ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 им. А. Н. Ленкина
г. Горно-Алтайска»
Программа кружка
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Для 1-4 классов
Разработчик:
Степанищева Наталья Викторовна
учитель начальных классов
г.Горно-Алтайск, 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1. Пояснительная записка…………………………………………………3
2. Цели и задачи программы………………………………………………5
3. Содержание программы
3.1. Учебный план…………………………………………………………..6
3.2. Содержание учебного плана…………………………………………..7
4. Планируемые результаты……………………………………………….10
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
1. Календарно-тематическое планирование
1.1. 1 класс………………………………………………………………….12
1.2. 2 класс………………………………………………………………….16
1.3. 3 класс………………………………………………………………….20
1.4. 4 класс………………………………………………………………….24
2. Условия реализации программы………………………………………..28
3. Формы аттестации……………………………………………………….29
4. Методические материалы……………………………………………….30
5. Литература………………………………………………………………..31
Приложение 1……………………………………………………………….33
Приложение 2……………………………………………………………….36
Приложение 3……………………………………………………………….38
Приложение 4……………………………………………………………….39
Приложение 5……………………………………………………………….40
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1. Пояснительная записка
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,
способностей, наклонностей; невозможно утверждение
самоуважения, чуткого отношения личности
к моральному влиянию коллектива».
Василий Александрович Сухомлинский
Программа кружка «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Программа способствует овладению учащимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, развитию технического и логического мышления, формированию первоначальных представлений о мире профессий, воспитанию трудолюбия, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности. Занятия кружка способствуют развитие у детей не только художественного вкуса, творческих способности, но и экологического воспитания.
Программа кружка «Умелые руки» состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разбита на четыре блока. Занятия по данной программе благотворно повлияют на развитие детской фантазии, пробудят заложенное в человеке от природы чувство прекрасного, будут развивать творческие способности. Умение изготовить своими руками игрушки, поделки помогает детям самоутвердиться в глазах сверстников, что особенно важно в период нравственного становления личности ребенка сначала в детском объединении, а затем и в окружающем мире. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).
Программа кружка «Умелые ручки» разработана для младших школьников сроком на 4 года. Рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34
часа в учебном году, курс носит интегрированный характер.
Группа учащихся не должна превышать 15 человек, чтобы учитель мог оказать каждому достаточную помощь и осуществлять качественный контроль над соблюдением техники безопасности при работе с колющими инструментами. Сам педагог должен очень хорошо владеть данными техниками.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого и создание для каждого ситуации успеха.
Принципы
• доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для выявления и развития творческих способностей детей, пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Задачи программы:
Обучающие
-
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник. -
Обучать различным приемам работы с бумагой, солёным тестом, природным материалом. -
Формировать умения следовать устным инструкциям. -
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. -
Создавать композиции с изделиями, выполненными в разной технике.
Развивающие
-
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. -
Развивать мелкую моторику рук и глазомер. -
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. -
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев. -
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные
-
Воспитывать интерес к искусству солёного теста, природного материала, квиллинга. -
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. -
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. -
Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
№ п/п | Название блока | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Работа с природными материалами. | 5 | 1 | 6 | Защита проекта |
2 | Солёное тесто. | 2 | 6 | 8 | Защита проекта |
3 | Работа с бумагой в технике квиллинг. | 3 | 7 | 10 | Защита проекта |
4 | Декоративное панно (работа с природным материалом, бумагой, солёным тестом, пластилином, тканью, нитками). | 2 | 7 | 9 | Выставка |
3.2. Содержание учебного плана
Первый блок. «Работа с природным и бросовым материалами» (6 часов)
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с возможностями работы с природными материалами; развитие фантазии учащихся, привитие любови к природе и искусству.
Задачи: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.
Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.
Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать ее красоту. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, берёсты можно создавать уникальные картины.
Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогают украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту природы.
Второй блок. « Солёное тесто» (8 часов)
Цель: научить лепке из солёного теста, развивая речь, художественные способности, абстрактное и логическое мышление, воображение, аккуратность и самостоятельность.
Задачи: повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций; совершенствование навыков ручного труда средствами лепки; развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.
Каждый ребенок любит лепить. Дети лепят на уроках технологии пластилином, глиной. Оказывается, их можно научить лепить и солёным тестом. Соленое тесто - так называется вид деятельности.
Используя эту технологию, можно создать великолепные фигурки на память, рамочки для картин, новогодние сувениры и игрушки, и даже создать картины.
Результат работы лепки солёным тестом завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Третий блок. «Работа с бумагой в технике квиллинг» (10 часов)
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.