Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исправительно-трудовое право. Впервые в истории советского права в 1969 г. были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Вслед за тем в республиках были проведены, хотя и не все, принципы, знакомые нам уже по законам 20-х гг., направленные на целесообразность и гуманизацию отбывания наказания: обязательное привлечение заключенных к труду, обучение их общеобразовательным и профессиональным предметам и т.д.
Процессуальное право проявляет тенденцию к расширению гарантий обвиняемым и подсудимым.. Теперь адвокат допускается к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всего производства по делу.
В заключение следует отметить развитие советской правовой системы в силу применения норм международного права. В данный период происходит дальнейшая дифференциация международного права, которое с давних пор подразделяется на публичное и частное.


  1. Советское государство и право в период НЭП (20-е годы ХХ века). Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.




  • Переход к новой экономической политике. Изменение в политической системе. Оформление монополии РКП(б). Изменение государственной системы. Реорганизация советской системы. Съезды Советов. Совет труда и обороты. СНК. Органы государственного контроля ВСНХ. Создание новых ведомств отраслевого управления.


Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Судебная система 1922г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры. Реорганизация органов государственной безопасности. Репрессии 1920-х гг. Борьба Советского государства с церковью.
Создание СССР. I съезд Советов СССР. Договор 1922 г. об образовании СССР. Разработка и принятие Конституции СССР 1924г. Союзные органы власти и управления. Юстиция.
Кодификация советского права 1922-1924 гг. Гражданский кодекс РСФСР, Уголовный, Земельный, Лесной, КЗоТ, УПК, ГПК, Исправительно-трудовой.
Создание общесоюзного законодательства. «Основные начала уголовного законодательства» 1924 г. «Общие начала землепользования» 1928г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.

Конституция СССР 1924г. — это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.
Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы — на 72 статьи.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна, В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.
Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:
внешние отношения и торговля,

решение вопросов о войне и мире,

организация и руководство вооруженными силами,

общее руководство и планирование экономики и бюджета,

разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.


  1. Советское государство и право тоталитарного типа в период сталинской модернизации. Конституция СССР 1936 г.


1. Мировой экономический кризис конца 20-х—начала 30-х гг. и его воздействие на международную обстановку и на СССР. Оживление надежд на мировую революцию. Проблема ускорения темпов индустриализации и создания военно-промышленного комплекса. Отказ от политики нэпа и форсирование индустриализации.
2. Изменение социальной структуры общества. Насильственная коллективизация в деревнях и формирование колхозного крестьянства. Массовые репрессии против кулачества и иных зажиточных и деятельных слоев крестьянства.
3. Реорганизация политической системы в 3О-е годы. XVII съезд правящей партии ВКП(б) н провозглашение победы социализма. Последствия этого, лозунга для государства и политической системы в целом. Усиление роли партийного аппарата по Уставу ВКП(б) 1934 г.


4. Утверждение административно-командной системы управления экономикой.

