Файл: Понятие и структура рыночной экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная/очно-заочнная



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: «Понятие и структура рыночной экономики»

Группа ММ20ГУ161
Студент
В.Ю.Вирченко

Преподаватель
Е.Г.Ефимова

МОСКВА 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретическая составляющая рыночной экономики

1.1 Понятие и сущность рыночной экономики

1.2 Субъекты и основные формы рынка

1.3 Элементы и принципы функционирования рыночной экономики

1.4 Механизм функционирования рыночной экономики

2. Особенности формирования и развития рыночной

экономики в России

2.1 Россия на пути к рыночной экономике

2.2 Проблемы реформирования экономики России

3. Плюсы и минусы рыночной экономики

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой и самой эффективной современной экономической системой. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов.

Рыночная экономика – это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы – Что? Как? и Для кого? производить – решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. А цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать. Так же стоит разобраться в плюсах и минусах рыночной экономики как экономической системы чтобы в полной мере понимать принципы ее функционирования.

Государство, в котором мы живем, стало на путь рыночной экономики. Провозглашение 25 декабря 1991 года России независимым суверенным государством открыло возможности для создания нового, динамичного народного хозяйства рыночного типа. Поэтому важно разобраться в условиях возникновения и развития рыночных отношений в России. Перемены в общественно-политической жизни государства привели к коренной перестройке экономических отношений. Переход к новой системе хозяйствования, не мог оказаться безболезненным. Поэтому важен поиск выхода из такого кризиса и пути дальнейшего преобразования экономики.


Целью работы - исследование сущности и механизма рыночной экономики и ее плюсов, и минусов.

Определены следующие задачи:

• рассмотреть теоретико-методологические аспекты рыночной экономики;

• разобраться в деталях функционирования рыночной экономики

• Разобраться в особенностях и сущности сложной рыночной экономической системы, в ее сложных взаимодействующих между собой структурах

• Выявить проблемы развития рыночной экономики в России, рассмотреть формы и методы государственного регулирования рыночной экономики с целью устранения возникших проблем.

• Выявить плюсы и минусы рыночной экономики

Объектом исследования здесь

выступает современная экономическая система рыночной экономики.

Предмет исследования – общественные отношения, возникающие в ходе развития рыночной экономики.

1 Теоретическая составляющая рыночной экономики
1.1 Понятие и сущность рыночной экономики

Современная рыночная экономика представляет собой сложный организм, состоящий из множества различных производственных, торговых, финансовых и информационных структур, которые в контексте сложной системы правовых норм экономики взаимодействуют и объединены единой концепцией - рынком.

Простейшим определением рынка является место, где люди оказываются продавцами и покупателями.

В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное экономистом А. Маршаллом "Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен. [2]

Английский экономист В. Джевонс в качестве основного критерия для определения рынка предполагает «тесноту» отношений между продавцами и покупателями.Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Основным недостатком вышеуказанных определений является то, что содержание рынка сводится только к области обмена.

К основным элементам рынка относятся:

– спрос;

– предложение;

– цена.

Если раскрывать характер рыночных отношений, нужно понимать, что термин «рынок» имеет двойной смысл. Во-первых, в истинном смысле рынок означает продажу, осуществляемую в сфере обмена и обращения. Во-вторых, рынок представляет собой систему экономических отношений между людьми, которая охватывает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Это сложный механизм экономического функционирования, основанный на различных формах собственности, товарно-денежных отношениях и финансово-кредитной системе. Помимо обращения, рыночные отношения также включают:



–отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

–обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

–процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

–кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

–процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции

Первоначально рынок действительно появился и был определен как любое физическое место (городской или сельский рынок), где производились продажи товаров. В этом смысле рынок существует сегодня, но его роль в современной экономике невысока. С развитием и углублением социального разделения труда и специализации границы рынка расширялись, меняли его содержание и функции. Еще в прошлом веке Р. Барр писал, что экономисты

«понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями

свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются»[8]

Первым условием для появления рынка было разделение труда, которое приводит к специализации и обмену. Первый этап разделения труда - разведение крупного рогатого скота, второй –выделение ремесла, третий - появление трейдеров. Затем начали дробиться отрасли, чтобы углубить специализацию каждой продукции. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.

Второе условие - экономическая изоляция производителей. Эта изоляция возникает исторически на основе частной собственности. Обмен товарами подразумевает стремление к эквивалентности. Никто не хочет терять, т.е. Каждый хочет получить желаемое количество другого за свои товары. И есть желание, исходя из экономической самодостаточности, которое выражается в экономических ограничениях, изоляции интересов. Эта независимость (изоляция) возникает исторически на основе частной собственности. Позже она начала полагаться на коллективную собственность, но не обязательно ограничивался каким-то местным спектром интересов.

Третьим условием является независимость производителя, предпринимательская свобода: чем меньше производитель ограничен, тем больше возможностей для развития рыночных отношений.


Теперь можно сделать вывод, что основными характеристиками рыночной экономики являются:

–наличие независимых товаропроизводителей, свобода экономического выбора предпринимательской деятельности и гарантию прав собственности;

–конкуренция товаропроизводителей различных форм собственности;

–свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

–свободное перемещение капитала между отраслями регионами;

–наличие рынков капитала и труда;

–открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

1.2 Субъекты и основные формы рынка

Концепция рынка - это первое понятие в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему взаимоотношений между продавцами и покупателями, через которые они вступают в контакт посредством продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предлагают некоторые соглашения между ними, в соответствии с которыми происходит обмен по фиксированной цене. Во время обмена осуществляется добровольная продажа имущества и присвоение имущества другого, т. е. Происходит взаимная передача прав собственности.

На рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведённых благ. Когда производитель продает свои товары, его трудовые и другие

расходы признаются обществом как удовлетворяющие потребности общества. На рынке производители вступают в контакт друг с другом, рынок связывает их и создает связи между ними. В самом широком смысле рынок является социальным механизмом, который соединяет производителей, производителей и потребителей товаров и ресурсов

Как производитель и потребитель, на рынке могут действовать различные экономические агенты или субъекты рынка Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Позиция каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если у экономического агента есть только собственная рабочая сила, его способность влиять на организацию производства и распределение доходов незначительна. Если участник рынка владеет как рабочей силой, так и его денежным капиталом, у него гораздо больше возможностей для организации и управления компанией и распределения дохода.

Домашние хозяйства как экономические агенты принимают решения в основном о потреблении товаров, необходимых для поддержки средств к существованию членов семьи. Как семья, как семья, так и человек могут действовать, если он живет отдельно и управляет своей фермой. В конце концов, все экономические ресурсы принадлежат домохозяйствам, но они очень неравномерно распределены. Подавляющее большинство домашних хозяйств владеют и управляют рабочей силой. В рыночной экономике труд является самым важным товаром, созданным в семье и предлагаемым на рынке факторами производства. Доходы от продажи своих ресурсов используются домохозяйствами для принятия решений о распределении ограниченных доходов для покупки различных потребительских товаров. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских товаров домохозяйствами создает спрос в условиях рыночной экономики.


Предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага - это и материальные блага и услуги, поэтому, когда речь идёт о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объёме и структуре производства формируют предложение на рынке.

Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном

секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например, почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и её конкурентоспособности на мировом рынке.

Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов; по способу установления цен - это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации - это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта.
Рисунок 1 – Основные формы рынков
Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно