Файл: Методические указания по проведению семинарских занятий для студентов дневного отделения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

Тульский государственный университет
Кафедра философии

Ф И Л О С О Ф И Я

Методические указания

по проведению семинарских занятий

для студентов дневного отделения

Тула – 2020
В современных условиях существенно возрастает роль гуманитарной составляющей в структуре высшего образования. Объясняется это тем, что ныне особенно важно, чтобы высшая школа готовила не просто высококвалифицированных специалистов, но также и человека – гражданина, вооруженного четким и обоснованным научным мировоззрением, социально-политическими и духовно-нравственными ориентирами.

Предлагаемые методические указания составлены в соответствии с требованиями образовательных стандартов и отражают современное состояние философской науки.

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ И

РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Тема 1. Предмет философии и ее место в системе наук. – 2 часа.


  1. Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрений.

  2. Мифология и религия как исторические типы мировоззрения. Философия как вид мировоззрения. Соотношение религии, мифологии и философии (общее и отличия).

  3. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Функции философии. Методологическая функция философии. Философия и наука.

  4. Главные философские направления. Виды материализма и идеализма.



Основная литература (учебники и учебные пособия)


  1. Щукин Ю.М. Философия: Учебное пособие для вузов. – Тула. 2001. – Гл.1.

  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2000. – Вводное слово.

  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2000. – Разд. 1. –Гл. 1-4.

  4. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности: Учебное пособие. – М., 1999. – Ч.1.

  5. Невлева И.М. Философия: Учебное пособие. – М., 2002. – Гл. 1,2.

  6. Философия (под ред. А.Н. Ерыгина). – М., - Ростов н/Д, 2004. – С. 6-35.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2. Философия Древнего Востока. – 2 часа.


  1. Периодизация истории философии.

  2. Древнеиндийская философия. Основные термины религии брахманизма. Ортодоксальные и неортодоксальные религиозно-философские учения.

  3. Философия буддизма.

  4. Древнекитайская философия. Понятие дао. Социально-этическое учение Конфуция. Даосизм (Лао-цзы).


Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.2.

  2. Философия (под ред. О.А.Митрошенкова). – М., 2004. – Гл.2.

  3. Философия (под ред. В.Д.Губина и др.). – М., 2001. – Гл.1.1,1. 2.

  4. Философия: Часть 1: История философии (под ред. В.И.Кириллова и др.). –М., 1998. – Гл.2.

  5. История философии (под ред. Ч.С.Кирвеля). – Минск, 2001. – Гл. 1.

  6. Философия (под ред. А.Н.Ерыгина). – М., - Ростов н/Д, 2004. – С. 39-64.


Тема 3. Античная философия. – 2 часа.


  1. Проблема происхождения природы (космосе) в античной философии. Учение об «архэ» Фалеса, Анаксимандра, Демокрита, Гераклита, Пифагора.

  2. Античная философия V в. до н.э. Парменид, Зенон Элейский. Софисты о человеке как «мере всех вещей».

  3. Диалектический метод познания Сократа. Рационалистическая этика Сократа.

  4. Философская система Платона. Учение о мире вещей и мире эйдосов. Учение Платона о человеке и государстве.

  5. Аристотель о материи и форме. Аристотель о человеке и идеальном государстве будущего.

  6. Философия эллинизма: этические учения школы Эпикура, стоиков, скептиков, киников.


Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл. 2.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл.1

  3. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. – М., 1999. – Ч.2, разд. 1.

  4. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. Г.3.

  5. Философия (под ред. А.Н.Ерыгина). – М., Ростов н/Д., 2004. – С. 54-64.

Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения. – 4 часа.


  1. Религиозный характер средневековой философии. Теоцентризм. Природа и человек как творения бога.

  2. Проблема откровения в средневековой философии. Соотношение веры и разума в познании.

  3. Роль Августина Блаженного в философии эпохи патристики.

  4. Учение св. Фомы Аквинского о Боге. Смысл спора реалистов и номиналистов.

  5. Антропоцентризм и гуманизм в философии Возрождения. Человек как творец самого себя. Социальное учение Н. Макиавелли.

  6. Натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм. Н. Кузанский об «ученом незнании». Гелиоцентризм Н.Коперника. Д.Бруно о бесконечности Вселенной.

  7. Начало Реформации. Учение М. Лютера о спасении верой. Ж. Кальвин.




Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.3,4.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл.2,3.

  3. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. – М., 1999. – Ч.2, разд. 2,3,4.

  4. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. – Гл.4.

  5. История философии. (под ред. Мопельман В.М. и Пенькова Е.М.). – М., 1997. – Гл. 3,4.

  6. Философия (под ред. А.Н. Ерыгина). – М., - Ростов н/Д., 2004.



Тема 5. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.). – 2 часа.


  1. Научная революция XVIIв ее основания, особенности протекания. Оформление первой научной картины мира.

  2. Проблема метода научного познания: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Учение о познании Д.Локка.

  3. Учение о субстанции и материи в философии XVIIв.: Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц.

  4. Философия природы у французских материалистов XVIIIв. Материя, движение, сознание.

  5. Социальная философия Просвещения (XVIIIв.). Социальная среда и личность. Теория «разумного эгоизма».


Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл. 5,6.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл.4

  3. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. – М., 1999. – Ч.2, разд. 3.

