ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект УРОКА
| ФИО (полностью) | Султанова Зиля Явдатовна |
| Место работы | МОУ «СОШ № 38 им. В. И. Машковцева» |
| Должность | Учитель химии и биологии |
| Предмет | Химия |
| Класс | 8 |
| Тема и номер урока в теме | Кислоты, 1 урок |
| Предметная программа и её автор | «Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, средняя (полная) школа, базовый уровень», автор О.С. Габриелян |
| Цель и предполагаемый результат | Предметный: познакомить обучающихся с классом неорганических соединений - кислоты Метапредметный: П- вычленять главное и второстепенное; - сравнивать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы; - выявлять причинно-следственные связи. Р - контролировать и корректировать свою деятельность; - осуществлять самоанализ, самооценку. К - участвовать в диалоге; - аргументировать свое решение; - представлять результат своей деятельности. Личностный: - формировать коммуникативные умения через работу в группах, культуру общения, сотрудничество |
| Тип урока | урок открытия нового знания |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Учебная (проблемная) задача | Деятельность ученика, учителя (приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы) | Средства | Результат (Пр -предметный; П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно – мотивационный блок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать целевое пространство для постановки учебной задачи обучающимися | Учитель приветствует детей. Дети приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Обратите внимание на таблицу 1. Задание: Найдите среди предложенных веществ оксиды, основания. Какие вещества называют оксидами? основаниями? Назовите их. Фронтальная беседа по вопросам: 1. Какие формулы соединений осталась? Ответ: H2SO4 , Н NО3 , HCI 2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов. 3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов водорода и ионов кислотных остатков. Возникает проблема. К какому классу веществ их отнести? Определим цель и задачи урока. Ученики выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу. Учитель: вспомним, что вы знаете о кислотах? Где вы встречались с кислотами? Что называют кислотами? Значит, тема урока-Кислоты. Что мы уже знаем о них? А что нам не известно? | Таблица 1
| Р – Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы П – анализировать информацию. К – Уметь оформлять свои мысли в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационно- аналитический блоки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Систематизировать изученный материал | 1. Этап «Открытие нового знания». Чтобы узнать о химических свойствах кислот, повторим уже известную вам информацию и из имеющихся знаний создать портрет кислот. - Какие из них вам уже известны? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая – природные), но есть и искусственные, с которыми мы познакомимся в процессе урока. Рассмотрите формулы кислот в таблице 2. Что общего вы наблюдаете в составе всех кислот? (Названия столбцов появляются по мере обсуждения, т. е. учащиеся самостоятельно проводят поиск и решают проблемы) Таблица 2
Одинаково ли количество атомов водорода в молекуле кислоты? (разное количество атомов водорода делит кислоты на одноосновные и многоосновные). Таблица заполняется в процессе обсуждения. По растворимости в воде кислоты делят на растворимые и нерастворимые. Есть кислоты летучие (дымящиеся) и нелетучие. По степени электролитической диссоциации: сильные и слабые электролиты. С соляной кислотой вы уже знакомы, она принадлежит к бинарным соединениям. Однако к классу кислот относят соединения, состоящие и из большего числа элементов. Какой это обычно элемент? Как бы вы разделили кислоты по этому признаку? (бескислородные и кислородсодержащие). Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете, что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т. к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т. к. многие из них ядовиты. - Как вы думаете, как можно распознавать кислоты, не пробуя их? (учащиеся высказывают предположения) Распознаем кислоты с помощью индикаторов. – С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей. (Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования). Вы будете использовать растворы кислот. Они готовятся по правилу «Сначала вода, затем кислота, иначе случится большая беда». При работе с кислотами необходимо соблюдать особые правила техники безопасности. При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности (инструкции перед вами). 1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции. 2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема. 3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем. 4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза. 5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой. | Книга О. С. Габриеляна «Химия» 8 класс, § 18. | ПР – Применять свои знания о кислотах для заполнения таблицы Р – Уметь самостоятельно находить необходимую информацию К – оформлять свои мысли в письменной форме. П – находить основания для классификации; сравнивать, сопоставлять | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 Этап Лабораторные опыты. Организует работу учащихся в группах. Проделывают лабораторные опыты, пишут выводы. Порядок действий для каждой группы: 1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия кислоты с данным веществом 2. Объясните результаты наблюдений. I группа Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с оксидом кальция II группа Цель: проанализировать информацию о взаимодействии серной кислоты с гидроксидом натрия. III группа Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с медью и цинком. Вывод: кислота реагирует с основными оксидами? Основаниями? Металлами? Взаимопроверка. Демонстрация правильных ответов на интерактивной доске. Запись всех возможных реакций в тетради и их условий протекания. Дополнительная информация. Польза кислот. 1. Применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов, для сохранения пищи. 2. Использование в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля. 3. Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты. 4. Использование муравьиной кислоты в народной медицине. 5. Участие в процессе пищеварения. Вред кислот: - можно получить ожоги; - кислотные дожди разъедают некоторые поверхности и т. д. | Карточки с правилами техники безопасности, штативы с пробирками, растворы соляной, серной, раствор гидроксида натрия, цинк и медь, оксид кальция. | ПР – Применять свои знания о кислотах на практике Р – Уметь самостоятельно находить необходимую информацию К – оформлять свои мысли в письменной форме. П – Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая деятельность (самостоятельная индивидуальная, групповая) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель организует самостоятельную работу. 1.Напишите уравнения возможных реакций: ZnО + HCI SO2 + H3PO4 KОH + HCO3 Ba + HNO3 Ag + HSO3 Почему не все реакции возможны? Ученики записывают в тетрадях. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание. | Индивидуальные карточки | П - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценочно- рефлексивный блок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель предлагает учащимся составить синквейн к понятию – кислота. Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Побуждает оценить свою деятельность на уроке. Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна. Сдают учителю. | Карточки «Синквейн» для кислот • Название темы – одно существительное • Описание темы - два прилагательных • Описание действия – три глагола • Отношение к теме – четыре слова • Суть темы – одно слово | Л – осознавать смысл изученной темы. Р – овладение рефлексивными приемами самоанализа, самооценки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Домашнее задание. Учитель предлагает ученикам выбрать из параграфа упражнения, которые они выполнят дома самостоятельно Учащиеся называют номер параграфа и упражнения. | | |