Файл: Основные направления совершенствования организации работы в системе социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 384

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. За первый год участники Программы перечисли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирования Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта - предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

2009-2014 гг.: Дальнейшее совершенствование пенсионной системы.

Летом 2009 года были приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности.

Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.


С 2012 года фонд стал выполнять совершенно новую функцию-осуществление выплат за счет средств пенсионных накоплений. С 1 июня было назначено около 3 млн. данных выплат.

В 2014 году с введением новой формулы для расчета пенсии перед ПРФ была поставлена еще одна задача: пенсионеров, уже получающих трудовые пенсии, необходимо перевести на новый порядок расчета пенсии с 1 января 2015 года. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них меньше получаемой ранее.

Таким образом, результатом развития Пенсионного фонда явилось создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой данной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Так же в этой системе собирались необходимые статистические данные для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

2.2 Структура Пенсионного фонда РФ и функции его структурных подразделений

пенсионный фонд денежный

ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов субъектов РФ. В своей деятельности ПФР подотчетен Правительству РФ.

ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему:

) федеральный уровень - ПФР (правление, исполнительная дирекция);

) федеральные округа Российской Федерации - управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

) уровень субъектов Российской Федерации - территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

) местный - городской (районный) уровень - управления (отделения) ПФР в городах (районах).

Нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам. Координацию деятельности ПФР осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.



В целом для ПФР как страховщика характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и кончая контролем за расходами на содержание аппарата пенсионного фонда.

ПФР и его нижестоящие органы не являются органами исполнительной власти. Такие фонды должны строиться на принципах обязательного социального страхования, в том числе закрепленных в Законе об основах обязательного социального страхования ФЗ от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ. Исходя из этих принципов, обязательное пенсионное страхование, а соответственно и средства ПФР, не являются государственными. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных граждан по этой системе страхования и лиц (физических и юридических), уплачивающих страховые взносы в ПФР.

Руководство на федеральном уровне системой органов ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим органом - исполнительной дирекцией. Правление ПФР выполняет следующие основные функции: определяет перспективные и текущие задачи развития государственной системы пенсионного обеспечения; утверждает годовые бюджеты фонда, сметы расходов на административные нужды, включая фонд оплаты труда нижестоящих пенсионных органов, исполнительной дирекции фонда, информационного центра персонифицированного учета (в дальнейшем - ИЦПУ), отчеты об исполнении годового бюджета фонда, составляемого на основе бухгалтерской отчетности; утверждает организационную структуру и штатную численность всех своих подразделений в пределах бюджетных назначений; назначает и освобождает от должности исполнительного директора ПФР и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его региональных отделений и пенсионных управлений; утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных отделениях ПФР; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда; решает другие вопросы, входящие в компетенцию фонда. В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации и Банка России.


Правление ПФР как коллегиальный орган не является постоянно действующим. Поэтому для функционирования системы фонда создан постоянно действующий орган - исполнительная дирекция ПФР. На нее возложено решение следующих основных задач: формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением; прогнозирование и анализ финансовых ресурсов фонда; оперативное перераспределение финансовых ресурсов фонда между регионами страны; ведение бухгалтерского учета и отчетности; актуарное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

Ревизионная комиссия ПФР создана в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. В функции Ревизионной комиссии ПФР входят общая организация и методическое обеспечение внутриведомственного финансового контроля в ПФР.

Ревизионная комиссия ПФР непосредственно осуществляет финансовый контроль над:

подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета ПФР (отделениями ПФР, Исполнительной дирекцией ПФР и ИЦПУ) в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств;

подведомственными администраторами доходов бюджета ПФР (территориальными органами ПФР) по осуществлению ими функций администрирования доходов;

подведомственными территориальными органами ПФР по осуществлению ими индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и обеспечению прав застрахованных лиц, а также по осуществлению ими пенсионного обеспечения;

использованием средств из бюджета ПФР организациями, осуществляющими доставку пенсий, и другими организациями, использующими средства из бюджета ПФР.

Ревизионная комиссия ПФР организует и контролирует работу контрольно-ревизионных отделов (управлений, групп) отделений ПФР.

Федеральное учреждение «Информационный центр персонифицированного учета» (ИЦПУ) создано решением Правительства Российской Федерации для осуществления работ по обработке информации по индивидуальному (персонифицированному) учету прав граждан в системе государственного пенсионного страхования.

Основные функции ИЦПУ:

эксплуатация программно-технического комплекса системы персонифицированного учета ПФР;

ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

ведение общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий;


информирование застрахованных лиц о состоянии индивидуальных (лицевых) счетов (печать и рассылка извещений ПФР).

Для координации деятельности органов ПФР по вопросам реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение с полномочными представителями Президента Российской Федерации созданы управления фонда в федеральных округах, которые являются структурными подразделениями исполнительной дирекции ПФР.

Для координации деятельности органов ПФР по вопросам реализации конституционных прав в субъектах РФ Пенсионный фонд имеет свои региональные органы - территориальные отделения ПФР. Они действуют на основе положения о территориальных органах ПФР, которое утверждается правлением ПФР, и создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

В число основных обязанностей территориального отделения ПФР входят: исполнение бюджета отделения в соответствии с плановыми показателями, утвержденными правлением ПФР; организация работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, а также контроль за целевым использованием этих средств; финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация и ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; организация работы по назначению (перерасчету) и доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплате трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация работы по ведению базы данных по пенсионерам; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ о таком индивидуальном учете в системе пенсионного страхования; разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) и организации доставки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплаты пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т.д.; ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; решение других вопросов, отнесенных к компетенции отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.