Файл: Проективные методы диагностики в работе с детьми процедура проведения, интерпретация результатов на примере одной методики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проективные методы диагностики в работе
с детьми: процедура проведения, интерпретация
результатов на примере одной методики
Ведущий клинический психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП), действительный член ОППЛ, супервизор
МИЛЛЕР АРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Из истории
Психоанализ
Холистическая психология
Экспериментальные исследования New Look
Три источника проективного метода
Из истории
Возникновение связано с потребностями сугубо клинической психологии.
В начале создание проективных методов отвечало узкому кругу задач диагностики дезадаптированной личности.
Позже — методы стали использоваться более широко как средства диагностики индивидуальных особенностей личности.
Из истории
В. Вундт и Ф. Гальтон
З. Фрейд
К. Юнг
Г. Роршах
Г. Мюррей
Л. Франк
В России: В. В. Абрамов
Что такое «проективные методики»?
Проективные методики (лат. projectio
—
выбрасывание вперед)
—
совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода.
В их основе лежит присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи со своими желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет внутренний мир личности.
Термин «проективные» был впервые использован Л. Франком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени методических приемов (таких, как ассоциативный тест
Юнга, тест Роршаха, ТАТ и др.)
Признаки
Общим для всех видов проективных методик является:
1.
Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов
2.
Отсутствие ограничений в выборе ответов
3.
Отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных»
Особенности
‹
Представляют собой «замаскированное тестирование», когда обследуемый не подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам
‹
Характеризуются глобальным подходом к оценке личности, внимание фокусируется на картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт
‹
Считаются особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности
Преимущества при работе с детьми
‹
Можно гарантированно получить устные ответы на изобразительные или другие невербальные стимулы
‹
Могут помочь наладить общение ребенка со специалистом
Проективные методики часто используют в процессе консультирования в качестве эффективных средств для «растапливания льда» при первых контактах между психологом и клиентом.
Классификация
Л.Френк (1939), Л. Ф. Бурлачук (1997)
1.
Конститутивные (аморфный материал, которому нужно придать смысл): тест Роршаха
2.
Конструктивные (из оформленных деталей нужно создать осмысленное целое и объяснить его): тест Мира
3.
Интерпретативные (интерпретировать какое-либо событие, ситуацию): ТАТ
4.
Катартические (психодрама)
5.
5. Рефрактивные (диагностика по непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк)
6.
Экспрессивные (осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему): ДДЧ
7.
Импрессивные (изучение результатов выбора стимулов из ряда предложенных): тест Люшера
8.
Аддитивные (завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории): незаконченные предложения
Сказки Дюсса (Les fables de Diiss, L. Dtiss)
Проективная методика исследования личности, входящая в группу «аддитивных» методик. Предложена Л. Дюсс в 1940 г. Также известна как «Сказки Десперта»
(по имени исследователя, который перевел методику на английский язык).
Детям предлагают прослушать 10 коротких историй и ответить на вопросы. Каждый из сюжетов затрагивает те или иные области эмоциональных конфликтов.
Данные о валидности и надежности спорны.
Процедура
Истории-сказки рассказываются испытуемому в определенном порядке, одновременно предъявляются иллюстрации. Испытуемый должен ответить на вопрос в конце каждой истории-сказки. Все ответы фиксируются в протоколе. Методика проводится индивидуально. Результаты этой методики полезно сопоставить с результатами теста «Рисунок семьи», наблюдений за детьми и бесед с родителями.
Советы по проведению теста
Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного повседневного поведения. Согласно Дюсс, можно выделить следующие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения:
Просьба прервать рассказ
‹
Стремление перебить рассказчика
‹
Предложение необычных, неожиданных окончаний историй
‹
Торопливые и поспешные ответы
‹
Изменение тона голоса
‹
Признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики)
‹
Отказ отвечать на вопрос
‹
Возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала
Все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.
Инструкция
Сейчас я расскажу тебе несколько историй. Ты внимательно их послушай. В конце каждой истории будет вопрос, на который тебе нужно ответить. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай то, что первым приходит в голову.
Сказка-тест «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.
Сказка-тест «Ягненок» позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.
Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей» помогает выяснить, как ребенок видит свое положение в семье.
Сказка-тест «Страх» помогает выявить наличие страхов у своего ребенка.
Сказка-тест «Слоненок» позволяет определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности.
Сказка-тест «Прогулка» позволяет выявить, какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.
Сказка-тест «Новость» направлена на выявление у ребенка наличия тревожного состояния, невысказанного беспокойства.
Сказка-тест «Дурной сон» помогает получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д.
Пример
Сказка
«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле.
Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»
Пример
А., 9 лет
На приеме с мамой. Запрос: неврозоподобный кашель, в ситуациях стресса позывы к мочеиспусканию. Формируется избегающее поведение (отказывается от длительных поездок, прогулок). Отказ ходить куда-либо без мамы (бассейн).
Во время диагностики: с удовольствием откликнулась на предложение послушать сказки.
После прочтения сказки №1 молчит, смотрит в пол. После повторного прочтения шевелит губами беззвучно, как будто формулирует ответ. После оказанной поддержки
(нет правильных или неправильных ответов, ты можешь придумать все, что тебе захочется) дает ответ: «Он взлетит на самую нижнюю ветку».
Интерпретация
‹
Он тоже полетит и сядет на ветку
‹
Полетит к маме, потому что испугался
‹
Полетит к папе, потому что папа сильный
‹
Останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его
Типичные нормальные ответы
Ответы, на которые следует обратить внимание
‹
Останется на земле, потому что не умеет летать
‹
Умрет во время падения
‹
Умрет от голода или холода
‹
О нем все забудут
‹
На него кто-нибудь наступит
Список литературы
Проективная психология/ Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс,Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. —
528 с. (Серия «Мир психологии»).
Шляпникова И. А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие Под редакцией Е. Л. Солдатовой. — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2005.
Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.
Спасибо за внимание!
Графические ресурсы: ru.freepik.com