло. Лишний раствор уберите с помощью фильтровальной бумаги.
II
-
Рассмотрите группу клеток при небольшом увеличении (объектив 8, окуляр 7). Сделайте рисунок. -
Рассмотрите препарат при большом увеличении (объектив 20, окуляр 15), изучите одну клетку. Найдите в ней оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоли. -
Зарисуйте клетку, подпишите её основные части. -
Сделайте вывод.