Файл: Урока биологии в 5 классе по теме Строение клетки Предмет биология Класс 5 Тема урока Строение клетки Тип урока урок общеметодологической направленности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Конструирование урока биологии с использованием средств центра образования «Точка роста»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Строение клетки»
Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: «Строение клетки»

Тип урока: урок общеметодологической направленности
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности.

Цель: создать условия для осмысления знаний о строении растительной клетки и функциях ее органоидов, формировать начальные исследовательские компетенции: умение проводить наблюдения и сравнения, описывать результаты, делать выводы.

Задачи:

  • Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;

  • Продолжить формирование умения работать с микроскопом;

  • Научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради;

Метапредметные: развивается умение выполнения лабораторной работы и оформления ее результатов;

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Оборудование
: цифровой микроскоп комплекса «НаукоЛаб» - междисциплинарной лаборатории по изучению естественных наук; лупы; предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, раствор йода, фильтровальная бумага, пипетки; микропрепараты кожицы лука; приложение с инструкцией по выполнению лабораторной работы.




Этап


Цель этапа


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организа-ционный момент

Настрой учащихся на работу

Приветствует учащихся, выяснение отсутствующих




• Приветствуют учителя.

• Планирование учебного сотрудничества.




Актуализа-ция знаний и фиксация затруднений в деятель-ности

Получить представ-ление о качестве ус-воения учащимися материала по разделу, выявление пробелов и их коррекция.

  • Проводит проверку знаний об устройстве лупы, микроскопа и правил работы с ним.




  • Выдает некоторым учащимся индивидуаль-ные карточки на проверку знаний о работе с микроскопом и лупой.




  • Работают по карточ-кам.


• Отвечают у доски, демонстрируют после-довательность действий при работе с лупой и микроскопом.







Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися умения ре-шать проблемные ситуации

  • Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

  • Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?  


Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 
Там такое происходит - 
Цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье 
В клетке чудным превращеньям. 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук. 

• Из чего состоят все живые организмы? (из клеток).

• Кто изобрел световой микроскоп? (Антони ван Левенгук)

• Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
• Давайте вспомним, что является самой маленькой структурной единицей всего живого?

Как вы думаете клетка - это простая система или сложная?


• Отвечают на заданные вопросы.


Обсуждать в рабочей группе информацию.
Слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Выражать свои мысли и идеи.


Самостоятельно опре-деляют цель учебной дея-тельности, находят пути решения проблемы и средства достижения цели.
Участвовать в коллек-тивном обсуждении про-блемы, интересоваться чужим мнением, выска-зывать свое.


Изучение нового материала

Формирование новых знаний и умений. Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности.

• Что нам предстоит сегодня узнать?
• Какова тема нашего урока?

1.Рассказывает о строении клеток, сопровождая свой рассказ слайд-презентацией.

Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «ядро», «цитоплазма», «ядрышко», «вакуоль»
2. Работа в парах:

•Прочитайте текст в учебнике на странице 41-44 и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции»
3.Организует проведение лабораторной работы «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»


• Делают предположе-ния по поводу изучае-мой темы.

• Планируют свои дей-ствия.

• Слушают рассказ учи-теля.

• Работают с понятий-ным аппаратом.

Работают с учебником.

• Изучают рис. 34.

• Запалняют таблицу.

• Выполняют лаборатор-ную работу, пользуясь инструкцией (см. При-ложение) и занося результаты в рабочую тетрадь.

• Делают вывод об увиденном объекте.

• Знать строение клетки;

• Рассмотреть клеточ-ные органоиды и их роль в клетке.


• Удерживать цель дея-тельности до получения результата.

• Задавать вопросы, необ-ходимые для организации собственной деятельнос-ти.





Закрепление изученного материала

Обеспечить условия для развития внима-тельности и наблюда-тельности, отработка полученных знаний

• Проводит беседу с использованием рисунков 34-35, учебника ст. 43, 47.

• Подумайте и ответьте на вопросы, ориентируясь на ваши знания:

1. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему?
2. Чем можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей?


3. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?

• Участвуют в беседе, делают вывод о слож-ности строения клетки живого организма.

1) Ядро отвечает за деление клеток.

2) Без ядра клетки не делятся и через некоторое время погибают.

1) Необходимостью поглощать и доставлять питательные вещества на различное расстояние в связи с выходом на сушу.

2) В связи с выполнением органами растения различных функций.

1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;

2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.







Рефлексия деятель-ности

(итог урока)

Способствовать разви-тию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить ана-лиз своей деятельнос-ти на уроке, делать выводы.

• Давайте обменяемся впечатлениями о нашем уроке:

- что вам понравилось?

- что осталось непонятным?

- как вы думаете, зачем нам знания о клетке?




• Делятся впечатлениями о уроке, обмениваются мнениями, делают выводы по уроку.




Домашнее задание

Способствовать овла-дению необходимыми навыками самостоя-тельной учебной дея-тельности.

• Дает пояснение по выполнению домашнего задания

Учебник: п. 8, ст. 41-47, ответить на вопросы 1-4 ст. 44.


• Записывают домашнее задание.









Приложение

Лабораторная работа

«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Цель: научиться приготавливать микропрепарат кожицы лука для изучения строения клеток.

Оборудование: микроскоп, луковица, предметные и покровные стёкла, препаровальная игла, раствор йода, фильтровальная бумага, пипетка, вода,.

Ход работы:

I

  1. Протрите салфеткой предметное стекло.

  2. Нанесите на него 1-2 капли воды.

  3. Отделите с помощью препаровальной иглы кусочек кожицы чешуи лука.

  4. Поместите его в каплю воды, расправьте иглой.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом.

  6. Окрасьте препарат с помощью раствора йода. Для этого каплю йода нанесите на предметное стекло. Лишний раствор уберите с помощью фильтровальной бумаги.

II

  1. Рассмотрите группу клеток при небольшом увеличении (объектив 8, окуляр 7). Сделайте рисунок.

  2. Рассмотрите препарат при большом увеличении (объектив 20, окуляр 15), изучите одну клетку. Найдите в ней оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоли.

  3. Зарисуйте клетку, подпишите её основные части.

  4. Сделайте вывод.