Файл: Планконспект проведения занятий с группой личного состава.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник 10 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС

Главного управления МЧС России

по Пермскому краю

полковник внутренней службы
____________________ А.П.Вшивков

«____»____________2021г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ


проведения занятий с группой личного состава

4-ПСЧ 10 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Пермскому

по предмету «Пожарно-тактическая подготовка».

на 24-25-26-27.01.2021 г.
Тема: «Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
Вид занятия: классно-групповой. Отводимое время: 1 час.
Цель занятия: изучить с личным составом классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Литература, используемая при проведении занятия:
1) Приказ от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ».
Уч. Пожарная тактика Повзик Я. С.

2) учебник «Пожарная тактика» Теребнев В.В., Подгрушный А.В., Бондаренко М.В. 2007 г.

3) Учебник спасателя» Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А., Воробьев Ю.Л., 1997г.

4) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2020 № 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны".

5)Приказ МЧС России № 472 от 26.10.2017 г. «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны»;

Развернутый план занятия:

  1. Учебный вопрос № 1 – Вводная часть, 5 (мин).

Проверяю наличие л/с, готовность к занятиям. Объявляю тему занятия.
2.Учебный вопрос № 2 – Основная часть. Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, 60 (мин).
Пожарная тактика – совокупность действий по организации усилий подразделений пожарной охраны для успешной ликвидации пожара в тех размерах, который он принял к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию людей в случае угрозы для их жизни.

Задачи обучения:

- приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения действий по тушению пожаров;

- подготовка личного состава к умелым и отлаженным действиям в составе отделения, караула;

- совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению действиями на пожаре.


Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

- на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;

- на территориальном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно отнести:

- создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами;

- организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области);

- разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения;

- поддержание высокой боевой готовности подразделений;

- материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.
Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым действиям, но и в результате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

Пожарно – профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, средствами связи, и сигнализации, проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и водоисточникам, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также Правилами пожарной безопасности. Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития пожара (мин) можно определить по формуле:



Тсв = Тобн.+Тсб+Тсл.+Тбр

где Тобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; Тсл –время следования на пожар, мин; Тбр – время боевого развертывания, мин.

Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них - повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.

Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в год снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до 40 км/ч.

Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на развертывание сил и средств, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных - больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.

Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.

Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть согласно расписанию выезда. В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.


Особенности города, района или объекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.

Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, огнестойкости зданий и сооружений.

Проведение аварийно-спасательных работ.

Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.

АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.


АСР включают в себя.

- поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники;

- вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;


- вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей) транспортных средств и спасение находящихся в них людей;

- подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим; организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;

- укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.
Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.
АСР осуществляются по указанию РТП (Руководителя АСР).

Спасение людей организуется и проводится в том случае, если:

- людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;

- люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при пожаре или другой ЧС;

- имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям эвакуации;

- предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.
Основными способами спасения людей и имущества являются:

- перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;

- защита их от воздействия опасных факторов и их вторичных проявлений.

Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Такими путями могут быть:

- основные входы и выходы; запасные выходы; оконные проемы и балконы с использованием  технических средств;