Прикрепление колхозников, рабочих и служащих совхозов к колхозам и совхозам в административном порядке посредством паспортной системы. Санкции за самовольный уход из совхозов и колхозов.
5. Реорганизация административно-политических органов, следствия, суда и прокуратуры. Расширение полномочий органов ОПТУ в начале 30-х гг. по применению внесудебных репрессий. Ликвидация республиканских НКВД. Переход милиции в состав ОГПУ и объединение ее в общесоюзном масштабе. Введение в 1932 г. общесоюзной паспортной системы.
6. Основные направления развития законодательства. Источники права. Определение в Конституции СССР И936 г. понятия закона и подзаконного акта. Совместные постановления CHIK СССР и ЦК ВКП(б) как источники права.
7. Перестройка государственного аппарата на военный лад. Введение военного положения и расширение полномочий военных властей в местностях, объявленных на ном положении. Правовой режим военного положения и осадного положения. Учреждение чрезвычайных органов партийно-государственной власти: Государственного комитета обороны (ГКО), местных комитетов обороны, института уполномоченных ГКО в различных регионах страны и отраслях экономики. Отмена выборов в Советы и продление их полномочий до конца войны и особенности их деятельности в условиях войны.
8. Национально-государственное строительство. Закон о поправках к Конституции СССР от 1 февраля 1944 г. Преобразование наркоматов обороны и иностранных дел из союзных в союзно-республиканские. Усиление роли Коммунистической партии и ее органов в партийно-государственной управленческой системе.
9. Усиление административно-командных методов управления экономикой. Меры Советского государства по обеспечению экономики рабочей силой и поддержанию трудовой дисциплины. Введение трудовой мобилизации и создание общегосударственной системы распределения рабочей силы.
10. Организационно-правовые меры по охране общественного порядка, государственной безопасности и борьбе с уголовной преступностью. Создание в местностях, объявленных на военном положении, территориальных военных трибуналов и органов военной прокуратуры. Объединение НКВД и НКГБ в единый наркомат внутренних дел (1941).

11. Перестройка государственного аппарата в связи с переходом от войны к миру. Выборы в Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик и местные Советы (1946). Внесение изменений в Конституцию СССР в 1946 г. Усиление роли руководимого Сталиным правительства (Совета Министров) и государственного управленческого аппарата.
12. Борьба с уголовной преступностью.


  • Одобрена 11 июня 1936 г. президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов.


Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.
Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.
Специальная глава Конституции была посвящена организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.
Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы.
Конституция закрепила новую избирательную систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный.

  1. 1   2   3


Судебная реформа 1864 г.



  • Судебная реформа 1864 года провозгласила буржуазные принципы судопроизводства:

Независимость и отделение суда от администрации.

Создание всесословного суда.

Равенство всех перед судом.

Введение присяжных заседателей.

Установление прокурорского надзора.

Создание чёткой системы судебных инстанций.

Реформа предусматривала отделение следствия от суда, гласность процесса, участие в процессе обвинения и защиты, равенство сторон и др. Судебная реформа 1864 года считается самой буржуазной. Защита интересов дворянства выявляются в ней со всей полнотой. Естественно, что суд, правосудие – системы, с которыми граждане сталкиваются не повседневно. Вместе с тем в суде сталкиваются внутриклассовые различия. Дворяне судятся с дворянами, крестьяне с крестьянами и т. д. Из этого следует, что всякого рода процессуальные гарантии важны для всех слоев общества. Судебная реформа затронула интересы всех классов, всех слоев Российского общества. Судебная реформа имела прогрессивное значение, т.к. заменила собой очень раздробленную систему судов (суды по ряду дел, с множеством инстанций и т.п.).
Но у реформы были и слабости (изъятие некоторых категорий дел, сохранение системы поощрений судей местными администрациями, неполное проведение её в различных районах). Отделение суда от администрации было непоследовательным. Сенат – высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернатором. С 70-х годов началось отступление от провозглашенных принципов.
Судебная реформа была подвергнута коренному пересмотру ранее других реформ 60-х годов, так как она стала мешать царской власти, поскольку именно эта реформа давала слишком много свободы. Поэтому некоторые ее положения были пересмотрены. Существенным средством давления на судей было право министра перемещать их из одного судебного округа в другой.


  1. Управление страной и право в период Второй мировой войны.




  • Вторая мировая война качественно изменила условия деятельности органов государственного управления Советского Союза. Реальная угроза быть втянутым в эту войну вынудила изменить приоритеты, задачи, методы и структуру системы управления по реализации внутренней и внешней политики. Внимание органов управления было переключено с задач социального преобразования и развития общества на вопросы укрепления обороноспособности страны. Партийное руководство сливается с государственным управлением, формируется партийно-советское управление. На управленческие партийные и государственные кадры отрицательно действовали культ личности, репрессии.