Файл: Качества навыка полноценного чтения младших школьников и пути их формирования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнение заданий БРС №2 на тему:
«Качества навыка полноценного чтения
младших школьников и пути их формирования»
Изучить материалы лекции и выполнить практические задания
Задание №1. Ответить письменно на вопросы по содержанию лекции:
1.Назовите и охарактеризуйте этапы формирования навыка чтения.
Аналитический (Чтение по слогам, 1-2 классы) этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения (восприятие, произнесение и осмысление) «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий. Обычно считают, что данный этап соответствует периоду обучения грамоте, так как ребенок в процессе чтения совершает несколько отдельных усилий по произведению конкретных операций: узнает букву гласного, соотносит ее со слогом-слиянием и решает как озвучить увиденный графический слог, произносит его, чтобы узнать слово и понять его значение. На аналитическом этапе учащиеся в основном занимаются слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.
Синтетический (Чтение целыми словами, 3-4 классы) характерно чтение целыми словами. При этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение учащиеся переходят в 3-4 классах. Главный признак этого этапа – наличие интонации.
Этап автоматизации (сам процесс чтения почти не осознаётся, внимание сосредоточено на содержании текста и его формах (идейной направленности, композиции, художественных средств и т.д.). Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учеником и на первый план выдвигается осознание содержания текста и его формы: идейной направленности, композиции, художественных средств и т.д. Для данного этапа характерно чтение «про себя».
2. Дайте характеристику качествам навыка полноценного чтения.
Отмечаются четыре стороны полноценного навыка чтения: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность – это чтение без искажений: правильно передается слогобуквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении.
Беглость – характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту.
Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств.
Выразительность как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение.
3. Назовите приемы работы над сознательностью чтения.
В работе над правильностью чтения предлагается применение следующих приемов:
а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;
б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой и морфемный состав и обработка правильного орфоэпического ударения;
в) создание на уроке обстановки внимательного чтения, четкая формулировка заданий и вопросов;
г) предварительное чтение про себя;
д) систематический контроль за чтением учащихся;
е) методически верное исправление ошибок при чтении:
Ошибки в окончании слова исправляются после чтения;
Ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют немедленным перечитыванием или постановкой вопроса к прочитанному;
Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;
Орфоэпические ошибки при чтении исправляются после чтения другими учащимися.
Ж) самостоятельное чтение с опорой на памятку
4. Почему приемы, разработанные И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко, успешно применяются в школьной практике? С чем это связано?
Используя разнообразные упражнения в работе по совершенствованию качества чтения у обучающихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, наблюдалась динамика в развитии навыка чтения. На уроках исчезают страхи и безразличие, у детей появляется интерес к учёбе, чтению. Сильный ученик стремится сделать как можно больше, а слабый старается догнать сильного ученика. Если система работы будет проводиться ежедневно, то еще лучшие положительные результаты не заставят себя ждать, а как минимум появятся месяца через два. Это подтверждено исследованиями И.Т. Федоренко.
5.Сформулируйте требования к выразительности чтения. Как добиться выразительного чтения у младших школьников?
Требования к выразительности чтения:
-
Раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём; -
Показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; -
Передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Работа по формированию навыков выразительного чтения обязательно должна иметь индивидуальную ориентацию т.е. к каждому ребенку должен быть применен особый подход. Это обусловлено тем, что развитие детей неодинаково. Особенно, если учесть, что навыки выразительного чтения неразрывно связаны с познанием и мышлением ребенка. А оно может иметь свои особенности функционирования у каждого дошкольника.
Развитие выразительного чтения, также, невозможно без выработки правильного дыхания. Оно должно быть реберно-диафрагматичным. Детей необходимо обучить дышать так, чтобы чтение носило плавный характер и не прерывалось остановками дыхания. Ребенок должен уметь экономно тратить свои воздушные ресурсы и своевременно их пополнять, делая это незаметно для аудитории слушателей.
Задание №2.
Определите методическую цель упражнений, предлагаемых младшим школьникам на уроках литературного чтения.
Выберите соответствующую формулировку методической цели для каждого из приведённых ниже практических упражнений (Запишите выбранную цель рядом с упражнением – сначала методическую цель, а затем само упражнение; обоснуйте, почему вы так считаете?) :
- работа над правильностью;
- работа над сознательностью;
- работа над орфоэпически верным чтением,
- работа над антиципацией;
- работа над беглостью.
Упражнения для работы над техникой чтения:
ЦЕЛЬ – отрабатывать работу над правильностью написания опасных моментов в предложении
1) «Опасные» места подчеркнуты или выделены цветными мелками: смеяться (ца), чтобы (шт), конечно (шн), снег (к), красивее, моего (во), которого (ва)…
ЦЕЛЬ – реализовывать индивидуальный подход в процессе выполнения учащимися заданий для самостоятельной работы
2) Ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение и поднимают руки, чтобы перечитать правильно и продолжить чтение до первой ошибки.
ЦЕЛЬ – продемонстрировать применение полученных навыков и умений в поиске предложения похожего на пословицу в рассказе
3) Найдите в рассказе предложение, похоже на пословицу. Как объяснить его значение?
ЦЕЛЬ – указать способ применения приемов полученных на предыдущих уроках
4) Распутайте путаницы и небывальщины:
- Зеленые снежинки распускаются в весеннем воздухе. Ослепительно белые листочки кружатся в морозном саду.
Синие листья стали яркими от горячего дождя. Зеленое небо стало мокрым от сильного солнца
ЦЕЛЬ – научиться отрабатывать методику контроля результатов выполнения упражнений на практическом занятии
5) Упражнение «Бегущая лента».
Изготовляется экран с прорезями и полоски бумаги со словами текста: пословиц, крылатых выражений, предложений с образными оборотами речи. Текст прокручивается на экране в нужном темпе, и дети, как дикторы телевидения, должны успеть его прочитать выразительно.
ЦЕЛЬ – научиться ставить перед собой вопросы и работать над сознательностью.
6) «Диалог с текстом».
По ходу чтения всегда ставьте перед собой вопросы по тексту и пытайтесь на них ответить.
Предложения басни записаны на доске или плакате и открываются по одному. Учащиеся предполагают, что будет дальше.
Два товарища
(ПО Л.Н.Толстому)
Шли по лесу два товарища.
И выскочил на них медведь.
Один бросился бежать.
Он влез на дерево и спрятался.
Другой остался на дороге.
Он упал, притворился мертвым.
Медведь подошёл к нему.
Он стал его нюхать и подумал,
Что мертвый.
Медведи ведь не едят мертвечины.
Вот медведь и отошёл.
Тогда первый товарищ слез с
дерева и смеется:
- Ну, что тебе медведь на ухо
говорил?
- Он мне сказал, что плохие
люди те, которые в опасности
от товарища убегают.
Задание №3.
Один из способов работы над выразительностью чтения – составление «партитуры» для чтения текста.
Рассмотрите внимательно памятку по составлению партитуры выразительного чтения и образец партитуры выразительного чтения по тексту «Черемуха» С.А.Есенина (СМОТРИТЕ ВО ВЛОЖЕНИИ электронного письма).
Используя условные обозначения, принятые для работы над партитурой, составьте свой вариант партитуры для следующего текста стихотворения:
Осень (Е.Ф.Трутнева)
Стало вдруг светлее вдвое
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят…,летят…, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит. Должно быть, это
Улетает наше лето…
О СЕНЬ (Е.Ф.ТРУТНЕВА)
С
восхищение
тало вдруг светлее вдвое спокойно
Д вор, как в солнечных лучах – убыстряя
Э то платье золотое спокойно
У березки