Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В результате начался кризис неплатежей, снижение производства и технологического отставания стали расти до стадии разрушения промышленного и сельскохозяйственного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктуры. Отечественные производители сырья исчезают с внутреннего рынка; научно-технический прогресс блокируется; Сырьевые товары, торговля и посредничество вытесняют промышленное предпринимательство из экономики и финансовой системы страны. Сельскохозяйственный и промышленный комплекс страны производит негативные процессы. Национальный доход, полученный в России в 1993 году, составлял 57% от уровня 1990 года; Производство промышленности - 63; Инвестиции - 43%. Для сравнения: за четыре года Второй мировой войны, когда были оккупированы Украина и Белоруссия, половина европейского региона страны была разрушена, превысив ежегодные потери в производстве на 23% в 1942 году.[4]
В условиях нарастающего хаоса с мая 1992 года правительство отказалось ограничить денежную массу и перейти к политике дешевого кредита и предоставления льгот во внешнеэкономической деятельности. Такой поворот привел к росту инфляции. Осенью 1992 года цены выросли на 5% в неделю, рублевый обменный курс рухнул.
Другим важным направлением реформ в этот период было приватизация государственной собственности. В 1992-1993 годах было принято и реализовано несколько программ приватизации и корпораций. Кроме того, в 1992 году началась программа «ваучерной приватизации», которая на практике привела к еще одному «шоку без терапии».
Основанный в 1993 году, обзор паевых фондов, собирающих купоны, до 1995 года, несомненно, исчез. Подавляющая часть населения ничего не получила.
Возможно, единственным положительным моментом приватизации может быть только юридическое оформление собственности населения на занятое жилье. Фактически это означало только признание права на продажу, наследование и дарение, поскольку жилище принадлежало праву использования и до этого.
Такая скорость приватизации, по мнению большинства исследователей, была обновлена - политически - чтобы исключить возможность возвращения в прошлое. Тем не менее, одна из основных задач приватизации - создание нового эффективного владельца и формирование «среднего класса» - не была достигнута. [3]
Период 1993-1994 годов. это время колебаний, проб и ошибок. Попытки жестких денежных и бюджетных ограничений были заменены политикой
«мягких ограничений» и «дешевых денег»; Государственное финансирование экономики за счет дешевых кредитов, лицензирования природных ресурсов и т. Д. В результате уровень инфляции в 1993 году составлял от 12 до 35% в месяц. Попытка заменить монетарную политику правительства политикой «мягкого инфляционизма», выборочной поддержки со стороны внутренних предпринимателей, также не принесла положительных результатов. Продолжалось снижение объемов производства
Экономический кризис преодолевается внедрением новых технологий, которые создают новые производственные возможности, развитие которых является прорывом в повышении эффективности экономики и продвижении к новому этапу роста. В нормальном ходе кризиса снижение экономической активности не влияет на прогрессивные отрасли, которые имеют потенциал для роста и могут стать локомотивами будущего экономического развития страны. Напротив, в настоящее время на фоне общего спада наблюдается рост производства принципиально новых продуктов, увеличение инвестиционной и инновационной активности в перспективных областях.
В то же время потоки капитала из устаревших отраслей промышленности становятся новыми, поскольку продолжение инвестиций в установленные
районы более рискованно, чем развитие принципиально новых перспективных технологий.
В то же время второй этап приватизации начинается в 1995 году который происходил в денежной форме. На этом этапе развернулась борьба за реальную собственность. Наиболее успешным было осуществление залоговых аукционов, в которых государственные пакеты акций отдельных компаний были переданы фидуциарной администрации на определенное время с возможностью последующего выкупа. В 1995 году на эти аукционы было выпущено 21 акция. Доходы от этих аукционов вливались в государственный бюджет, однако многие исследователи подсчитали, что цена акций часто недооценивалась, и государству не хватало огромных сумм денег. Фактически, за гроши, государство передало большую часть прежней публичной собственности в руки узкого класса людей. Приватизация приобрела номенклатурный характер. [5]
Финансовая стабилизация поддерживалась с помощью возрастающего выпуска государственных краткосрочных облигаций, которые размещались как внутри страны, так и за рубежом.
