ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: стихотворение «Дети года»
Орг. момент 3 мин. | Здравствуйте, ребята. Садитесь ровно, спинки прямо. Давайте проверим готовность к уроку. На столе должны лежать учебник литературного чтения. Молодцы, я вижу, что вы готовы к уроку, можем двигать дальше. Чтобы четко говорить давайте поработаем над чистоговоркой. МА - МА – МА - наступила вновь зима ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ зимние метели ДА – ДА – ДА - зимою холода ГУ – ГУ – ГУ – весь лес стоит в снегу |
Актуализация знаний 5 мин. | Посмотрите на запись на доске. Расшифруйте фамилию писателя, с произведением которого будем знакомиться на уроке. 1 14 5 6 17 18 6 14 Это порядковые номера букв в алфавите. Фамилия автора – Андерсен. Чтобы выявить произведение, с которым сегодня познакомимся, нужно разгадать ребус. - дети года. |
Постановка цели урока | Сформулируем тему урока. Познакомиться с произведением Х.К. Андерсена «Дети года». |
Изучение нового материала 6 мин. | Биография. Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875) Его жизнь проходила в путешествиях из страны в страну. В общей сложности он 29 раз покидал Данию. Любимой страной стала Италия. Действие многих его сказок и историй разворачивается там или переносится туда. Андерсен дружил со многими знаменитыми художниками, музыкантами, писателями своего времени: Гюго, Бальзак, Дюма, Шуман, Лист, Мендельсон. В 1958 году была учреждена Международная Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена. Два раза в год присуждается лучшему современному автору, художнику-иллюстратору. Ежегодно проводится день детской книги – 2 апреля, в день рождения Андерсена. Давайте составим вопросы, которые можно задать, исходя из того, что вы прослушали. Какие вопросы вы можете задать одноклассникам?
|
3 мин. | Словарная работа В тексте встретятся слова, значение которых надо уточнить: НРАВ, ГРИМАСЫ, ПАРЧА, ХАНДРА. Объясните значение данных слов. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.
Вам известно название произведения, некоторые слова из текста. Попробуйте определить содержание нового произведения. О чем будет произведение? |
Первичное восприятие 10 мин. | Чтение произведения учителем. Вопросы после прочтения. 1. Назовите жанр произведения: сказка, повесть, роман, поэма, рассказ, фэнтези, стихотворение. Это стихотворение, потому что есть ритм и рифма. 2. Какое настроение было у вас при чтении стихотворения? При чтении стихотворения у меня было настроение веселое. 3. О чем это стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями. В этом стихотворении Андерсен дает характеристику каждому месяцу. Это необычное стихотворение, сказочное. 4. Объясните название стихотворения. В году двенадцать месяцев. Андерсен сравнивает их с детьми. |
Вторичное восприятие | Самостоятельное чтение стихотворения. Вопросы после прочтения. 1. Как автор относится к каждому месяцу? Андерсен к каждому месяцу относится с симпатией. 2. Как автор говорит о каждом месяце? (Выборочное чтение). 3. Вы изучали средства художественной изобразительности? ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Какое средство художественной изобразительности использует автор? Автор использует прием олицетворение. Месяцы он называет сыновьями, братьями. Говорит о них, как о живых людях. Приведите примеры. (Выборочное чтение). Апрель простужен. Сентябрь – художник. Октябрь хандрит. Февраль – гуляка. 4. Какие слова выбирает, характеризуя главный признак месяца? Разобрать каждый месяц. Андерсен старается в одном слове показать главный признак месяца: Июнь манит в поле. Март – пачкун. Январь прячется в тулуп. 5. Как построено данное стихотворение? В этом стихотворении рифмуются две строчки. Две рифмующиеся строки образуют двустишие. |
Самостоятельная работа | Творческая работа Прочитайте слова, записанные на карточках. Что они могут обозначать? Грязник Травник Снегогон Хмурень Жнивень Протальник Студень Хлеборост Ветродуй Страдник Соотнесите с современными названиями месяцев. Объясните свой выбор. Грязник – октябрь (грязно) Хмурень – сентябрь (хмуро, дожди) Жнивень – август (Август - месяц сбора урожая. В августе жнут (т.е. убирают зерновые культуры)) Страдник – июль (Страда́ - Напряжённая летняя работа во время косьбы, жатвы и уборки хлеба). (За сенокосом пора начать хлеба убирать. Страда в разгаре, у сельского жителя каждый день на счёту, всему свой срок) Хлеборост – июнь (зерновые культуры набирают силу) Травник – май (растет трава) Снегогон – апрель (уходит снег) Протальник – март (проталины появляются) Студень – январь (холод) Ветродуй – февраль (много ветров) Какие бы названия вы дали оставшимся месяцам? Ноябрь – листогной (посл. месяц осени) Декабрь – стужайло (первый месяц зимы, холод, стужа) А какой ваш любимый месяц? (Выслушиваются ответы детей). |
Рефлексия | |
Домашнее задание | 1. Нарисовать рисунок о любимом месяце. 2. сочинить двустишие о любимом месяце. 3. Подберите пословицу с характеристикой любого месяца. Например: Сентябрь холоден, да сыт. Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. Март неверен: то плачет, то смеётся. |