Файл: Качества навыка полноценного чтения младших школьников и пути их формирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполнение заданий БРС №2 на тему:

«Качества навыка полноценного чтения


младших школьников и пути их формирования»

Изучить материалы лекции и выполнить практические задания

Задание №1. Ответить письменно на вопросы по содержанию лекции:


1.Назовите и охарактеризуйте этапы формирования навыка чтения.
Аналитический (Чтение по слогам, 1-2 классы) этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения (восприятие, произнесение и осмысление) «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий. Обычно считают, что данный этап соответствует периоду обучения грамоте, так как ребенок в процессе чтения совершает несколько отдельных усилий по произведению конкретных операций: узнает букву гласного, соотносит ее со слогом-слиянием и решает как озвучить увиденный графический слог, произносит его, чтобы узнать слово и понять его значение. На аналитическом этапе учащиеся в основном занимаются слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.
Синтетический (Чтение целыми словами, 3-4 классы) характерно чтение целыми словами. При этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в 3-4 классах. Главный признак этого этапа – наличие интонации.
Этап автоматизации (сам процесс чтения почти не осознаётся, внимание сосредоточено на содержании текста и его формах (идейной направленности, композиции, художественных средств и т.д.). Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учеником и на первый план выдвигается осознание содержания текста и его формы: идейной направленности, композиции, художественных средств и т.д. Для данного этапа характерно чтение «про себя».

2. Дайте характеристику качествам навыка полноценного чтения.

Отмечаются четыре стороны полноценного навыка чтения: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность – это чтение без искажений: правильно передается слогобуквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении.

Беглость – характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту.
Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств.


Выразительность как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение.

3. Назовите приемы работы над сознательностью чтения.

В работе над правильностью чтения предлагается применение следующих приемов:

а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой и морфемный состав и обработка правильного орфоэпического ударения;

в) создание на уроке обстановки внимательного чтения, четкая формулировка заданий и вопросов;

г) предварительное чтение про себя;

д) систематический контроль за чтением учащихся;

е) методически верное исправление ошибок при чтении:

Ошибки в окончании слова исправляются после чтения;

Ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют немедленным перечитыванием или постановкой вопроса к прочитанному;

Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

Орфоэпические ошибки при чтении исправляются после чтения другими учащимися.

Ж) самостоятельное чтение с опорой на памятку

4. Почему приемы, разработанные И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко, успешно применяются в школьной практике? С чем это связано?

 Используя разнообразные упражнения в работе по совершенствованию качества чтения у обучающихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, наблюдалась динамика в развитии навыка чтения. На уроках исчезают страхи и безразличие, у детей появляется интерес к учёбе, чтению. Сильный ученик стремится сделать как можно больше, а слабый старается догнать сильного ученика.  Если система работы будет проводиться ежедневно, то еще лучшие положительные результаты не заставят себя ждать, а как минимум появятся месяца через два. Это подтверждено исследованиями И.Т. Федоренко.

5.Сформулируйте требования к выразительности чтения. Как добиться выразительного чтения у младших школьников?

Требования к выразительности чтения:





  • Раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём;

  • Показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

  • Передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.


Работа по формированию навыков выразительного чтения обязательно должна иметь индивидуальную ориентацию т.е. к каждому ребенку должен быть применен особый подход. Это обусловлено тем, что развитие детей неодинаково. Особенно, если учесть, что навыки выразительного чтения неразрывно связаны с познанием и мышлением ребенка. А оно может иметь свои особенности функционирования у каждого дошкольника.
Развитие выразительного чтения, также, невозможно без выработки правильного дыхания. Оно должно быть реберно-диафрагматичным. Детей необходимо обучить дышать так, чтобы чтение носило плавный характер и не прерывалось остановками дыхания. Ребенок должен уметь экономно тратить свои воздушные ресурсы и своевременно их пополнять, делая это незаметно для аудитории слушателей.
Задание №2.

Определите методическую цель упражнений, предлагаемых младшим школьникам на уроках литературного чтения.

Выберите соответствующую формулировку методической цели для каждого из приведённых ниже практических упражнений (Запишите выбранную цель рядом с упражнением – сначала методическую цель, а затем само упражнение; обоснуйте, почему вы так считаете?) :

- работа над правильностью;

- работа над сознательностью;

- работа над орфоэпически верным чтением,

- работа над антиципацией;

- работа над беглостью.
Упражнения для работы над техникой чтения:

ЦЕЛЬ – отрабатывать работу над правильностью написания опасных моментов в предложении

1) «Опасные» места подчеркнуты или выделены цветными мелками: смеяться (ца), чтобы (шт), конечно (шн), снег (к), красивее, моего (во), которого (ва)…

ЦЕЛЬ – реализовывать индивидуальный подход в процессе выполнения учащимися заданий для самостоятельной работы

2) Ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение и поднимают руки, чтобы перечитать правильно и продолжить чтение до первой ошибки.


ЦЕЛЬ – продемонстрировать применение полученных навыков и умений в поиске предложения похожего на пословицу в рассказе

3) Найдите в рассказе предложение, похоже на пословицу. Как объяснить его значение?

ЦЕЛЬ – указать способ применения приемов полученных на предыдущих уроках

4) Распутайте путаницы и небывальщины:

- Зеленые снежинки распускаются в весеннем воздухе. Ослепительно белые листочки кружатся в морозном саду.

Синие листья стали яркими от горячего дождя. Зеленое небо стало мокрым от сильного солнца

ЦЕЛЬ – научиться отрабатывать методику контроля результатов выполнения упражнений на практическом занятии

5) Упражнение «Бегущая лента».

Изготовляется экран с прорезями и полоски бумаги со словами текста: пословиц, крылатых выражений, предложений с образными оборотами речи. Текст прокручивается на экране в нужном темпе, и дети, как дикторы телевидения, должны успеть его прочитать выразительно.

ЦЕЛЬ – научиться ставить перед собой вопросы и работать над сознательностью.

6) «Диалог с текстом».

По ходу чтения всегда ставьте перед собой вопросы по тексту и пытайтесь на них ответить.

Предложения басни записаны на доске или плакате и открываются по одному. Учащиеся предполагают, что будет дальше.
Два товарища

(ПО Л.Н.Толстому)

Шли по лесу два товарища.

И выскочил на них медведь.

Один бросился бежать.

Он влез на дерево и спрятался.

Другой остался на дороге.

Он упал, притворился мертвым.

Медведь подошёл к нему.

Он стал его нюхать и подумал,

Что мертвый.

Медведи ведь не едят мертвечины.

Вот медведь и отошёл.

Тогда первый товарищ слез с

дерева и смеется:

- Ну, что тебе медведь на ухо

говорил?

- Он мне сказал, что плохие

люди те, которые в опасности

от товарища убегают.
Задание №3.

Один из способов работы над выразительностью чтения – составление «партитуры» для чтения текста.

Рассмотрите внимательно памятку по составлению партитуры выразительного чтения и образец партитуры выразительного чтения по тексту «Черемуха» С.А.Есенина (СМОТРИТЕ ВО ВЛОЖЕНИИ электронного письма).


Используя условные обозначения, принятые для работы над партитурой, составьте свой вариант партитуры для следующего текста стихотворения:

Осень (Е.Ф.Трутнева)

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды…

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…,летят…, летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит. Должно быть, это

Улетает наше лето…

О СЕНЬ (Е.Ф.ТРУТНЕВА)

С
восхищение
тало
вдруг светлее вдвое спокойно

Д вор, как в солнечных лучахубыстряя

Э то платье золотое спокойно

У березки