  4. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. – Гл.5.

  5. История философии. (под ред. Мопельман В.М. и Пенькова Е.М.). – М., 1997. – Гл.5.

  6. Философия (под ред А.Н.Ерыгина). – М., - Ростов н/Д., 2004. – С. 82-91.


Тема 6. Немецкая философия XVIIIXIXвв. – 2 часа.


  1. И.Кант – родоначальник классической немецкой философии. Познание как активная деятельность субъекта. «Вещь в себе» и явление. Человек как высшая ценность и самоцель. Автономия морали.

  2. Объективный идеализм Гегеля. Учение об «Абсолютном Духе». Диалектика как метод познания. Законы и категории диалектики.

  3. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Концепция «религии любви» и основанная на ней этика Фейербаха.

  4. Диалектический и исторический материализм – философия марксизма. Учение о формациях и необходимости коммунистической революции. Неомарксизм.


Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл. 7.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. - Гл..6.

  3. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. – М., 1999. – Ч.2, разд.5.

  4. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. - Гл. 6,7.

  5. История философии. (под ред. Мопельман В.М. и Пенькова Е.М.). – М., 1997. – Гл.6.

  6. Философия (под ред. А.Н.Ерыгина). – М., - Ростов н/Д., 2004. – С.92-106.



Тема 7. Западная философия второй половины XIX - XXвв. – 4 часа.
Занятие первое


  1. Основные черты неклассической философии.

  2. Волюнтаризм А.Шопенгауэра и «философия жизни» Ф.Ницше.

  3. Философия человека: экзистенциализм. Жизненная ситуация и экзистенция. Свобода и ответственность личности.

  4. Философия психоанализа: З. Фрейд, К-Г. Юнг, Э. Фромм.


Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл. 7,9.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл. 7.

  3. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. – Гл.7.

  4. Современная западная философия. – М., 2001.

  5. Орлов С.В. История философии. – СПб., 2006. – С. 118-150.


Занятие второе


  1. Современная христианская философия: неотомизм, тейярдизм. Синтез веры и знания. Человек как фактор эволюции универсума.

  2. Философия науки: позитивизм, неопозитивизм (анализ языка науки как предмет философии, принцип верификации), постпозитивизм.

  3. Новые области философствования: постмодернизм. Учение о власти М. Фуко. Теория симулякров (Ж. Бодрийяр). Концепция деконструкции, ее смысл и значение.

  4. Оформление герменевтики в истории философии, ее представители и круг проблем.

Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.9.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл.7.

  3. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. – Гл.7.

  4. Современная Западная философия. – М., 2001.

  5. Орлов С.В. История философии. – СПб., 2006. – С. 118-150.


Тема 8. Отечественная философия. – 2 часа.


  1. Особенности русской философии. Причины ее позднего оформления. Основные периоды ее развития.

  2. Философские воззрения М.В. Ломоносова и А.Н.Радищева. П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники. Учения славянофилов о самобытности русской культуры.

  3. Философия Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

  4. Религиозная философия В.С. Соловьева.

  5. Русский космизм. Его представители и направления.


Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.8.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл.8.

  3. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. – М., 1999. – Ч.2, разд.6.

  4. Евлампиев И.И.История русской философии. – М., 2002.

  5. Невлева И.М. Русская философия. – М., 2000.

РАЗДЕЛ
III. ОБЩАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 9. Бытие и материя. – 2 часа.


  1. Понятие бытия. Виды бытия. Специфика человеческого бытия.

  2. Понятие материи. Развитие понятия материи в истории философии. Материя и субстанция. Виды материи и уровни ее системной организации.

  3. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Формы движения материи. «Биологические часы». Социальное пространство и социальное время.

  4. Диалектика. Основные законы диалектики. Категории диалектики: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. Понятие детерминизма.


Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.10.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл.9.

  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1999. – Гл. 15-17.

  4. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. – Гл.9-10.

  5. Философия (под ред А.Н.Ерыгина). – М., - Ростов н/Д., 2004. – С.260-366.



Тема 10. Сознание. – 2 часа.


  1. Проблема происхождения и понимания сознания (души) в истории философии

  2. Понятие сознания. Сознание как субъективная реальность, как идеальное воспроизведение действительности. Атрибутивные характеристики сознания.

  3. Проблема искусственного интеллекта в свете новейших достижений кибернетики и информатики.



Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.10.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл. 11.

  3. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. – Гл.15.

  4. Гурина М. Философия: Учебное пособие. – М., 1998. – Гл.10-11.

  5. Философия (под ред. А.Н.Ерыгина). – М., - Ростов н/Д, 2004. – С. 432-466.



Тема 11. Теория познания (гносеология). – 2 часа.


  1. Проблема познания в истории философии

  2. Структура познания: уровни и ступени познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

  3. Проблема истины. Истина как процесс. Диалектика относительной и абсолютной истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.


Основная литература


  1. Щукин Ю.М. Философия. – Тула, 2001. – Гл.12,13.

  2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. – Гл.12.

  3. Невлева И.М. Философия. – М., 2002. – Гл.16.

  4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1999. – Гл. 6-8.

  5. Философия (под ред. А.Н.Ерыгина). – М., - Ростов н/Д., 2004. – С. 166-196, 222-259.