Файл: Министерство образования красноярского края кгбпоу канский политехнический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под профессиональной готовностью понимают интегративное личностное образование, включающее профессиональную направленность, ПВК, знания и умения. При этом, выделяют в профессиональной готовности следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлективный.

Профессиональной направленностью называют целостное и многогранное свойство личности, включающее два компонента: практический (поведенческий) и эмоционально-когнитивный.

Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. В тоже время, профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, ПВК, психологическую готовность.

Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальности средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к своей профессии. Профессионализм характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники.

Профессионализм - это интегральная личностная характеристика человека, который на высоком уровне овладел нормами профессиональной деятельности и профессионального общения; следует профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает профессиональную этику; развивает свою личность средствами профессии; обогащает опыт профессии; стремится вызвать интерес общества к результатам своей профессии, гибко учитывает новые запросы общества к профессии[6, с. 22].

Профессиональная деятельность является специфическим видом трудовой деятельности и включает в себя все ее основные характеристики: целесообразность, преобразовательный характер, направленность на удовлетворение социальных и личных потребностей. Сама трудовая деятельность может быть как профессиональной, так и непрофессиональной. В профессиональную ее превращают такие условия, как наличие образования, официально подтвержденная квалификация, общественное признание, отнесенность к той или иной профессии.


Профессия — это совокупность специальных знаний и навыков, которые требуют теоретической и практической подготовки. Как правило, профессия определяет характер трудовой деятельности человека и является основным источником его существования. Кроме того, она накладывает отпечаток на характер человека, тип его мышления, мировоззренческие ориентиры. [2, с. 19]

В ходе профессиональной деятельности человек вступает в различные отношения, определяющие его развитие, ценности и представления о жизни в целом: более половины случаев неудовлетворенности жизнью в целом прямо или косвенно связаны с неудачами в профессиональной деятельности.

Можно сказать, что личность не просто участвует в трудовой деятельности, а утверждает себя посредством трудовой деятельности. Поэтому ощущение востребованности, уважение к себе, удовлетворенность жизнью зависят от профессиональных успехов человека, степени его грамотности и мастерства.

Тем не менее, работа выполняется: человек определяет цели своей деятельности, использует для их достижения комплекс имеющихся у него средств (внешних, орудийных, и внутренних, психологических) и получает определенные результаты. В этом случае можно говорить пока еще не о профессиональной деятельности (в смысле качества – поскольку уровень ее выполнения еще далеко не профессиональный), а о трудовой деятельности человека в рамках данной профессии.

При этом можно выделять уровни и стадии формирования у человека индивидуального профессионализма. Приверженцы данного подхода исходят из того, что именно сложность трудовых функций для человека и придает деятельности профессиональный характер. Обретение деятельностью профессионального характера, появление профессии связано с таким качественным состоянием трудовых функций, уровнем их сложности, выполнить которые любой желающий человека, не прошедший соответствующего обучения, не может.

Отнесение функций трудовых функций, выполняемых на рабочем месте, да и самой трудовой деятельности к сложной связано с конкретным культурно-историческим периодом, с уровнем развития техники и технологий.

Требования к необходимым знаниям, умениям и навыкам специалистов, в том числе, к их индивидуальному профессиональному опыту, с которыми сталкиваются, вступая в трудовую жизнь, новые поколения людей, по отношению к ним имеют объективный характер.

Носителями социальной памяти подобных видов труда выступает не только предметный мир, духовное наследие, но и профессиональное сообщество в целом. Объективация профессионального

опыта происходит в форме рабочих мест, должностей, организационных структур. Для традиционных массовых профессий в общественном сознании складывается и существует устойчивое представление о содержании присущих им видов профессиональной деятельности. Содержание этих представлений составляют некоторые обобщенные качества, которыми должен обладать человек, чтобы он мог выполнять тот или иной труд. В таком понимании профессиональная деятельность рассматривается как один из стереотипов вида общественной практики, которая представлена профессионально-квалификационными требованиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Профессиональная деятельность, осуществляемая в рамках профессии, объективно сложна, поэтому она трудна для освоения индивидом и затратна для общества с точки зрения воспроизводства профессионалов.

Для относительно простых видов трудовых занятий продуктивным может быть изменение сферы деятельности индивидом, но при этом в любой из сфер требуется применение усилий и затрат времени для развития умений и навыков при движении субъекта деятельности к уровню мастерства.

В тоже время существуют негативные тенденции в системе «человек–профессия–общество». Первая отмеченная негативная тенденция проявляется в депрофессионализации определенных коллективных субъектов труда, что представляет потенциальную угрозу как для соответствующего профессионального сообщества, так и для общества в целом. Вторая негативная тенденция связана с неустойчивой (флексибильной) профессиональной занятостью и пректаризаций труда, что представляет угрозу благополучию человека труда, но является фактором его депрофессионализации.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН, 2019 С. 24-29.

  2. Брылева Л.Г. Самореализация личности (онтокультурологический аспект) СПб., 2020 С. 49-53.

  3. Дикая Л.Г., Ермолаева Е.П. Нравственные проблемы профессиональной деятельности // Психология нравственности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 361–380.

  4. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2019. Т. 22. № 4. С. 51–59.

  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2019 С. 78-80.

  6. Клеман К. Труд не на рабочем месте // Отечественные записки. 2020. № 4 (37). С. 37-55.

  7. Леньков С.Л. Профессионализм и профессиональный маргинализм педагогов инновационного образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 1 (33). С. 152–175

  8. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: МПСИ, Флинта, 2019. С. 37-44

  9. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2020 С. 67-69.

  10. Черемошкина Л.В. Третья «волна» депрофессионализации // Человек и труд. 2021. № 11. С. 58–61.