Файл: Министерство образования красноярского края кгбпоу канский политехнический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГБПОУ «КАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность: «Право и организация социального обеспечения»

Дисциплина: Обществознание

ЧЕЛОВЕК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОКЛАД

Д.00479926.40.02.01.22

Канск 2022
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТРУДЕ 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

ЛИТЕРАТУРА 15



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность работы состоит в том, что каждый день миллионы людей спешат на работу. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Мы определяем для себя не только основное занятие, но и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

Как и любой путь, профессиональный начинается с выбора направления. А ведь нужно еще освоить избранную специальность, найти применение своим знаниям и способностям. На всем этом пути придется искать работу, общаться с работодателем, входить в новый коллектив.

Профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимает половину нашей жизни. Найти себя в этом мире - означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.

Огромное многообразие мира профессий - следствие того, что один человек не в состоянии делать все нужное для жизни. Поэтому кто-то занят одним делом, кто-то другим, причем тем, что получается у него лучше.

О профессионализме надо знать каждому трудящемуся человеку, хотя эта необходимость и не всегда осознается. Пока работник трудится только для добывания хлеба насущного, он обычно не задумывается над теоретическими вопросами. Но как только человек начинает ставить перед собой задачи самореализации своей личности в труде, он неизбежно обращается к самоосознанию себя как профессионала, начинает рефлексировать по поводу своего вклада в опыт профессии.


Профессиональная рефлексия в процессе труда необходима как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них, хотя и в разных формах, надо уметь оценивать свои профессиональные планы и устремления, выявлять имеющиеся профессиональные способности и резервы личности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, «просчитывать» профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества и т.д.

Предметом исследования являются сложившиеся воззрения отечественных и зарубежных специалистов на труд, профессиональную деятельность, профессии как психологические феномены, субъектов труда, а также различий и взаимовлияния разных видов трудовой активности отдельных людей и рабочих групп (относительно простой трудовой деятельности и профессионального труда в обществе).

Цель нашего исследования – поиск, выделение и анализ существенных признаков труда, профессиональной деятельности, профессии как психологических феноменов; анализ исторических тенденций изменений составляющих (позитивных и негативных) в системе «человек–профессия– общество».





ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТРУДЕ



При всей семантической близости понятие «профессия» не совпадает с понятием «профессиональная деятельность». В пользу можно привести следующие аргументы[8, с. 6]:

1) Одна и та же деятельность может осуществляться как в рамках, так и вне рамок профессии. Например, сочинение стихов, фотографирование, изготовление мебели и др., – при одинаковом качестве выполнения, – может быть и профессией человека, и его хобби.

2) Одна и та же деятельность может осуществляться в рамках разных профессий. Например, деятельность педагога, психолога и психотерапевта в некоторых ситуациях может быть полностью идентичной. Однако, несмотря на наличие общих фрагментов деятельности, рассматриваемые субъекты не становятся представителями одной профессии.

3) В рамках одной профессии могут сосуществовать совершенно разные виды деятельности. Например, профессия преподавателя вуза требует от человека (подчас одновременно) научной, педагогической, организационной и других видов деятельности.

Словосочетание «профессиональная деятельность» наиболее часто употребляется в следующих двух вариантах[3, с. 11]:



1) для обозначения трудовой деятельность человека, характеризующаяся высокими показателями качества, надежности и эффективности ее выполнения;

2) для обозначения деятельности в рамках профессии, которая предстает перед человеком как некоторый способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. При этом выполняемая деятельность требует от и исполнителя подтвержденной (официальным органом) квалификации и полномочий.

Под профессиональной деятельностью нами понимается сложная деятельность, которая предстает перед человеком как способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный (конституированный) характер.

Профессиональная деятельность является объективно сложна, поэтому она трудна для освоения и требует длительного периода подготовки. Можно выделить два основных подхода, к воззрениям становлении профессий и профессиональных деятельностей.

Первый подход основан на понимании возникновения профессиональных деятельностей и профессий как следствии процессов развития и разделения труда.

Второй подход основан на понимании профессиональной деятельности как характеристики профессии. Развитие и разделение труда характеризуется тремя группами признаков. [6, с. 18]

1) Сложностью действий, операций и приемов, которые человек выполняет в процессе деятельности.

2) Содержанием действий, операций и приемов которые определяют предметность его деятельности.

3) Специализацией как формой закрепления человека в трудовом процессе (сфере).

