Файл: И номер урока в теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проект УРОКА



ФИО (полностью)

Султанова Зиля Явдатовна



Место работы

МОУ «СОШ № 38 им. В. И. Машковцева»



Должность

Учитель химии и биологии



Предмет

Химия



Класс

8



Тема и номер урока в теме

Кислоты, 1 урок



Предметная программа и её автор

«Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, средняя (полная) школа, базовый уровень», автор О.С. Габриелян



Цель и предполагаемый результат

Предметный: познакомить обучающихся с классом неорганических соединений - кислоты

Метапредметный:

П- вычленять главное и второстепенное;

- сравнивать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы;

- выявлять причинно-следственные связи.

Р - контролировать и корректировать свою деятельность;

- осуществлять самоанализ, самооценку.

К - участвовать в диалоге;

- аргументировать свое решение;

- представлять результат своей деятельности.

Личностный: - формировать коммуникативные умения через работу в группах, культуру общения, сотрудничество




Тип урока

урок открытия нового знания


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Учебная (проблемная) задача

Деятельность ученика, учителя

(приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы)

Средства


Результат (Пр -предметный; П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.)

1

2

3

4

Организационно – мотивационный блок

Организовать целевое пространство для постановки учебной задачи обучающимися

Учитель приветствует детей. Дети приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Обратите внимание на таблицу 1.

Задание: Найдите среди предложенных веществ оксиды, основания. Какие вещества называют оксидами? основаниями? Назовите их.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какие формулы соединений осталась? Ответ: H2SO4 , Н NО3 , HCI

2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов водорода и ионов кислотных остатков.

Возникает проблема. К какому классу веществ их отнести? Определим цель и задачи урока. Ученики выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу.

Учитель: вспомним, что вы знаете о кислотах? Где вы встречались с кислотами? Что называют кислотами?

Значит, тема урока-Кислоты. Что мы уже знаем о них? А что нам не известно?


Таблица 1

  

I ряд

II ряд

III ряд

1

Р2O5

К 2О

BaO

2

Cu(ОН)2

NaОН

Ca(OН)2

3

H2SO4

НNО3

HCI




Р – Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

П – анализировать информацию.

К – Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Информационно- аналитический блоки

Систематизировать изученный материал

1. Этап «Открытие нового знания». Чтобы узнать о химических свойствах кислот, повторим уже известную вам информацию и из имеющихся знаний создать портрет кислот.

- Какие из них вам уже известны? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая – природные), но есть и искусственные, с которыми мы познакомимся в процессе урока.

Рассмотрите формулы кислот в таблице 2. Что общего вы наблюдаете в составе всех кислот? (Названия столбцов появляются по мере обсуждения, т. е. учащиеся самостоятельно проводят поиск и решают проблемы)

Таблица 2

Формулы кислот

Название кислот

Кислотный остаток

Основ-ность

Кислородо-содержащая

Бескисло-родная

HCl

 

 

 

 

 

HNO3

 

 

 

 

 

HNO2

 

 

 

 

 

H2S

 

 

 

 

 

H2SO4

 

 

 

 

 

H2SO3

 

 

 

 

 

H3РО4

 

 

 

 

 

Одинаково ли количество атомов водорода в молекуле кислоты? (разное количество атомов водорода делит кислоты на одноосновные и многоосновные). Таблица заполняется в процессе обсуждения.

По растворимости в воде кислоты делят на растворимые и нерастворимые. Есть кислоты летучие (дымящиеся) и нелетучие. По степени электролитической диссоциации: сильные и слабые электролиты. С соляной кислотой вы уже знакомы, она принадлежит к бинарным соединениям. Однако к классу кислот относят соединения, состоящие и из большего числа элементов. Какой это обычно элемент? Как бы вы разделили кислоты по этому признаку? (бескислородные и кислородсодержащие). Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете, что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т. к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т. к. многие из них ядовиты.

- Как вы думаете, как можно распознавать кислоты, не пробуя их? (учащиеся высказывают предположения)

Распознаем кислоты с помощью индикаторов. – С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей. (Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования).

Вы будете использовать растворы кислот. Они готовятся по правилу «Сначала вода, затем кислота, иначе случится большая беда». При работе с кислотами необходимо соблюдать особые правила техники безопасности.

При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности (инструкции перед вами).

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Книга О. С. Габриеляна «Химия» 8 класс, § 18.

ПР – Применять свои знания о кислотах для заполнения таблицы
Р – Уметь самостоятельно находить необходимую информацию
К – оформлять свои мысли в письменной форме.
П – находить основания для классификации; сравнивать, сопоставлять



2 Этап Лабораторные опыты.

Организует работу учащихся в группах. Проделывают лабораторные опыты, пишут выводы.

Порядок действий для каждой группы:

1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия кислоты с данным веществом

2. Объясните результаты наблюдений.

I группа

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с оксидом кальция

II группа

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии серной кислоты с гидроксидом натрия.

III группа

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с медью и цинком.

Вывод: кислота реагирует с основными оксидами? Основаниями? Металлами?

Взаимопроверка. Демонстрация правильных ответов на интерактивной доске.

Запись всех возможных реакций в тетради и их условий протекания.

Дополнительная информация.

Польза кислот.

1. Применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов, для сохранения пищи.

2. Использование в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля.

3. Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты.

4. Использование муравьиной кислоты в народной медицине.

5. Участие в процессе пищеварения.

Вред кислот:

- можно получить ожоги;

- кислотные дожди разъедают некоторые поверхности и т. д.

Карточки с правилами техники безопасности, штативы с пробирками, растворы соляной, серной, раствор гидроксида натрия, цинк и медь, оксид кальция.

ПР – Применять свои знания о кислотах на практике
Р – Уметь самостоятельно находить необходимую информацию
К – оформлять свои мысли в письменной форме.
П – Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Практическая деятельность (самостоятельная индивидуальная, групповая)



Учитель организует самостоятельную работу.

1.Напишите уравнения возможных реакций:

ZnО + HCI  

SO2 + H3PO4   

KОH + HCO3

Ba + HNO3

Ag + HSO3

Почему не все реакции возможны?

Ученики записывают в тетрадях. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание.

Индивидуальные карточки

П - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

К - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Оценочно- рефлексивный блок



Учитель предлагает учащимся составить синквейн к понятию – кислота. Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Побуждает оценить свою деятельность на уроке.

Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна. Сдают учителю.

Карточки

«Синквейн» для кислот

• Название темы – одно существительное

• Описание темы - два прилагательных

• Описание действия – три глагола

• Отношение к теме – четыре слова

• Суть темы – одно слово

Л – осознавать смысл изученной темы.
Р – овладение рефлексивными приемами самоанализа, самооценки.



Домашнее задание. Учитель предлагает ученикам выбрать из параграфа упражнения, которые они выполнят дома самостоятельно Учащиеся называют номер параграфа и упражнения.