Устанавливая высокие проценты по ним, государство пыталось привлечь в бюджет значительные финансовые ресурсы. Однако развал в реальном секторе экономики приводил к тому, что привлеченные через продажу ценных бумаг деньги шли на погашение предыдущих обязательств и "затыкание дыр" в социальной сфере. Фактически и была создана огромная "финансовая пирамида" в масштабах всего государства. [5]
Результат не замедлил проявиться. В августе 1998 года правительство заявило, что оно не может выплатить проценты держателям ГКО-ОФЗ. Снизилась эрозия финансовой стабильности. Курс рубля упал почти в три раза. Впоследствии цены на российские компании и банки резко упали. Вкладчики начали забирать сберегательные средства у коммерческих банков. Результатом всех этих событий стал самый большой кризис в банковской системе. Правительство отказало выплатить текущие долги перед иностранными инвесторами.
Финансово-банковский кризис сопровождался снижением ВВП, который упал почти на 40%. Все это указывало на то, что правительство не в состоянии контролировать ситуацию в экономике.
Появление рыночной экономики в России сопровождалось огромным ростом неравенства: богатые стали вдвое богаче, а бедные - в 1,5 раза беднее. ВВП в 2009 году был только на 8% выше, чем в 1990 году. Индекс благосостояния возрос меньше - на 32%: доступность жилья и услуг, оплачиваемых государством, упала. [3]
В результате 40% населения потеряли: уровень реальных доходов 20% самых бедных упал до 1,45 раза, еще 20% - в 1,2 раза. Каждый пятый гражданин России остался в том же положении, как накануне распада СССР. Доходы 20% самых богатых удвоились.
Но качество жизни изменилось. По словам Т. Малеевой, в СССР не было безработицы и высокой инфляции, но был дефицит товаров низкого качества, и сектор услуг практически отсутствовал. Это две разные экономики с различными типами потребления и спроса. Раньше был неудовлетворенный спрос на товары из-за недостатка предложения, теперь неудовлетворенный спрос на деньги [5]
Тем не менее, Россия сделала переход на рынок более успешным, чем Болгария и Монголия, но намного хуже, чем Польша. После фактического потребления на душу населения Россия преодолела спад 1990-х годов. до середины 2000-х годов.
2.2 Проблемы реформирования экономики России
В истории России ни одна рыночная реформа не была доведена до логического конца:
1. Российские реформаторы начали свои действия, в не в соответствии с намерениями и пожеланиями граждан. Оппозиция к реформе была особенно
острой в тех случаях, когда реформаторы пытались внедрить зарубежные готовые модели, которые имели там успех в России.
2. Российские реформаторы не верили в творческую силу людей, были убеждены в том, что наш народ должен идти за кем то, т.к. сам не мог ни к чему прийти.
3. В России гипертрофированная роль государства в экономике, делает систему очень медлительной и неподходящей к изменениям на рынке. Сильное государственное присутствие в экономике означает тесную сферу развертывания конкурентных рыночных сил. Больше свободного рынка.
4. Еще одной причиной неполноты рыночных реформ в России является социальная психология и мораль. Рынок - это система, основанная на индивидуальности, предпринимательстве и риске. Реальная рыночный субъект не ожидает никакой помощи от кого-либо. [10]
Поэтому создание рыночной экономики в России связано с огромными социальными и экономическими издержками: значительная часть населения живет за чертой бедности; произошло перераспределение национального богатства - 85% россиян владеют 7% национального богатства, 0,00001% (1,5 тыс. человек) - 50%; Криминализация экономики (до 50% ВВП в руках криминальных структур); Был сдвиг в экономическом развитии в сторону товарного комплекса, технологической деградации и экономической дезинтеграции.
Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, благодаря развитию рынка современная российская экономика более конкурентоспособна, чем советская. И только устойчивый экономический рост решит социальные и политические проблемы нашей страны. Только с высокими темпами роста страну нельзя выбросить из заднего двора мировой экономики. Чтобы Россия имела достойное место в условиях глобальной конкуренции, она должна развиваться быстрее, чем остальная часть мира. Необходимо своевременно внедрять новые технологии для разведки, добычи и переработки природных ресурсов. Необходимо в полной мере использовать богатый научно-технический
потенциал, которым обладает Россия. Следует разработать государственные механизмы стимулирования экономического роста. Предприятия должны быть защищены от административного, коррупционного и уголовного бремени
Важнейшей национальной задачей России является победа над нищетой. Средний класс должен объединить как минимум половину российского населения, чтобы обеспечить стабильность и жизнеспособность общества. Рост среднего класса поможет расширить внутренний рынок, обеспечить стабильный спрос на отечественную продукцию, товары и услуги
Если Россия сумеет преодолеть эти негативные тенденции, то тогда можно будет надеяться на быстрый подъем экономики и рост жизненного уровня граждан.
Поэтому российской экономике нужна защита и поддержка со стороны государства в первом десятилетии 21 века. Необходимо найти новое качество экономического роста, создать экономику, основанную на максимальной реализации человеческого потенциала, а не на односторонней промышленности или сфере производства. В противном случае, как показал опыт развития российской экономики в XX веке, этот путь приведет к экономическим и социальным потерям.[8]
3 Плюсы и минусы рыночной экономики
Преимущества рыночной системы подтверждены в нашем анализе того, как она работает. Два из них заслуживают особого внимания: эффективность распределения ресурсов и свободы.
Важнейшим экономическим аргументом для рыночной системы является то, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система размещает ресурсы на производство товаров и услуг, в которых общество их в наибольшей степени нуждается. Он определяет применение наиболее эффективных методов объединения ресурсов для производства и облегчает разработку и внедрение новых, более эффективных производственных технологий. Короче говоря, сторонники рыночной системы утверждают, что «невидимая рука» управляет такой личной выгодой, что она позволяет компании производить наибольшее количество необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это означает максимальную экономию. Именно эта презумпция эффективности распределения делает большинство экономистов сомневаться в том, что вмешательство государства в функционирование свободных рынков или
государственное регулирование их операций необходимо, если такие вмешательства не становятся обязательными. [7]
Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является тот факт, что он опирается на роль личной свободы. Одной из фундаментальных проблем организации общества является координация экономической деятельности многих людей и предприятий. Известно, что существует две возможности для такой координации: одна централизована и используется принудительные меры; другой - добровольное сотрудничество посредством посредничества рыночной системы.
Только рыночная система может координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система представляет собой свободу
предпринимательства и свободу выбора; Конечно, на этой основе это хорошо.
Предприниматели и работники не отвлекаются от одной отрасли к другой правительственной политикой, чтобы обеспечить выполнение производственных заказов, установленных всемогущим государственным агентством. Напротив, в рамках рыночной системы они могут свободно пытаться увеличить свою прибыль, принимая во внимание, конечно, вознаграждения и наказания, которые они получают от самой рыночной системы. Подводя итог: конкурентная рыночная система, как утверждают сторонники, способствует эффективному распределению ресурсов и персонала свободе.
Аргумент против рыночной системы является сложнее.
Критики рыночной экономики оправдывают свою точку зрения следующими аргументами. Уменьшение конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология позволяет и даже стимулирует вымирание ее основного механизма управления - конкуренции. По их мнению, есть две основные причины ослабления конкуренции как механизма контроля.
Во-первых, хотя конкуренция желательна с социальной точки зрения, она раздражает прежде всего отдельных производителей своей безрассудной реальностью. Свободная, индивидуалистическая среда внутри капиталистической системы, как утверждается, основана на том факте, что предприниматели, ищущие прибыль и стремящиеся улучшить свои экономические позиции, стремятся освободиться от ограничительной конкуренции. Слияния компаний, сговор компаний, безрассудная конкуренция