Указанные признаки могут рассматривать не только как предпосылки возникновения качественно отличных друг от друга видов труда, но и обретения трудовой деятельностью профессионального характера. Следствием разделения, развития и усложнения труда является усложнение трудовых функций, выполняемых человеком, что, в свою очередь, предопределяет требования к человеку.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ




Разделение труда и специализация труда вследствие его сложности приводит к двум линиям развития системы «человека – профессия».

Первый вектор характеризует движение от человека к профессии; второй – движение от профессии к человеку[4, с. 22].

  1. Движение от трудовой деятельности человека к его профессиональной деятельности и к профессии («субъективированная» форма). Профессионализация труда при таком походе предстает как процесс обретения трудовыми функциями такого уровня сложности, которые требуют от человека профессиональных знаний, умений, навыков; обретение трудовой деятельностью ее качественно иной формы – профессиональной деятельности. На основе анализа позиций исследователей, можно выделить два подхода к пониманию развития системы «человек – профессия – общество» [7, с. 11].

  2. Специалисты в области истории науки, техники и научно-технической деятельности рассматривают процесс зарождения профессиональной деятельности во взаимосвязи с логикой развития ее компонентов – орудий труда, предметов и условий труда, последовательности передачи трудовых функций человека техническим устройствам.


Авторы обращаются к истории возникновения трудовых занятий и профессии, обретения деятельностью профессионального характера. Профессионализация труда трактуется как результат постоянства его выполнения человеком. Специализация здесь рассматривается как относительное постоянство деятельности человека, как закрепление за конкретным видом труда. Специализация человека имела своим следствием обретение им таких качеств, которые отличали его от тех, кто таким трудом не занимался. Действия, операции, приемы труда усложнялись, познание человека фокусировалось на конкретной предметной области. Специализация человека вела к умелым, рациональным, продуманным и результативным действиям – к индивидуальному профессионализму деятеля. [2, с. 8]

Для понимания человека как субъекта деятельности наиболее важны следующие положения субъектно-деятельностного подхода:

  • человеку присуще стремление осваивать как внешний мир, частью которого он является, так и собственный мир;

  • при этом происходит осмысление мира, включающего себя и мир, отдельно от себя;

  • понятие субъекта может быть успешно использовано для характеристики любых форм и уровней жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной деятельности.

Человек стремится осваивать как внешний мир, частью которого он является, так и собственный мир, создавая свой образ, образовываясь.

Это означает, что процесс освоения новых знаний носит постоянный характер и имеет особое значение также и для взрослых людей. Кроме этого, понятие субъекта может быть успешно использовано для характеристики любых форм и уровней жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной деятельности, «это свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке.

В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю»[3, с. 29]. Деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; она всегда - творческая и самостоятельная» [1, с.75].

По определению A.B. Брушлинского: «Субъект - это человек, люди на высшем для каждого из них уровне деятельности, целостности, автономности; творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути; тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной. Субъект - качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности. Таким образом, субъект - важнейшее из бесконечно многообразных противоречивых качеств человека» [5, с. 39].


Отсюда следует, что профессиональную готовность человека к трудовой деятельности надо рассматривать как свойство человека, обладающего субъектными качествами, занимающего активную позицию.

Развивая представления о взрослом как субъекте деятельности через призму данного подхода важно отметить, что активное включение взрослого в профессиональную деятельность в известной степени преображает, трансформирует, развивает его как личность, придавая новые качества.

Активное построение взрослым своей трудовой деятельности, ее целей, внешних и внутренних средств, условий, индивидуального стиля является активностью психического отражения. С этих позиций профессиональная деятельность - определяется интенсивностью, адекватностью, системностью психического отражения. Становление взрослого как субъекта деятельности, является следствием прохождения им сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства. На этом пути постоянно возникают все новые и новые требования к субъекту деятельности, к его профессиональной пригодности, и в то же время уровень готовности, то есть степень соответствия личности этим профессиональным требованиям, выступает детерминирующим фактором в развитии субъекта деятельности.

Становление субъекта деятельности со своей позицией, профессиональными планами, стратегией поведения, целями и программами действий, отношением к результатам профессиональной деятельности и другими специфическими свойствами является результатом преломления законов развития человека, изменения психического склада на жизненном пути под влиянием деятелыюстных детерминант и тенденций.

Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях.

При этом под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность. которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения. Требует длительного периода теоретического и практического обучения[6, с. 21].

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющаяся в деятельности и общении. Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.